Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ. ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

На сегодняшний день собираемость транспортного налога составляет менее 50 %, что дает понять: для государства данный налог является неэффективным. По открытым данным его должны платить порядка 45 миллионов человек, а по факту уплачивают только 20 миллионов владельцев транспортных средств.

Налогообложение транспортных средств имеет ряд недочетов и недостатков, которые будут описаны далее. Поступления транспортного налога давно не компенсируют расходы на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия на нее автотранспортных  средств. Говоря о ставках транспортного налога, нельзя не отметить их разброс в различных регионах. Данные показывают, что в некоторых случаях ставки отличаются в 1,5—2 раза. Например, в Москве ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил составляет 150 рублей за 1 лошадиную силу5, а в Тверской области – 90 руб. Транспортный налог платится по  месту регистрации транспортного средства. Из этого логично следует, что автовладельцам выгоднее зарегистрировать транспортное средство не в Москве, а в близлежащих областях, тем самым, уменьшив свое налоговое бремя, чем пользуются некоторые налогоплательщики. И в итоге эксплуатируются дороги г. Москвы, а сам налог уплачивается в бюджет Тверской области. 

5 Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге»;


Подводя небольшой итог вышесказанного, напрашивается следующий вывод: необходимо совершенствовать налогообложение транспортных средств.

Но как?      Увеличение ставок транспортного налога в настоящее время будет неэффективно. Их планируют поднять с целью повышения поступлений в бюджеты субъектов РФ. Но при этом на налоговые службы, у которых и в настоящее время возникают трудности по сборам действующих налогов, ляжет дополнительная нагрузка. Поэтому, прежде всего, следует проработать механизм, позволяющий собирать налоги со всех, а не пытаться увеличить налоговую нагрузку тех налогоплательщиков, которые своевременно платят по счетам. Проблема заключается в том, что рычагов воздействия на граждан у налоговой службы нет. Юридические лица в плане воздействия наиболее «уязвимы» – в их случае ведомство может наложить арест на имущество, списать суммы со счетов, а также заморозить их. В случае же с физическими лицами единственный доступный ход – это обращение в суд. Но и он тоже оказывается не полностью выигрышным, поскольку даже после принятия решения суда получить налог в казну можно будет только при участии судебного пристава.

Действующая прогрессивная шкала налоговых ставок также нуждается в доработке относительно системы градации автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил. То есть владельцы автомобилей мощностью 101 лошадиная сила и владельцы автомобилей мощностью 150 лошадиных сил сейчас исчисляют транспортный налог по одной ставке. Данную проблему можно решить двумя способами:

·       исчислять транспортный налог по принципу «за каждую дополнительную лошадиную силу». Эта методика даст возможность сделать переход к линейной зависимости величины налога от мощности автомобиля, тогда как сейчас наблюдается скачкообразная тенденция.

Допустим, за автомобиль мощностью 154 лошадиные силы необходимо взимать налог как  за 150- сильный автомобиль плюс добавка за дополнительные лошадиные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой.

·       градация мощности автомобилей по более мелким интервалам, например от 100 лошадиных сил до 125 лошадиных сил и от 125 лошадиных сил до 150 лошадиных сил вместо действующей системы от 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (такая дифференциация ставок используется в г. Москве).

Проблема экологии и пробок на дорогах. Увеличение налоговой нагрузки должно было бы решить проблему экологии и проблему пробок в крупных городах. Данная мера способна заставить людей приобретать более компактные автомобили, которые наносят меньший вред экологии, а также благоприятно влияют на ситуацию с пробками на дорогах и парковкой.

Но сразу же дает о себе знать другая сторона: основное загрязнение атмосферы происходит за счет старых транспортных средств не зависимо от их мощности. Данную проблему можно решить, убрав старые автомобили с дорог, заменив их новыми. Однако высокий транспортный налог сегодня затрагивает новые мощные автомобили, а именно такие в основном работают на экологически чистом топливе. И именно это является одной из причин, по которой вышеобозначенная мера решения проблемы невозможна.

Относительно судьбы транспортного налога уже несколько лет ведутся жаркие споры. И наиболее эффективным оказалось бы включение транспортного налога в стоимость бензина.

Идея отмены транспортного налога появилась несколько лет назад. Тогда депутатами было сделано предложение заменить его, увеличив акциз на бензин. И с определенной точки зрения это было бы достаточно удобно и правильно. Водитель должен платить именно за то, сколько он наездил в километрах, а владельцы транспорта будут платить налог именно за использование автомобиля, а не за то, что он просто хранится в гараже. Если ты обладаешь более мощной машиной, то и платить, соответственно, больше, если больше проехал, то и больше заплати. И, исходя из этого, даже нет нужды разрабатывать налог на «экологичность», обсуждение которого также ведется в последнее время достаточно активно.

Однако данный вариант имеет много серьезных минусов, о которых необходимо поговорить ниже:

1)     сложность администрирования;

2)     как быть с теми, кто пользуется социальной защитой и освобожден от уплаты транспортного налога вообще;

3)     невозможность обложения налогом видов транспорта, использующих альтернативные виды топлива;

4)     рост стоимости проезда в общественном транспорте.

Подобные недостатки со временем будет достаточно легко искоренить. Положительной стороной включения налога в цену топлива напрямую либо за счет увеличения акцизов можно считать рост поступлений в бюджеты, упрощение налогового администрирования, а также то, что средства будут поступать в бюджеты тех территорий, где транспортные средства реально эксплуатируются, а не туда, где они зарегистрированы. Это позволит транспортному налогу из налога на движимое имущество превратиться в налог за использование дорог.

В настоящее время низкий сбор транспортного налога является одной из главных проблем, поскольку его собираемость не превышает порога в 40%. Если его включить в акциз на топливо, то платить налог будут все. Однако собираться он будет не одномоментно.

Таким образом, прежде чем повышать ставки транспортного налога, нужно разобраться с проблемой его собираемости, выяснить причины, по которым она находится на столь низком уровне. Действующая на данный момент система ставок тоже нуждается в доработке. Поэтому необходимо по возможности пересмотреть нашу систему ставок и сделать их более дифференцированными.

 

Список литературы

1.     Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества /М.Ю.Березин –М.:Инфотропик Медиа, 2011;

2.     Закон г.Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге»;

3.     Кузнецова А.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности/А.В.Кузнецова – М.:Либроком, 2015;

4.     Малис Н.И. Совершенствование налогового механизма - путь к повышению доходов бюджета/Н.И.Малис – М.: Финансы, 2014;

5.     Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146- ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;

6.     Официальный сайт Министерства финансов РФ – информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: URL:http://info.minfin.ru/subj_analitics.php (дата обращения 09.02.2016);

7.     Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]: Отчет по форме 1 – URL: http://www.nalog.ru/rn08/related_activities/statistics_and_analytics/forms (дата обращения 07.02.2016);

8.     Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".