Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КР

Авторы:
Город:
Жалал-Абад
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Социальное обеспечение нетрудоспособных лиц за счет общества появилось вместе с человеческим обществом.

С приобретением Кыргызстаном независимости все гарантии и права социального характера были закреплены в Конституции страны, а основными мерами социальной защиты населения сегодня являются предоставление различного вида льгот и государственных пособий.

В целом  по  республике количественные аналитические показатели функционирования системы социальной защиты населения приведены в таблицах.

Таблица 1 Численность получателей и средний размер государственного месячного пособия по видам социального обеспечения (на 1 января)

 

 

Численность получателей (тыс. чел.)

Средний размер назначенного

месячного пособия, сомов

 

2012

2013

2014

2012

2013

2014

Все получатели

447

415

411

565

688,2

816,8

из них получающие пособие:

единое ежемесячное пособие

377

344

336

303,8

463,5

487,4

социальное пособие

70

71

75

1872,2

2403,7

2405,7

инвалиды с детства

26

25

26

1470

2355

2345

дети-инвалиды до 18 лет

24

25

27

2993,8

2992,2

3000

инвалиды от общего

5

5

6

1438,7

1431,5

1428,2  

заболевания

по случаю потери кормильца

(на каждого нетрудоспособного члена семьи)

 

 

14

 

 

14

 

 

14

 

 

1040

 

 

1042

 

 

1500

 

Численность получателей государственных пособий по состоянию на 1 января 2015 года составила 385,0 тыс. чел. Численность получателей ежемесячных пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей (ЕПМС) составила 307,9  тыс. чел. и снизилась по сравнению с 2013 годом на 7,7 %, что связано  с проведением определенных мер по усилению адресности назначения пособий. Численность получателей ежемесячных социальных пособий (ЕСП) составила 77,1 тыс. чел. или 1,4 % от численности населения, из них: лица с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) -77,9 %, престарелые граждане – 2,6 %, дети, потерявшие кормильцев – 19,5 %.

В целом по республике по состоянию на 1 января 2015 года средний размер ЕПМС увеличился на 14 % и составил 553 сома, средний размер ЕСП составил 2047, 1 и уменьшился на 14,9 %. С 1 ноября 2014 года повышены размеры ЕПМС путем увеличения размера гарантированного минимального дохода (далее – ГМД) с 640 сом до 705 сом.

За отчетный период на выплату государственных пособий из средств республиканского бюджета профинансированы денежные средства на общую сумму 4 297,2 млн. сомов, из них на выплату ЕПМС – 2 047,1 млн. сомов, ЕСП – 2 250,1 млн. сомов.

Предоставление социальных гарантий и компенсаций. Ежемесячно 25 категориям граждан выплачиваются денежные компенсации. По состоянию на 1 января 2015 года численность получателей ежемесячных денежных компенсаций взамен льгот составила 51,0 тыс. чел. На выплату компенсаций из средств республиканского бюджета профинансированы денежные средства на общую сумму 1296,6 млн. сомов.

Размеры денежных компенсаций установлены независимо от региона проживания в пределах от 1000 до 7000 сомов, что соответствует стоимости установленных законодательством льготных услуг.

К 69-годовщине Дня Победы Указом Президента Кыргызской Республики «Об установлении надбавки к пожизненной стипендии Президента Кыргызской Республики ветеранам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» установлена надбавка в размере 3000 сомов к пожизненной стипендии. Общий размер пожизненной стипендии вместе с надбавкой с 1 мая 2014 года составил 6000 сомов.

По состоянию 1 января 2015 года общая численность получателей пособий по беременности и родам, на погребение составила 37,5 тыс. чел., из них получателей пособий по беременности и родам - 34,3 тыс. чел. (рост -   2,6 %), пособия на погребение 3,2 тыс. чел. (снижение – 11,1 %).

Средний размер пособия по беременности и родам - 7233,1 сом, на погребение - 3609,3 сом. Общая сумма финансирования 289,2 млн. сомов, 67 из них пособия по беременности и родам 276,4 млн. сомов, пособия на погребение 12,8 млн. сом.

На постоянной основе проводится работа по изготовлению протезно-ортопедической продукции и сборке инвалидных колясок. За 2014 год всего обеспечено 14839 чел. протезно – ортопедическими изделиями.

Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) на 1 января 2015 года составила 162,4 тыс. чел., в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – 27,4 тыс. чел.

В системе Министерства социальной защиты Кыргызской Республики функционируют 15 домов- интернатов, в которых содержатся 2350 подопечных, в том числе престарелых и ЛОВЗ- 747, с психоневрологическим диагнозом – 1603.

В интернатах утверждены государственные минимальные социальные стандарты социальных услуг, предоставляемых лицам, находящимся в социальных стационарных учреждениях уполномоченного органа в сфере социального развития.

