Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНИКИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Управленческие решения являются наиболее сложным видом человеческой деятельности, в рамках которой возникает множество трудностей и преград. Одной из таких преград является паника. Паника является одним из элементов состояния психической напряженности, при котором возникает кратковременная потеря логики в мыслительной деятельности человека при подготовке и принятия решения. [5] В процессе управления предприятием руководитель может испытывать сильный страх при возникновении тех или иных ситуаций. Этот страх может на время парализовать процесс разработки или принятия управленческого решения. Поэтому важно вовремя ликвидировать состояние паники или предотвратить его действие.

Причины, вызывающие панику, можно разделить на три группы:

1.    патологические медицинские заболевания и психические расстройства – невротические расстройства, заболевания головного мозга, эндогенные заболевания.

2 особые социальные заболевания – препятствуют удовлетворению человеком его основных социальных и биологических потребностей (в пище, здоровье, жилье, безопасности и т.д.)

3. случайное стечение напряженных ситуаций - такая раскладка каждодневных ситуаций, при которой каждая конкретная ситуация может усугублять действие другой.

В процессе разработки управленческих решений панические настроения могут происходить вследствие:

повышенной активности внешней среды и эмоциональной возбудимости; крайней утомленности работников вследствие устойчивой изнурительности; потери веры в руководство; назначение на руководящую должность паникера; стечение обстоятельств и др.

Многие люди не готовы к работе в стрессовых ситуациях, поэтому даже при небольших уровнях страха они чувствуют себя крайне неуверенно. Таким образом, состояние паники является первым признаком и этапом развития стресса у человека.

Являясь первичным состоянием стресса, паника носит кратковременный характер (от нескольких секунд до нескольких дней), а сам стресс при этом может длиться довольно долго. Поэтому роль авторитетного человека или руководителя, имеющего возможность помочь - преодоление индивидуальной паники, очень важна.

Паническое состояние может формировать как отрицательные аспекты  в мыслительной деятельности человека, так и положительные. К отрицательным качествам можно отнести затруднение самоконтроля, неоднозначность восприятия и обработки информации, ухудшение мышления и понимания. К положительным относят улучшение оперативной памяти, гибкости мышления, активизацию психики и психических процессов.

Также заслуживает серьезного внимания и коллективная паника. Она может проявиться среди социальных и профессиональных групп как реакция на исключительную напряженную ситуацию, вызывающую страх. Паникой могут быть охвачены руководители компаний, менеджеры и т.д.

Можно выделить четыре категории управленческих решений, обусловленные состоянием психической напряженности:

1.     Управленческие решения, дающие возможность управлять человеком, находящимся в состоянии психической напряженности. В этом случае  наиболее целесообразным будет заменить человека,  поскольку, находясь в данном состоянии исполнитель недоброкачественно выполняет поставленную перед ним задачу. Но если замену произвести невозможно, то необходимо либо попытаться ликвидировать причину, либо оказать исполнителю физическую и моральную поддержку.

2.    Управленческие решения, дающие возможность не допускать состояния психической напряженности. Решением данной категории может быть:

-   отработка профессиональных навыков организаторской деятельности;

-    отработка навыков брать на себя ответственность за жизнь и действия подопечных или подчиненных людей;

-   отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности и др.

3.     Управленческие решения, позволяющие не допустить состояние паники. Целью данных решений является устранение источника информации, способного вызвать панический страх у группы, и не допустить собрания большого количества людей.

4.    Управленческие решения, позволяющие управлять толпой, которая находится в состоянии паники.

«Властью» над толпой обладает человек, способный предложить определенный образ поведения этой толпе. В результате он может либо полностью прекратить состояние паники, либо управлять толпой.

Влияние паники на управленческие решения может рассматриваться на трех этапах:

1.    При подготовке решения. Если в подготовке решения участвует большое количество работников, то влияние паники уменьшается и даже может свести её на нет. Однако стоимость такого решения существенно возрастает, и может отразиться на себестоимости продукции. Некоторые руководители недооценивают важность этого этапа, однако здесь может возникнуть ряд таких трудностей как падение курса валют или акций, передача конфиденциальной информации конкуренту, массовое увольнение работников и др.

2.   При выполнении решения. Чем больше времени проходит с начала разработки решения до момента его реализации, тем  больше  вероятность возникновения непредвиденных ситуаций,  которые  могут повлиять на изменение ряда параметров. Таким образом, базой для паники здесь будет несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. Поэтому при выполнении решения следует обращать внимание на малейшие отклонения от запланированной нормы, вовремя контролировать и анализировать сложившуюся ситуацию.

