Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРЕАТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В США

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Главное богатство любого общества составляют люди, а конечным результатом экономического и социального прогресса выступает мера развития человека и удовлетворения его потребностей. Процессы быстрого обновления технологического базиса современного общества вызывают глубокие преобразования всех его сторон, приводят к изменению места и роли индивида в общественно-воспроизводственном процессе. Знания превращаются в главную производительную силу, а их носителем становится человек. По сути дела, в настоящее время происходит формирование глобального информационного общества, опирающегося на социально-ориентированную экономику смешанного типа [1. С. 626-629.].

Новые реалии обусловили возросший интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям. Это, в свою очередь, требует осмысления роли охраны здоровья и других и других сфер воспроизводства производительных способностей человека. Большие возможности в этом плане дает разработка категории “человеческий капитал”, позволяющей с единых позиций изучать многие явления рыночной экономики.

Все больше сторонников завоевывает точка зрения, что человеческий капитал стал наиболее ценным ресурсом современного общества, гораздо более важным, чем природные ресурсы или накопленное материальное богатство. Ресурс здоровья – это основа и условие функционирования человеческого капитала. Хорошее здоровье является предпосылкой и следствием социального благополучия индивида и эффективного функционирования экономики в целом.

Вот почему научные исследования проблем повышения эффективности использования производительных способностей людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных. При этом особого внимания требует рассмотрение экономических аспектов охраны здоровья, поскольку эффективное производство и воспроизводство запасов здоровья является главным условием экономической и социальной стабильности в обществе.

«Человеческий капитал определяется как мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Все перечисленные составляющие глубоко взаимосвязаны, и отсутствие того или иного компонента делает маловероятным, или даже невозможным, эффективное функционирование человеческого капитала в целом» [3, С. 7]. «Финансовые источники формирования запасов компонентов человеческого капитала представляют собой:

-      во-первых, инвестиции, осуществленные государством посредством капиталовложений в сферы здравоохранения, образования, в создание благоприятной социальной сферы общества,

-    во-вторых, инвестиции предприятий в своих нынешних и бывших сотрудников, членов их семей, а

также инвестиции в социальное и пространственное окружение предприятия (город, регион, общество в целом).

-   в-третьих, инвестиции в компоненты человеческого капитала, осуществленные человеком и его семьей.

При этом, сформированный в результате данных инвестиций человеческий капитал накапливается каждым индивидом»[5, С. 130].

В последние несколько лет в работах многих социологов и экономистов рассматривается вопрос о создание некоего класса профессионалов, который с помощью своего креативного творческого потенциала может формировать идеи и реализовывать их в работе.

«В современных условиях постиндустриализации человеческий капитал индивида представляет собой динамичную, самоорганизующуюся систему, в которой компоненты человеческого капитала из структурных трансформируются в структурно-процессные: процесс воспроизводства здоровья, процесс самообразования, процесс двухстороннего взаимодействия с социумом, а также процесс обновления информации. Креативная природа человеческого капитала нашла свое отражение в онтологической концептуализации, специфицирующей человеческий капитал в наиболее общих понятиях «сознание – интеллект – знание». При этом категория «интеллект», операциональная система, интегрирующая все формы (инстинкты, навыки, восприятие, интуицию) взаимодействия «субъект – среда» и представляющая со- бой преднамеренное и сознательное использование разума для эффективной деятельности индивида в условиях изменяющейся внешней среды и внутренних трансформаций, составляет онтологическое ядро индивидуального человеческого капитала. » [4, C. 74]

На смену образованию, которое направлено на усиление знаний в первые 20-25 лет жизни человека, приходит концепция «образование в течение жизни». Так, Б. Мильнер утверждает, что профессиональная переподготовка специалистов должна составлять 15-20% рабочего времени за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет), каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз[6,C.12].

По мнению Т.М. Амабайла коллектив компании должен быть разносторонним [7,С.21-22]. Многогранные взгляды работников и их неоднородные знания, но вместе с тем готовность персонала к взаимодействию и предоставлению свободы выбора для достижения цели способны породить инновационные креативные решения.

