14 мая 2016г.
В эпоху научно-технической революции происходит глобальное переосмысление ценностей. Если раньше главную экономическую роль в любом государстве играли природные или материальные ресурсы, то теперь на первый план выступает производительная способность общества в форме человеческого капитала. Еще в 1934 году лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец писал, что «для научно- технического рывка в стране должен быть создан (накоплен) необходимый стартовый человеческий капитал. Иначе происходит фальц-старт.»[3].
В рамках определения категориального аппарата нашего исследования, прежде всего, представляется необходимым дать определение человеческого капитала: «человеческий капитал - это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. [1].
Прежде чем перейти к изучению понятия образования, как фактора обусловливающего объемы запасов здоровья, необходимо изучить структуру человеческого капитала.
С позиций системного подхода, структуры человеческого капитала индивида представлены через:
- разграничение структурных элементов на первичные и вторичные; к первичным элементам отнесено здоровье как первооснова человеческого капитала, что соответствует биологической природе человека, определяющее его физические и психические способности к труду; в качестве вторичных обоснованы элементы, выступающие как надстройка и соответствующие социальной природе человека, – образование, информация, социокультурный компонент, определяющие его интеллектуальные способности к труду;
-выделение связующих элементов: 1) самоорганизации, играющей интегрирующую роль для всех составляющих структуры человеческого капитала, основой которой выступает интеллект, трактуемый как высший универсальный способ взаимодействия индивидуума с внешней средой на основе целеполагания, предопределяющий место индивидуума в системе разделения труда; 2) трудовой мотивации, обеспечивающей взаимосвязь индивидуального человеческого капитала с внешней средой и обусловленной исторически сложившимся типом социально-экономических отношений, позволило сформулировать императив устойчивости индивидуального человеческого капитала как внутренне интегрированной, структурно сбалансированной и целостной системы, ориентированной на достижение целевой функции (самореализацию личности) и адаптацию к влиянию окружающей среды (социально-экономических процессов). [4] (Рисунок 1)
Таким образом, необходимо отметить следующее: к основным, важнейшим компонентам человеческого
капитала относят, в первую очередь, капитал здоровья, как первооснову человеческого капитала вообще, а также капитал образования и капитал мотивации. Кроме этого, все перечисленные составляющие человеческого
капитала глубоко взаимосвязаны, и отсутствие того или иного компонента делает маловероятным, или даже невозможным, эффективное функционирование человеческого капитала в целом. Все же другие характеристики заслуживают внимания и соответствующего исследования, однако они представляются нам второстепенными компонентами человеческого капитала.
Определив теоретические подходы, представляется логичным обратиться к изучению взаимозависимости здоровья и образования как основных компонентов человеческого
капитала.
Как писал Л.И. Дублин: "Жизнь и здоровье фактически придают ценность всему остальному. Жизнь и здоровье представляют собой априорную ценность. Их сохранение не требует дополнительного оправдания».[6] Рассматривая здоровье как компонент человеческого капитала, отметим, что, на наш взгляд, здоровье – это основа и условие функционирования человеческого капитала. Исходя из этого, здоровье
– естественная, абсолютная и непреходящая ценность, определяющая не только размер человеческого капитала, но и период его функционирования. [2]
Среди вторичных элементов образование выступает основной базовой составляющей индивидуального человеческого
капитала.
Знания и навыки, полученные посредством всех форм образования, влияют на производительность труда и все производство в целом. По расчетам С. Струмилина и Г. Егиазаряна, образование рабочего в объеме двух классов повышает производительность труда на 29%, трех классов – на 37%, четырех классов – на 43%, пяти классов – на 48%, шести классов – на 52%. Наибольший эффект дают годы обучения в старших классах, которые обеспечивают 81,4% прироста квалификации.[7]
Не обладая достаточным здоровьем невозможно получить хорошее образование. Так, по данным Минздрава и Минобразования, примерно 50% инвалидов в возрасте 7-15 лет (включая детей, не подлежащих обучению) не могут получить образование. [8]
С другой стороны, уровень образования определяет и возможности поддержания человеком здоровья, так как, прежде всего, от уровня образования зависит уровень доходов человека, определяет и образ жизни человека, существенно влияет на отношение к медицинским предписаниям и советам, на поведение при заболеваниях, беременности и проведении профилактических мероприятий. Так, женщины с более высоким уровнем образования чаще в ранние сроки беременности обращаются в консультации, чаще посещают поликлиники с профилактической целью, более добросовестно выполняют рекомендации врача, что положительно сказывается на состоянии здоровья самих матерей и детей. Например, перинатальная смертность детей в 3 раза ниже, если за период беременности матери своевременно и регулярно посещали женскую консультацию.[3] В целом, несвоевременность и редкие обращения в медицинские учреждения приводят к усугублению течения болезней, которое можно было бы предотвратить. Игнорирование медицинских учреждений с целью консультации, лечения заболеваний в ранний период влияет на возникновение тяжелых, часто хронических заболеваний.