3.   Оценка последствий решений. Причиной для паники здесь являются прямые и косвенные отрицательные последствия уже реализованного решения в различных областях: экономической, социальной, биологической.

В управленческой среде зачастую возникает такая ситуация, когда ответственные решения постоянно принимаются в сжатые сроки. Некоторым сотрудникам ежедневно приходится выслушивать жалобы недовольных клиентов и работать сверхурочно. Такой режим может сказаться не только на здоровье сотрудников и руководящего состава, но и на экономических показателях работы. В результате человек постоянно находится в состоянии стресса, который вызывают следующие факторы:

1.    Неопределенность, которая является самым сильным источником стрессового напряжения. Примером неопределенности может служить необходимость решения задачи, которая ставиться перед сотрудником. Он бросает все свои силы на решение данной задачи, но в этот момент ему могут дать к выполнению другую, а после требуют опять решить первую. В такой ситуации сотрудник теряет все свои силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. В результате большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия, что в свою очередь провоцирует повышенную утомляемость.

2.   Дискомфорт в общении, который связан с боязнью негативной реакции со стороны коллег, начальства и подчиненных. Примером такой ситуации могут стать жесткие требования руководства, которые воспринимаются как угроза самооценке сотрудников, либо наоборот невыполнение указаний подчиненными вызывает ощущение одиночества и беспомощности у начальника. Данные ситуации характерны для организаций, в которых присутствует смещение личного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтому сотрудникам трудно общаться, так как они постоянно ждут подвоха или интриги, находятся в постоянной готовности «отразить нападение», т.е. в состоянии стрессового напряжения.

3.   Физическое переутомление. При постоянном перенапряжении возникает хроническая усталость, а также защитная лень, при которой сотрудник, экономя силы для долгой и тяжелой работы, избегает лишнего напоминания о себе путем снижения активности и участия в процессе.

Чтобы исключить частые проявления паники и стрессовой напряженности в организации, необходимо бороться с ними следующими методами:

1.      Коучинг руководства – индивидуальное тренерство, наставничество, личное сопровождение, и используется как правило для первых лиц организации. При этом коуч-консультант помогает руководителям увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений, отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся ситуации и т.д.

2.       Корпоративные тренинги. Для проведения антистрессового тренинга для начала необходимо проанализировать ситуацию, определить основные проблемы и определить результаты, и затем составить и согласовать с руководством программу тренинга. Данный метод является наиболее распространенным.

3.    Организационное поведение. В состоянии стрессового напряжения человек способен обучаться через наглядный пример, т.е. поведение пример, которое передается в ситуации неопределенности, либо личного дискомфорта и перегрузок от руководителя к подчиненным. Необходимо использовать позитивные примеры организационного поведения, которые помогут сотрудникам выйти из состояния стресса.

4.    Управление неопределенностью. Здесь главное не перекрывать каналы достоверной информации и давать сотрудникам возможность проконсультироваться по любому рабочему вопросу.

5.   Управление отношениями. Здесь руководителю необходимо сконцентрировать эмоции сотрудников на общей цели, а не на личностных разногласиях. Для этого необходимо влиять на создание благоприятного психологического климата, который в свою очередь будет налаживать систему коммуникаций. Для этого можно использовать всевозможные корпоративные праздники, корпоративные традиции и д.т.

6.    Управление нагрузками. Здесь руководителю необходимо пересмотреть режим работы подчиненных либо построить новый, целесообразно управлять своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после напряженной работы (абонемент в бассейн, фитнес- клуб).

Таким образом, при разработке управленческих решений паника может оказать достаточно сильное воздействие. Это обусловлено тем, что паника является одной из тяжелейших форм стресса, при котором человек не способен адекватно действовать. Для борьбы с паникой существую различные методы, которыми может воспользоваться руководитель в зависимости от ситуации, которая складывается внутри организации и за её пределами, и от ресурсов, которыми он обладает.

 

Список литературы

1.     Васильев В.В. Секреты борьбы со стрессом и паникой у персонала// Кадровое дело. - 2008. - №2

2.     Лукичева, Л.И. Управленческие решения: учеб. / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев. – М.: Омега-Л, 2013.

3.     Роль управленческих решений в развитии предприятий / Тухканен Т.Н., Семакина А.А.// Вопросы экономических наук. - 2015. - № 4. - С. 104-106.

4.     Смирнов, Э.А. Управленческие решения: учебник для вузов. М.: РИОР, 2012.