Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Международная экономическая безопасность (МЭБ) представляет собой такое состояние мирового хозяйства и международных экономических отношений, при котором обеспечивается стабильное экономическое развитие государств и создаются условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества. Система МЭБ призвана оградить государства от: 1) стихийного ухудшения условий мирового экономического развития; 2) нежелательных последствий экономических решений, принятых без согласования между странами; 3) сознательной экономической агрессии со стороны других государств.

По мере развития глобализации и усложнения глобальных проблем расширяется круг вопросов, требующих согласованного решения. Причем все чаще это касается решений не только во внешней, но и во внутренней экономической политики. Возрастает необходимость более тесного сотрудничества вплоть до наднационального уровня, в сфере промышленной, торговой, финансовой политики, снабжения энергетическими и минеральными ресурсами, научных исследования и технологии, контроля над деятельностью ТНК, эксплуатации мирового океана и т.д. Странам приходится договариваться о принципах и правилах использования инструментов регулирования, об их согласованном применении.

Условия МЭБ – соблюдение баланса между глобализацией и регионализацией. Коллективная система экономической безопасности на региональном уровне также призвана оградить участников от угроз двоякого рода: во-первых, перед ней стоит задача уменьшить негативные воздействия стихийного характера, поступающие со стороны мирового хозяйства; во вторых она должна защищать слабых от произвола со стороны сильных.

В настоящее время наибольшая угроза стабильности мирового хозяйства исходит со стороны международной финансовой системы, глобализационные процессы в которой идут опережающими темпами. Состояние мировой финансовой системы оказывает возрастающее влияние на все важнейшие воспроизводственные процессы в отдельных странах и на темпы их экономического роста. В результате усиливается взаимозависимость стран, сужаются их возможности по осуществлению самостоятельной экономической политики. Углубляется противоречие между стихийным саморегулированием международной финансовой системы и стремлением государств сохранить контроль над состоянием платежных балансов  и движением курсов валют. Частичное разрешение это противоречие находит в попытках совместного регулирования финансовых отношений, осуществляемого на глобальном и региональном уровнях.

Начало ХХI века было ознаменовано пристальным вниманием ученых различных специальностей – политологов, социологов, философов, экономистов, физиков, демографов, медиков и др. к проблеме глобализации и ее влияние на безопасность. Исследуя влияние глобализации на безопасность, следует уточнить, что государственное регулирование национальной безопасности предполагает активное вмешательство в происходящие события посредством, в первую очередь, экономико-политического воздействия на общество и бизнес. Как показывает история, современные глобальные процессы имеют тенденцию ослабления роли ведущих государств мирового сообщества. При этом воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно новый уровень, что предопределяет деятельность по защите экономики страны от нежелательных и опасных по возможным последствиям воздействий.

Зарубежные ученые гораздо раньше российских стали проявлять интерес к исследованию проблем национальной, и в том числе экономической безопасности, обращая внимание на проблемы международных налоговых взаимоотношений. Уже в 1990 году, будучи консультантом Совета по национальной безопасности и Государственного департамента США Эдвард Люттвак в своей работе «From Geopolitics to Geoeconomics» отмечал, что коль скоро равновесия между промышленно развитыми государствами уже нельзя достичь посредством военной силы, оно будет достигнуто в результате постоянного и повсеместного геоэкономического конфликта, «логикой» которого будет война, а «грамматикой» - экономика[14]. Кроме того, в 2000 году по расчетам ряда известных экспертов в области экономики и финансов (включая главу Федеральной Резервной системы США Алана Гринспена), мир стоит на пороге глобального и крупнейшего (со времен 1929-1933 гг.) финансового кризиса, результатом которого будет застой и упадок экономики. Если кризис все-таки разразится, очевидно, что сильнее всего он поразит слабые в финансово-экономическом отношении страны, среди которых и Россия. По их мнению, кризис начнется в США и распространится по всему миру [8]. Эти прогнозы не только подтвердились, но и заставили перестраивать все основные направления мировой экономики и национальных систем хозяйствования, в том числе в сфере налогообложения.

Итальянский  эксперт  по     международным    финансам    Фульчери  Бруни  Рочча  в  своей  работе «Геоэкономический фактор в финансовых отношениях с зарубежными странами» справедливо отмечает, что финансы это канал проникновения, позволяющий контролировать извне страну-должника. Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперника, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу, рабами. [9].

