Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Как отмечено в [1] в России около 65% населения проживают в средних и больших городах (с численностью жителей свыше 50 тысяч), жизнь которых невозможна без приоритетного развития городского общественного транспорта.

Цель городского пассажирского транспорта общего пользования – эффективное и надежное обеспечение мобильности населения городов и агломераций с наименьшими затратами финансовых и природных ресурсов, с наименьшим ущербом окружающей среде.

Рациональное развитие общественного городского пассажирского транспорта предполагает рассмотрение вопроса его автоматизации. Цели и задачи автоматизированной системы контроля оплаты проезда в наземном общественном городском транспорте достаточно полно сформулированы в [2]:

–      использование транспортных карт и Универсальной Электронной Карты;

–      переход к безналичной оплате проезда;

–      использование  технических  средств  для  осуществления  персонифицированного  учёта перевозок льготников;

–      минимизация влияния человеческого фактора при оплате проезда;

–      автоматизация взаиморасчетов между администрацией и перевозчиком по возмещениям денежных средств за перевозку граждан льготных категорий;

–      автоматизация оплаты проезда;

–      оплата компании-оператору доли от стоимости за совершенные поездки (транзакции);

–      наценка за приобретение билета за наличный расчет на борту пассажирского общественного транспорта для стимулирования безналичной оплаты и  приобретения электронных транспортных карт;

–      обоснованный объем субсидий из бюджета за счёт повышения качества учёта перевезённых льготников;

–      принятие методики возмещения оплаты проезда за школьников, студентов и других граждан льготных категорий для учета поездок граждан;

–      увеличение размера денежных средств, поступающих от оплаты проезда; за счет сокращения неучтенной части выручки;

–      сокращение расходов транспортных предприятий;

–      получение качественных данных о реальном пассажиропотоке на транспорте;

–      осуществление точного расчета для оптимизации субсидий из бюджета на перевозку льготной категории граждан;

–      получение информации по выполненной  работе транспорта, подключенного к Системе, и осуществление контроля маршрутизированного движения;

Во многих зарубежных развитых странах транспортные карты для оплаты проезда внедрены еще с середины 20-го века. Наличными деньгами зачастую нельзя рассчитываться в транспорте отдельных городов, а туристам (например, в Сингапуре) предлагают специальные карты. В Лондоне (Великобритания) в годы реформы общественного транспорта (2000-2008 годы) ввели транспортные карты. Использование транспортных карт на общественном транспорте Лондона сразу дало положительный эффект для пассажиров и управления транспортом в этом городе. Автоматизированные системы учета оплаты проезда в Торонто и Париже не только сделали транспортные и финансовые потоки более прозрачными и управляемыми, но и значительно сократили время, необходимое для перемещения пассажиров этих городов, за счет оптимизации маршрутной сети, сокращении времени ожидания транспорта, сокращения времени расчетов за проезд[3,4,5].

В России также есть примеры успешного использования транспортных карт в ряде городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара и др. Разработка системы «Электронный проездной» в России началась в 1998 году в Группе Компаний Центр Финансовых технологий (ЦФТ). Все реализованные к 2016 году проекты, имеют свои особенности и отвечают местным условиям и особенностям транспортных систем городов и регионов.

Факторы, влияющие на действующие и готовящиеся к внедрению системы электронной оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте:

1)     Количество и виды наземного пассажирского общественного транспорта, включенного в системы электронной оплаты проезда: автобусы муниципальные и коммерческие, трамваи и троллейбусы. Отдельно следует сказать о маршрутных такси: до настоящего времени проезд в этом виде транспорта практически не автоматизирован.

2)     Способы оплаты проезда: наличный и безналичный расчет с помощью транспортных карт, банковских карт и мобильных телефонов.

3)     Удельный вес пассажиров в  общем пассажиропотоке, которые осуществляют проезд  по транспортным картам.

4)     Различные тарифные планы:

–      Учет времени проезда независимо от вида транспорта и количества пересадок. Учет территориальных зон проезда независимо от вида транспорта;

–      Учет при оплате проезда числа приобретенных поездок;

–      Учет разницы в оплате проезда по транспортной карте или разовые поездки за наличные;

–      Учет разной стоимости проезда для пассажиров разных социальных и возрастных групп: пенсионеров, школьников, инвалидов и др.

