22 апреля 2017г.
Как отмечено в [1] в России около 65% населения проживают в средних и больших городах (с численностью жителей свыше 50 тысяч), жизнь которых невозможна без приоритетного развития городского общественного транспорта.
Цель городского пассажирского транспорта общего пользования – эффективное и надежное обеспечение мобильности населения городов и агломераций с наименьшими затратами финансовых и природных ресурсов, с наименьшим ущербом окружающей среде.
Рациональное развитие общественного городского пассажирского транспорта предполагает рассмотрение вопроса его автоматизации. Цели и задачи автоматизированной системы контроля оплаты проезда в наземном общественном городском транспорте достаточно полно сформулированы в [2]:
– использование транспортных карт и Универсальной Электронной Карты;
– переход к безналичной оплате проезда;
– использование технических средств для осуществления персонифицированного учёта перевозок льготников;
– минимизация влияния человеческого фактора при оплате проезда;
– автоматизация взаиморасчетов между администрацией и перевозчиком по возмещениям денежных средств за перевозку граждан льготных категорий;
– автоматизация оплаты проезда;
– оплата компании-оператору доли от стоимости за совершенные поездки (транзакции);
– наценка за приобретение билета за наличный расчет на борту пассажирского общественного транспорта для стимулирования безналичной оплаты и приобретения электронных транспортных карт;
– обоснованный объем субсидий из бюджета за счёт повышения качества учёта перевезённых льготников;
– принятие методики возмещения оплаты проезда за школьников, студентов и других граждан льготных категорий для учета поездок граждан;
– увеличение размера денежных средств, поступающих от оплаты проезда; за счет сокращения неучтенной части выручки;
– сокращение расходов транспортных предприятий;
– получение качественных данных о реальном пассажиропотоке на транспорте;
– осуществление точного расчета для оптимизации субсидий из бюджета на перевозку льготной категории граждан;
– получение информации по выполненной работе транспорта, подключенного к Системе, и осуществление контроля маршрутизированного движения;
Во многих зарубежных развитых странах транспортные карты для оплаты проезда внедрены еще с середины 20-го века. Наличными деньгами зачастую нельзя рассчитываться в транспорте отдельных городов, а туристам (например, в Сингапуре) предлагают специальные карты. В Лондоне (Великобритания) в годы реформы общественного транспорта (2000-2008 годы) ввели транспортные карты. Использование транспортных карт на общественном транспорте Лондона сразу дало положительный эффект для пассажиров и управления транспортом в этом городе. Автоматизированные системы учета оплаты проезда в Торонто и Париже не только сделали транспортные и финансовые потоки более прозрачными и управляемыми, но и значительно сократили время, необходимое для перемещения пассажиров этих городов, за счет оптимизации маршрутной сети, сокращении времени ожидания транспорта, сокращения времени расчетов за проезд[3,4,5].
В России также есть примеры успешного использования транспортных карт в ряде городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара и др. Разработка системы «Электронный проездной» в России началась в 1998 году в Группе Компаний Центр Финансовых технологий (ЦФТ). Все реализованные к 2016 году проекты, имеют свои особенности и отвечают местным условиям и особенностям транспортных систем городов и регионов.
Факторы, влияющие на действующие и готовящиеся к внедрению системы электронной оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте:
1) Количество и виды наземного пассажирского общественного транспорта, включенного в системы электронной оплаты проезда: автобусы муниципальные и коммерческие, трамваи и троллейбусы. Отдельно следует сказать о маршрутных такси: до настоящего времени проезд в этом виде транспорта практически не автоматизирован.
2) Способы оплаты проезда: наличный и безналичный расчет с помощью транспортных карт, банковских карт и мобильных телефонов.
3) Удельный вес пассажиров в общем пассажиропотоке, которые осуществляют проезд по транспортным картам.
4) Различные тарифные планы:
– Учет времени проезда независимо от вида транспорта и количества пересадок. Учет территориальных зон проезда независимо от вида транспорта;
– Учет при оплате проезда числа приобретенных поездок;
– Учет разницы в оплате проезда по транспортной карте или разовые поездки за наличные;
– Учет разной стоимости проезда для пассажиров разных социальных и возрастных групп: пенсионеров, школьников, инвалидов и др.