Такая сущность экономической глобализации, которая представляет собой  разновекторный и макромасштабный процесс сближения мировых систем, в том числе и в налоговой сфере, становится основой формирования международной и национальной системы  экономической и налоговой безопасности. Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг,  возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависит не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обременения ее налогами. Поэтому транснациональный бизнес при построении своей бизнес-стратегии предусматривает степень налоговой привлекательности той страны, в которой предстоит осуществлять определенные виды деятельности, используя для оптимизации различные методы налогового менеджмента на основе четкого понимания корпоративного и налогового законодательства различных государств, а также международных договоров в сфере налогообложения. Это способствует тому, что правительства различных государств все активнее сотрудничают между собой в области налоговой политики. Необходимость  такого сотрудничества коренится в интенсификации двухсторонних многосторонних связей, развития экономической интеграции и стремлении к обеспечению равных условий конкуренции на мировых рынках.

Вместе с тем, тенденции увеличения экономического взаимопроникновения иностранного и российского капитала в мировой экономике, по нашему мнению, не подкреплены соответствующими правовыми механизмами обеспечения налоговой безопасности государства, не содержат необходимых специальных положений, и налоговые отношения с иностранными лицами строятся аналогично по сравнению с российскими налогоплательщиками. Так, в соответствии со ст.4 федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» филиал иностранного юридического лица, созданный на территории России, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением коммерческой деятельности на территории России обязательствам. При отсутствии взаимных налоговых договоренностей один и тот же объект налогообложения (или один и тот же налогоплательщик) подпадает под механизм принудительного изъятия налогов и сборов одновременно в двух странах: в государстве, которое является источником выплаты дохода, и в государстве, которое является получателем дохода.

Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере направлены на устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важными являются и другие цели: гармонизация налоговых систем и налоговой политики, унификация фискальной политики и налогового законодательства; предотвращение уклонения от налогообложения; избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов; гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.

Проблемами двойного налогообложения стала заниматься Лига Наций с 1921 года, которая разработала модель двухстороннего соглашения. В наиболее концентрированном виде методологические подходы к разработке международных налоговых соглашений были сформулированы в Проекте Конвенции двойного налогообложения по доходу и капиталу, принятом Организацией экономического сотрудничества и развития в 1963 г. Конвенция закрепляет общепризнанное в цивилизованном мире мнение, что система налогообложения является непременным атрибутом экономических отношений, и является основой заключаемых в международной практике налоговых договоров и соглашений, которые могут незначительно различаться в деталях. За все годы эта модель была изменена и дополнена в 1977 году и в 1992 году притом структура договора остается в основном неизменной[12].

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, то есть являются приоритетными по сравнению с национальным законодательством, что привлекает внимание исследователей и профессионалов к более продуманным положениям международного налогового регулирования в целях обеспечения налоговой безопасности государства [1]. При заключении межгосударственных налоговых договоров преследуется не только цель стандартизации и унификации международных административных процедур при налогообложении резидентов и нерезидентов различных государств, но и обеспечивает приток в свое государство глобальных финансовых ресурсов в виде налоговых поступлений при согласовании взаимоприемлемых компромиссов по отдельным статьям и режимам, включаемых в налоговое соглашение.

Важно отметить, что Россия долгое время была изолирована от мировых интеграционных процессов, в том числе касающихся правового обеспечения налогообложения в международной сфере. Так, первым и единственным долгое время оставался договор, заключенный между СССР и Германией 12 октября 1925 г. по вопросам налогообложения. Позднее в 1976 году к нему добавилось соглашение между СССР и Грецией [6].

В период существования Советской власти было заключено лишь 5 договоров об избежании двойного налогообложения, которые действуют до настоящего времени. В период экономического реформирования России и перехода к рыночным условиям хозяйствования наблюдается тенденция значительного увеличения активности заключения соответствующих договоров и соглашений, преимущественно со странами Европы, основной пик которой пришелся на период до1999 года. С 2000 года работа по заключении налоговых соглашений резко сократилась, то на наш взгляд, может крайне негативно влиять на развивающиеся налоговые риски в условиях глобального экономического кризиса и глобализации экономических отношений [6]. Проведенное исследование показало, что не со всеми странами существуют налоговые соглашения и конвенции. В таких ситуациях Россия гарантирует своим фирмам одностороннее освобождение от двойного налогообложения при подтверждении ими факта уплаты налога в другой стране путем предоставления соответствующих документов.