–      Возможность интеграции с другими транспортными электронными системами.

–      Учет и возможность интеграции транспортных систем с другими не транспортными системами: ЖКХ, школы и др.

–      Дополнительные бонусы при покупке и пополнении транспортных карт в виде скидок на посещение музеев и др.

5)     Наличие или отсутствие турникетов при входе в транспортное средство.

6)       Архитектура Систем и финансовые взаимоотношения между Участниками Системы.

Таблица 1 – Сравнительные характеристики Систем автоматизированного учета оплаты проезда в городах России и Зарубежных странах

 

 

 

Характеристика системы

Москва «Тройка»

 

Московская обл.

«Стрелка»

Санкт-Петербург

Новосибирск

Самара

Нижний Новгород

Лондон

Париж

Торонто

 

Мадрид

Год начала внедрения

2013

2015

2005

2006

2008

2016

2000

2000

2001

2002

 

Виды наземного общественного транспорта, включенного в систему:

 

Автобусы муниципальные

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Автобусы коммерческие

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

Трамвай, троллейбус

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

Маршрутное такси

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

Продолжение таблицы 1 – Сравнительные характеристики Систем автоматизированного учета оплаты проезда в городах России и Зарубежных странах

 

 

Характеристика системы

 

Москва «Тройка»

 

Московская обл.

«Стрелка»

 

Санкт-Петербург

 

Новосибирск

 

Самара

 

Нижний Новгород

 

Лондон

 

Париж

 

Торонто

 

Мадрид

Год начала внедрения

2013

2015

2005

2006

2008

2016

2000

2000

2001

2002

 

Учет времени проезда независимо от вида транспорта

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

-

 

 

+

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

Учет зон проезда

независимо от вида транспорта

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Учет числа купленных поездок

+

+

+

-

-

+

+

+

+

 

Учет проезда льготных категорий пассажиров

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Наличие турникетов на входе в транспорт

 

 

+

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+   

 

В соответствии с рассмотренными факторами систем автоматизации учета проезда в наземном общественном транспорте, представлена сравнительная таблица характеристик Систем автоматизированного учета оплаты проезда в городах и регионах России, а также отдельных мегаполисов дальнего Зарубежья, имеющих опыт электронной оплаты проезда (табл.1).

Обобщая обзор, можно сделать выводы.

1                Во всех регионах есть понимание необходимости внедрения Систем электронного учета оплаты проезда в общественном транспорте.

2                Ряд крупных городов России к 2016 году уже в том или ином виде ввел в эксплуатацию

Систему электронной оплаты проезда в общественном транспорте.

3                В большинстве работающих Систем используются транспортные карты разных видов, но в последние годы появляется возможность оплачивать проезд банковскими картами, и другими способами дистанционной оплаты (ApplePay, Samsung Pay и пр.).

4                  Разработчики и пользователи Систем считают, что полностью оплата проезда на безналичный расчет переведена быть не может и это нецелесообразно, использование наличного расчета должно быть сведено к минимуму, и должно быть зафиксировано в системе.

5                В отличие от Западных систем электронной оплаты проезда, где тарифные планы отвечают вкусам и требованиям практически любого пассажира, российские системы пока еще довольно ограничено используют эти возможности. Исключение составляют Москва и Санкт-Петербург.

Список литературы

 

1                  Статья: «Система оплаты проезда в городском общественном транспорте – удобная для пассажиров, выгодная для перевозчиков и города» URL: http://tverwiki.ru/rubric/article/83.html

2                Автоматизированная система контроля оплаты проезда в наземном общественном и пригородном железнодорожном транспорте. Обзор концепций АСКОП. ГК ВессоЛинк. – Москва, 2016 г.

3                Статья: «Общественный транспорт в Лондоне». URL: http://www.arrivo.ru/angliya/london/obshestvennyiy-transport-v-londone.html

4                Статья: «Система общественного транспорта в Торонто». URL:http://www.newcanadian.ru/information/obshchestvennyi-transport-toronto.html

5                Статья: «Билеты по Парижу». URL: http://frenchtrip.ru/cities/paris/transport/paris-tickets/