Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

В статье рассматриваются инфраструктура региона и основные виды производственной инфраструктуры. Проведен анализ современного состояния отдельных видов производственной инфраструктуры на примере города Москвы. По итогам проведенного анализа предлагается один из механизмов привлечения инвесторов для обновления производственной инфраструктуры, которая не удовлетворяет потребностям общества и бизнеса, – создание технопарков.

Ключевые слова: инфраструктура, регион, виды инфраструктуры, производственная инфраструктура, технопарк.

Региональная инфраструктура формируется и развивается в зависимости от специфики отдельного региона: величины территории, плотности населения, климатических условий, наличия мегаполюсов, наличия функционирующих отраслей промышленного производства, в том числе перерабатывающего, а также отраслей сельского производства [2]. Региональную инфраструктуру согласно сложившейся теории следует разделять на две основные (производственная и социальная) и дополнительные виды инфраструктуры (рыночная, инновационная и институциональная), которые в современных условиях дублируют, дополняют и взаимозаменяют друг друга. Таким образом, инфраструктуру выступает как экономическая система, а виды инфраструктуры - как ее функции. При рассмотрении инфраструктуры в историческом периоде можно сделать вывод о том, что основой развития любого вида инфраструктуры в регионе является производственная инфраструктура.

В соответствии с экономической литературой элементы региональной производственной инфраструктуры в межотраслевом масштабе можно выделить следующие сложившиеся основные виды производственной инфраструктуры в регионе, которые представлены на Рисунке 1.


Вклад производственной инфраструктуры в экономику в период Советского союза постоянно увеличился и в 1973 году составил около 17%. Однако в результате экономических преобразований в Российской Федерации производственной инфраструктуры существенно не изменился и составил в 1996 году — менее 20%. При этом, степень изношенности фондов в производственной инфраструктуре в целом по Российской Федерации составляла около 32%.

Учитывая, что города Москва входит в лидеры регионов России по объему валовой добавленной стоимости (1/5 всех регионов России) и ее структура экономики близка к структуре крупных городских агломераций, то на примере города Москвы рассмотрим современное состояние отдельных видов производственной инфраструктуры.

В настоящее время в Москве теплоснабжения обеспечивается до 98% теплопотребности города, в том числе 75% от ТЭЦ. Для ТЭЦ наблюдается физический износ до 55% оборудования ТЭЦ (в основном, водогрейные котлы), обусловленный практическим отсутствием вводов нового оборудования в период 1999-2006 гг.

С  учетом  роста  жилых   районов  и   офисно-торговых  объектов  наблюдается  дефицит   мощностей электроснабжения для около 25 подстанций, расположенных в городе Москве.

Основной  проблемой  внешнего  газоснабжения  Московского  региона  является  старение  сетей  и сооружений и наличия значительного объема сетей с истекшим сроком эксплуатации (более 40 лет), которые в черте города также увеличиваются, несмотря на активно ведущуюся реконструкцию. При сохранении нынешнего объема ежегодной реконструкции газопроводов к 2020 году, примерно 33% газопроводов будут иметь срок эксплуатации 40 и более лет. Кроме того, газорегуляторные пункты в городе Москве со сверхнормативным сроком эксплуатации составляют примерно 66% от общего количества.

В период 2005-2013 гг. в Российской Федерации удельный вес инженерных сетей в экономику региона незначительный и составляет в среднем около 3%. Однако объем потребления электроэнергии, газа и воды постоянно растет.

Также системам промышленного водопровода и очистных сооружений, сформированных в 60-70-х годах XX века и имеющих мощность выработки в 2014 году около 10%, требуется реконструкции с внедрением современных эколого-инновационных технологий.

Современный уровень развития улично-дорожной сети Москвы не соответствует потребностям города. Доля территории, занятой улично-дорожной сетью в балансе территории города, составляет около 12 %. Сравнение уровня развития улично-дорожной сети Москвы с крупнейшими городами мира показывает, что при самой высокой плотности населения – 100,3 чел/га, Москва значительно уступает этим городам по плотности улично-дорожной сети. В Москве на 1000 жителей приходится 0,31 км, а крупных европейских столицах (Берлин, Париж, Лондон) более 1 км (1,50 км; 1,37 км; 1,24 км соответственно). Современное состояние улично-дорожной сети определяется не только недостаточной ее плотностью, но и незавершенностью системы магистралей в целом и своевременным обновлением дорожного полотна. Следует подчеркнуть, что такая ситуация характерна и для России в целом.В основном строительство инфраструктуры и обновление ее фондов в XX веке происходило на территориях производственных зон города, которые занимают порядка 18,8 тыс. га и составляют более 17% территории города (в старых границах). Основное распределение функционального назначения промышленных зон представлено на Рисунке 2.


При этом, несмотря на существенные площади производственных территорий, в том числе для функционирования производственной инфраструктуры, инвестиционные вливания на модернизацию инфраструктуры без поддержки государственных структур частными инвесторами не осуществляются в связи с высокими некоммерческими рисками, а также затратностью и долгим сроком окупаемости проектов.

Например, в городе Москве инвестиции за счет средств бюджета города в общем объеме инвестиций стабильно составляет свыше 25%.

Город стремится к привлечению частных инвесторов в различные сектора экономики города, в том числе крупные, ресурсоемкие инфраструктурные проекты в сфере транспорта, городского хозяйства.

Одним из механизмов привлечения инвесторов для обновления инфраструктуры, а также решением актуального вопроса в части импортозамещения является создание технопарков на условиях различных государственных льгот и субсидий.

К началу 2016 года в Москве создано около 20 технопарков, в том числе включающиеся инфраструктурные объекты (транспорт, логистика и IT-сервис).

В настоящее время, в связи с наличием современных инфраструктурных объектов и снижение нерыночных рисков за счет государственных гарантий, достаточное количество крупных современных отечественных корпораций проявляют интерес к созданию высокотехнологичных научно-промышленных кластеров в различных отраслях.

 

Список литературы

1.     Глушич Н.Г. Производственная инфраструктура и перспективы ее развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2009.

2.     Рыкалина О.В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография. – М.: ИНФРА-М – 2015.

3.     Сайт       Федеральной      службы      государственной      статистики       России       [электронный       ресурс].URL:http://www.gks.ru.

4.     Постановление Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП «О государственной программе города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.».