Таким образом,
мы
можем сделать вывод о том, что уровень
образования в значительной степени влияет на продолжительность жизни человека.
Не случайно люди с высшим образованием живут на три-пять лет дольше. При этом, важно отметить, что запасы здоровья, образования формируются благодаря инвестициям и собственным накоплениям, но, безусловно, эффект от инвестиций и качество накоплений связаны с мотивами, побуждающими человека создавать
эти запасы. В целом же, опираясь на факт существования тесной взаимосвязи компонентов человеческого капитала, представляется возможным констатировать необходимость поддержания всех компонентов человеческого
капитала на высоком уровне, в результате чего обеспечивается рост эффективности человеческого капитала.[3]
В подтверждения вышесказанному, нами была разработана схема взаимозависимости данных компонентов. На рис.2 по оси Х представлены средние значения шкалы оценок индивидуального уровня здоровья участниками опроса,
проведённого Всемирной Организацией Здравоохранения (World Health Organization 2014)[9]: (показатель 0 — самый низкая оценка уровня здоровья,
10 —самая высокая оценка уровня здоровья).
Участниками опроса, являлись кандидаты и магистры наук. По оси У государственные расходы на образование в процентах к ВВП в трех странах ЕС (Дания, Мальта, Кипр), в трех странах не являющихся членами ЕС, ( входящие в Шенгенскую зону и характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни), а также России и Украины.
Таблица 1
ГР на образование в ВВП%
|
Оценка здоровья
|
Страны
|
№
|
8,8
|
8,5
|
Дания
|
1
|
8
|
7,8
|
Мальта
|
2
|
7,9
|
7,7
|
Кипр
|
3
|
7,5
|
8,2
|
Исландия
|
4
|
6,5
|
8
|
Норвегия
|
5
|
6
|
8
|
Швейцария
|
6 |
3,8
|
4,8
|
Россия
|
7
|
2,4
|
4
|
Украина
|
8
|
Источник : составлено автором на основе данных Евростат.[10]
Так, в соответствии с нашей схемой — Дания, Мальта, Кипр, Исландия, Норвегия, Швейцария, расходуют на образование от 6% до 10% от ВВП и при этом граждане данных стран отмечают высокую степень удовлетворенности собственным здоровьем.
На
Украине и в России, отличающихся худшими показателями финансирования образования, с наибольшей отчетливостью проявляется неблагополучие в сфере здоровья населения.
Таким образом, мы
приходим к выводу
о
том,
что запасы
здоровья–
это основа
и
условие
функционирования человеческого капитала, как на уровне индивида, коллектива (группы), так и на уровне об- щества (государства). Как сказал ученый В.И. Кашин, а точнее провозгласил лозунг– «от нездоровой экономики – к экономике здоровья». [2]
Инвестиции в образование, с одной стороны, определяют саму возможность функционирования чело- веческого капитала, с другой стороны, увеличивают уровень здоровья человека, что приводит как к росту общественного производства, так и к росту доходов (заработков) конкретного человека, и, в целом, оказывает существенное влияние на темпы социально-экономического развития страны.
Составляющие компоненты человеческого капитала глубоко взаимосвязаны, и отсутствие того или иного компонента делает маловероятным, или даже невозможным, эффективное функционирование человеческого капитала в целом. Однако, в настоящее время, необходимо отметить второстепенный подход к здоровью, недооценку его места и роли в экономике, а также недостаточное финансирование и развитие образования, которые взаимообусловлены.
Список литературы
1. Касаева Т. В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого
капитала: автореф. дис. …кандидат экон. наук: 08.00.01 / Касаева
Т. В.; Ставрополь
– 2007.
2. Здоровье как экономическая категория / Касаева
Т. В.//Вестник института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством» №2 (26),2013
3.
Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: теория и практика / монография // Т.В; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». Пятигорск, 2010.
4.
Касаева Т.В., Юрьев В.М. Императивы воспроизводства человеческого капитала в России // Социально- экономические явления и процессы. 2014. №3. С.143-148.
5.
Касаева Т.В. Политэкономические императивы воспроизводства индивидуального человеческого капитала. автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.01 / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2014
6.
Томилин, С. А. Демография и социальная гигиена/ С.А.Томилин. - М.: Статистика,1973.- С.264.
7.
Ист.: Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С., Экономика образования. Учебное пособие. М., РПА, 1998, С. 289.
8. См.: Эрфурт,
К. Особенности капиталоотдачи
и
износа человеческого капитала в хозяйственной практике России и их отражение в теории. / К. Эрфурт // Человек
и труд.2006.-№8.-С.49
9. Global Health Observatory [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://apps.who.int/gho/data/node.main.3?lang=en
10. Educational expenditure statistics [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Educational_expenditure_statistics