Утверждены минимальные стандарты социальных услуг для взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дневного пребывания в полустационарных организациях и учреждениях социального обслуживания (постановление Правительства Кыргызской Республики от 8 июля 2014 года №381).

За 2014 год дома-интернаты профинансированы на общую сумму 235,1 млн. сомов, что по сравнению с 2013 годом 26,7 %.

Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). За 2014 год в соответствии с планом работ на местах всего выявлено 14 343 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС).

Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей по республике, составило 2156 детей, из них в результате проведенной работы, переданы (направлены):

-   на воспитание в семью (усыновление, удочерение) – 643 детей (29,8%);

-   под опеку и попечительство - 1013 детей (46,9%);

-   в детские учреждения интернатного типа– 438 детей (20,3%);

-   в приемные семьи - 6 детей (0,2%).

В целях профилактики и недопущения трудной жизненной ситуации у детей и в семье в 22 районах и в 1 городе проведено пилотирование Временного положения о порядке выявления, сопровождения детей и семей в трудной жизненной ситуации и анкет. Организованы круглые столы по обсуждению Временного положения, сбор предложений и замечаний к нему.

В январе-декабре 2014 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учета малых предприятий) составила 12435 сомов, увеличившись по сравнению с январем-декабрем 2013 года на 8,8 %, а ее реальный размер, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, возрос на 1,2 %.

Исходя из официального курса валют, установленного Национальным банком Кыргызской Республики, среднемесячная заработная плата одного работника в январе-декабре 2014 года составила 231,8 доллара США.

В январе-декабре 2014 года по сравнению с январем-декабрем предыдущего года в целом по республике отмечен рост заработной платы в бюджетной сфере.

Сумма общей задолженности по выплате заработной платы в целом по республике на 1 января 2015 года

по сравнению с аналогичной датой предыдущего года уменьшилась на 0,3 % и составила 319,7 млн. сомов.

Величина прожиточного минимума в IV квартале 2014 года составила 5261,22 сомов и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросла на 13,7 %, а по сравнению с предыдущим кварталом - на 6,1%. Среднегодовая величина прожиточного минимума в 2014 году составила 4981,51 сома и по сравнению с 2013 годом возросла на 8,3%.

В соответствии со структурой прожиточного минимума, утвержденной Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 ноября 2009 года №694, доля продовольственных товаров составила 65%, непродовольственных - 16%, услуг - 17% и налогов - 2%. Энергетическая

     

Таблица 2  

Основные показатели развития социальной сферы за 2013-2014 гг.


 

Наименование показателя

 

Ед. изм.

 

2013 г.

 

2014 г.

откл. от факт.

(+,-)%

Среднемесячный размер номинальной

заработной платы

 

сом

 

11430

 

12435

 

108,8

Прожиточный минимум

сом/месяц

4599,2

4981,5

108,3

Прожиточный минимум трудоспособного

населения

 

сом/месяц

 

5139,7

 

5563,2

 

108,2

Численность получателей государственных пособий

ЕПМС

тыс. чел.

333,9

307,9

92,2

ЕСП

тыс. чел.

74,5

77,1

103,5

Средние размеры государственных пособий

ЕПМС

сом

484,8

553,0

114,1

ЕСП

сом

2406,2

2405

100,0

Соотношение среднего размера государственных пособий

ЕПМС к прожиточному минимуму на детей

%

12,4

13,0

104,8

ЕСП к прожиточному минимуму

%

52,3

48,3

92,3

 

ценность продовольственной корзины сложилась на уровне 2101 ккал, а ее химический состав содержит 73 гр. белков и 71 гр. жиров.

По предварительным данным в 2014 году при плане 21917,2 млн. сомов собрано страховых взносов на сумму 22057,8 млн. сомов, т.е. план выполнен на 100,6%. По сравнению с 2013 годом рост сбора составил 107,9% или на 1608,7 млн. сомов больше.

Рост поступлений обеспечен за счет поступления  страховых взносов от  хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, а также путем усиленной целенаправленной работы с плательщиками по сбору текущих страховых взносов и принятия действенных мер по взысканию просроченной задолженности по страховым взносам.

Обязательные ассигнования из республиканского бюджета на пенсионные выплаты военнослужащим, льготные пенсии, надбавки к пенсиям и компенсационные выплаты за электрическую энергию поступили полном объеме за 2014 год в сумме 15322,7 млн. сомов.

Потребная сумма на финансирование пенсий и иных социальных выплат в объеме 31900,3 млн. сомов профинансирована в полном объеме. Задолженности по выплате пенсий по состоянию на 31 декабря 2014 года не имеется.

По состоянию на 1 января 2015 года численность получателей пенсий по республике составляет 590,3 тыс. человек, из них получающих пенсии через филиалы ГП «Кыргызпочтасы» - 390,6 тыс. человек или 66,2% от общей численности, через коммерческие банки республики– 199,7 тыс. человек или 33,8%.