Всё это свидетельствует о важности создания для работников благоприятной окружающей среды, в которой человек может чувствовать себя свободным и не будет заточать себя в рамки, работник будет мотивирован к творческой работе. Немаловажными критериями, поддерживающими инновационную активность, являются разнородность окружающей среды, открытость, сплоченность людей на основе не только профессиональных позиций, но и жизненных, а также обмен знаниями и опытом.

Рассмотрим креативный человеческий капитал как базовый элемент формирования человеческого капитала на примере США. Сегодня в мире кардинально меняется парадигма образования. Если  раньше государство учило человека, то в рамках новой парадигмы человек получает знания самостоятельно. Теперь уже не человека учат, а он учится сам. На сегодняшний день период устаревания знаний составляет 2-3 года. И чем коммуникабельнее человек, тем больше он будет востребован на рынке труда.

В соответствии с новой парадигмой образования изменились и приоритеты в сфере образования. Одним из них является системный подход. Суть его состоит в учёте специфики спроса и предложения на рынке труда, а также возможности потенциала личности, цели и задачи, методов на каждой стадии обучения в течение всей жизни от «колыбели до могилы». Особое внимание в США уделяют на переподготовку американских рабочих, для того чтобы навыки и уровень образования работников соответствовал требованиям современной экономики. Так как одной из особенностей американской экономики на сегодняшний день является несоответствие между набором навыков американской рабочей силы и требованиями рынка труда. Переподготовка американских рабочих основывается на партнерстве государства и частного сектора экономики США.

Вторым, но не менее важным приоритетом, является развитие мотивации к обучению, которая представляет собой фундаментальную основу для получения образования в течение всей жизни. Особое внимание уделяется самонаправленности и целеустремленности человека.

И в качестве третьего приоритета  выделяется, признание  многогранности способов получения образования, таких как персональное развитие, приобретение новых навыков. При этом целенаправленность навыков может изменяться с течением жизни.

В условиях глобализации  мировой экономики особую роль занимает конкуренция на рынке труда, которая мотивирует работников накапливать новые знания. Ситуация в США обостряется и в связи с миграцией. США заинтересованы в экономическом росте и прогрессе, а  также в увеличении производительности: делать больше с меньшими затратами. Рост производительности труда является ключом к долгосрочному экономическому росту и повышению уровня жизни. Поэтому правительство заинтересовано в привлечении привлечение самых лучших и самых ярких специалистов из разных стран мира, которые будут способствовать росту производительности труда.

Анализирую приоритеты сложившиеся при подготовке профессиональных кадров, следует отметить, опыт США показывает, что инвестиции в «креативный человеческий капитал» выгоднее, чем привлечение в компанию подготовленного работника, окупаемость и рентабельность этих инвестиций достаточно высоки и, соответственно, степень риска низкая. Многие из разработанных программ направленны на приобретение работниками новых знаний и навыков. Также в США имеется возможность наращивания потенциала своих работников изнутри путем инвестирования в «человеческий капитал» иммигрантов. Работодатели в партнерстве с образовательными учреждениями инвестируют в обучение рабочих-иммигрантов путем охвата секторов с нехваткой квалифицированных работников.

Таким образом, США испытывает спрос на работников с более высокой квалификацией и более высоким уровнем образования. Поэтому в настоящее время политика США направлена на формирование и становление креативного человеческого капитала.

 

Список литературы

1.     Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Life Science Journal. Human capital contribution into innovation progress: world experience. 2014. Т. 11. № 11. С. 626-629

2.     Гнездова  Ю.В.,Савина  М.В.  Креативный  класс  постиндустриального  общества//  Экономика  и управление. 2008. №1 (33).

3.     Касаева, Т.В. Ресурс здоровья в функционировании  человеческого капитала: автореф. дис.  ... канд. эконом. наук. – Пятигорск, 2007. – 24 с.

4.     Касаева Т.В., Бондарская Т.А. Креативный человеческий капитал как движущая сила современной экономики //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2 (130). С. 51-56.

5.     Касаева, Т.В. К вопросу о финансовых источниках человеческого капитала [Текст] / Т.В. Касаева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – Т. 5. - №2. – Ч. 2. – С. 124-130.

6.     Мильнер Б. Управление знаниями в современной экономике// Проблемы теории и практики управления. 2006. №9

7.     Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.,2005