– Возможность интеграции с другими транспортными электронными системами.
– Учет и возможность интеграции транспортных систем с другими не транспортными системами: ЖКХ, школы и др.
– Дополнительные бонусы при покупке и пополнении транспортных карт в виде скидок на посещение музеев и др.
5) Наличие или отсутствие турникетов при входе в транспортное средство.
6) Архитектура Систем и финансовые взаимоотношения между Участниками Системы.
Таблица 1 – Сравнительные характеристики Систем автоматизированного учета оплаты проезда в городах России и Зарубежных странах
Характеристика системы
|
Москва «Тройка»
|
Московская обл.
«Стрелка»
|
Санкт-Петербург
|
Новосибирск
|
Самара
|
Нижний Новгород
|
Лондон
|
Париж
|
Торонто
|
Мадрид
|
Год начала внедрения
|
2013
|
2015
|
2005
|
2006
|
2008
|
2016
|
2000
|
2000
|
2001
|
2002
|
Виды наземного общественного транспорта, включенного в систему:
|
Автобусы муниципальные
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Автобусы коммерческие
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Трамвай, троллейбус
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Маршрутное такси
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 1 – Сравнительные характеристики Систем автоматизированного учета оплаты проезда в городах России и Зарубежных странах
Характеристика системы
|
Москва «Тройка»
|
Московская обл.
«Стрелка»
|
Санкт-Петербург
|
Новосибирск
|
Самара
|
Нижний Новгород
|
Лондон
|
Париж
|
Торонто
|
Мадрид
|
Год начала внедрения
|
2013
|
2015
|
2005
|
2006
|
2008
|
2016
|
2000
|
2000
|
2001
|
2002
|
Учет времени проезда независимо от вида транспорта
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Учет зон проезда
независимо от вида транспорта
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Учет числа купленных поездок
|
+
|
+
|
+
|
-
|
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Учет проезда льготных категорий пассажиров
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Наличие турникетов на входе в транспорт
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+ |
В соответствии с рассмотренными факторами систем автоматизации учета проезда в наземном общественном транспорте, представлена сравнительная таблица характеристик Систем автоматизированного учета оплаты проезда в городах и регионах России, а также отдельных мегаполисов дальнего Зарубежья, имеющих опыт электронной оплаты проезда (табл.1).
Обобщая обзор, можно сделать выводы.
1 Во всех регионах есть понимание необходимости внедрения Систем электронного учета оплаты проезда в общественном транспорте.
2 Ряд крупных городов России к 2016 году уже в том или ином виде ввел в эксплуатацию
Систему электронной оплаты проезда в общественном транспорте.
3 В большинстве работающих Систем используются транспортные карты разных видов, но в последние годы появляется возможность оплачивать проезд банковскими картами, и другими способами дистанционной оплаты (ApplePay, Samsung Pay и пр.).
4 Разработчики и пользователи Систем считают, что полностью оплата проезда на безналичный расчет переведена быть не может и это нецелесообразно, использование наличного расчета должно быть сведено к минимуму, и должно быть зафиксировано в системе.
5 В отличие от Западных систем электронной оплаты проезда, где тарифные планы отвечают вкусам и требованиям практически любого пассажира, российские системы пока еще довольно ограничено используют эти возможности. Исключение составляют Москва и Санкт-Петербург.
Список литературы
1 Статья: «Система оплаты проезда в городском общественном транспорте – удобная для пассажиров, выгодная для перевозчиков и города» URL: http://tverwiki.ru/rubric/article/83.html
2 Автоматизированная система контроля оплаты проезда в наземном общественном и пригородном железнодорожном транспорте. Обзор концепций АСКОП. ГК ВессоЛинк. – Москва, 2016 г.
3 Статья: «Общественный транспорт в Лондоне». URL: http://www.arrivo.ru/angliya/london/obshestvennyiy-transport-v-londone.html
4 Статья: «Система общественного транспорта в Торонто». URL:http://www.newcanadian.ru/information/obshchestvennyi-transport-toronto.html
5 Статья: «Билеты по Парижу». URL: http://frenchtrip.ru/cities/paris/transport/paris-tickets/