Фонд обязательного медицинского страхования в 2014 году профинансирован на сумму 1 592,2 млн. сомов, Фонд оздоровления трудящихся на сумму 193,6 млн. сомов.

В целях обеспечения дальнейшей поддержки жизненного уровня пенсионеров, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики № 564 от 1 октября 2014 года, страховые части пенсий повышены на 250 сомов, размеры пенсий по инвалидности 1 группы, размер которых не превышает 4400 сомов доведены до 4400 сомов, размер которых превышает 4400 сомов, повышение составило 300 сомов.

Из общего количества пенсионеров около 9 тыс. чел. получали пенсии по инвалидности 1 группы, не достигающие прожиточного минимума пенсионеров. Средний размер их пенсий варьировался в пределах от 1800 до 4109 сомов, в зависимости от страхового стажа. Инвалиды 1 группы, в основном, не способны к трудовой деятельности, самостоятельному передвижению и постоянно нуждаются в помощи других лиц, данная категория граждан требует особого внимания со стороны общества и государства.

Поэтому, данной категории размеры пенсий доведены до уровня, эквивалентному прожиточному минимуму пенсионера. Размеры повышения пенсий инвалидов 1 группы варьируются от 300 до 2500 сомов. Эта мера позволила социально защитить наиболее уязвимые слои населения и выполнить 53 статью Конституции Кыргызской Республики.

По итогам года средний размер пенсий составил 4600 сомов. Общая дополнительная потребность на повышение пенсий с 1 октября 2014 года составила 450 млн. сомов из средств Пенсионного фонда, исходя из его финансовых возможностей. Дополнительных средств из республиканского бюджета не потребовалось.

По предварительным расчетам, количество лиц, получающих пенсии ниже прожиточного минимума, по итогам года составит 336 тыс. чел. (57,5 % от общего количества).

Таким образом, за последние 4 года средний размер пенсии увеличился на 22,3% с 3760 до 4600 сомов, а по отношению к прожиточному минимума пенсионера с 95,6% до 103,7%.

Современное общество переживает стадию трансформации. Преобразуется вся его институциональная структура: отношения собственности и власти, труда и занятости, социальной мобильности, распределения доходов. Изменяются социальные статусы основных общественных групп и общая модель стратификации общества, но социальная защита остается одной из главных функций государства, осуществляемая при любых условиях, хотя возможности ее могут различаться в зависимости от характера общественно-политического строя и от социально-экономической и политической ситуации.

Государственная гарантированная социальная поддержка в настоящее время осуществляется исходя из объема государственных бюджетных средств в виде:

·   государственных пособий:

-   ежемесячное пособие малообеспеченным семьям (ЕПМС). Его получают около 4,9% населения,

-   социальные пособия нетрудоспособным гражданам (СП) - 1,3% населения;

Новые формы социальной поддержки семей находят все большее распространение. При этом осуществляется социальная поддержка населения в виде:

-   микрокредитов - свыше 43 тыс. семей или более 1 млрд. сом;

-   формирования ГВП - 13 тыс. групп;

-   разовой выдачи годовой суммы пособия по малообеспеченности ее получателям с целью вовлечения их в доходоприносящую деятельность - 9 тыс. семей;

-   создания специализированных служб поддержки семьи и детей;

-   помощи «богатый - бедному»;

-   натурального кредитования (выдача живности, семян, ГСМ и др.);

Эффективность социальной защиты в общем смысле - это ее результативность, продуктивность. Критерии эффективности социальной защиты многообразны:  уровень и качество жизни, размер пенсий и пособий, величина минимального потребительского бюджета, минимальной заработной платы и гарантированного минимального уровня потребления и т.д.

Сравнивая соотношения размеров социальных выплат с МПБ, нужно признать их ничтожно малые размеры, сводящие на нет суть государственной поддержки.

В г. Бишкек, начиная с 1996 г., малоимущим семьям и гражданам, проживающим в благоустроенном секторе, на основе заявительного принципа, с учетом проверки фактического дохода каждой семьи, через Центр жилищных субсидий, оформляются субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Ими ежегодно пользуются около 6,5 тыс. семей. Программа жилищных субсидий является адресным социальным пособием, предоставляемым семьям с низкими доходами в качестве помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

В рамках имеющихся ресурсов, только путем жесткой рационализации существующей системы льгот, можно изыскать резервы, которые будут использоваться на поддержку малоимущих.

В современный период перед службами социальной защиты стоит общая задача: при оптимальных затратах материальных, финансовых средств и организационных усилий достичь наибольших практических результатов в разрешении социальных проблем слабо защищенных, наиболее уязвимых слоев населения.

В целях дальнейшего совершенствования системы социальной защиты нужно увеличить размеры социальных гарантий путем повышения социального стандарта и решить существующие проблемы в методике определения нуждаемости, финансировании и администрировании государственных пособий.