В соответствии с Конвенцией двойного налогообложения по доходу и капиталу модель соглашения об избежании двойного налогообложения включает в себя следующие разделы:

1)     виды налогов, регулируемых соглашением;

2)     круг лиц, на которых распространяется соглашение, т.е. лиц с постоянным местопребыванием в одном из договаривающихся государств.

В международной практике имеются случаи, когда физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих государствах. В этом случае прибыль от коммерческой деятельности, извлекаемая в одном договаривающемся государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающимся государстве, может облагаться налогом в первом государстве только, если она получена через расположенное там его постоянное представительство иностранной организации и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства. В таком подходе находит свое применение принцип территориальности, в  соответствии с которым на территории одного государства налогом облагается  лишь прибыл, полученная из источников, расположенных на территории этого государства. Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения [3].

Кроме прибыли в соглашениях такого уровня  определен особый порядок налогообложения преподавателей, ученых, студентов и стажеров. Например, в Конвенции от 25 апреля 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, предусмотрено, что «физическое лицо, которое временно находится в одном из государств преимущественно с целью преподавания или проведения исследований, освобождается от налога в этом государстве на период в течение двух лет (или другого срока) со дня его первого в отношении вознаграждения за такое преподавание или проведение исследований. Выплаты, получаемые студентам или стажерами, которые находятся в другом государстве исключительно с целью обучения или получения образования, предназначенные на цели проживания, обучения и прохождения практики, не облагаются налогами, если источники этих выплат находятся за пределами этого государства» [4].

В отношении пенсий также предусмотрен общий порядок, при котором пенсии, пособия по социальному страхованию и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве в отношении прошлой работы по найму, на которые оно имеет фактическое право облагаться налогом только в этом государстве [4].

В последнее время при заключении международных налоговых соглашений все больше внимания уделяется предотвращению фактов по уклонению от уплаты налогов участниками международного бизнеса, путем включения дополнительных положений, предусматривающих обмен налоговой информацией и взаимную помощь по выявлению угроз налоговой безопасности. Правовым гарантом такого сотрудничества является заключение подобных договоров с оффшорными зонами и другими странами, в которые экспортируются инвестиции и капитал в целях получения определенных налоговых выгод при отсутствии экономической целесообразности, что может подрывать стабильность налоговых поступлений в бюджеты национальных экономик. В мировой практике существует специальный термин – treaty shopping (англ), который обозначает использование налоговых договоров в целях минимизации налоговой нагрузки и переводится «налоговый шопинг».

Международные налоговые соглашения могут использоваться для обеспечения налоговой безопасности всем участникам межгосударственных экономических отношений, начиная от регулирования цен при использовании трансфертного ценообразования (transfer prising) до реального снижения налогов при использовании зарегистрированных компаний в странах с наиболее выгодным налоговым режимом. Однако использование treaty shopping и различных налоговых схем с участием иностранных компаний в зависимости от специфики различных видов бизнеса создает реальную угрозу налоговой безопасности соответствующих государств. При этом предупредительные меры государства по отношению к своим недобросовестным резидентам ограничены международной юрисдикцией.

Для обеспечения налоговой безопасности государства и борьбы с трансфертным ценообразованием Россия определяет таможенную стоимость ввозимого товара не по его контрактной стоимости, а по рыночным ценам, действующим в данный период времени на ввозимый товар.

Анализ международных налоговых соглашений и налоговой нагрузки в разных странах показывает реальные преимущества российского бизнеса в снижении налогового бремени на доходы и капитал в условиях внешнеэкономической деятельности. Так, в Малайзии, с которой имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, зарегистрированные на острове Лабуан, будут платить налог на прибыль по ставке 3%. В Ирландии, которая входит в Европейский союз, в отличие от других стран ЕС, налог на доход составляет 12,5%, что позволяет другим странам Евросоюза регистрируя там свои предприятия участвовать в определенных схемах по минимизации налогов вполне льготным способом. Нидерланды, имея выгодную специфику своего налогового законодательства, используя для регистрации юридических лиц, выступающих источником выплат роялти и процентов. При выплатах дивидендов от российской компании на Кипре, в рамках выгодного налогового соглашения с Россией, уплачивается самый маленький существующий налог на дивиденды. Для безналогового накопления страховых выплат используются кэптивные (т.е. страхующие риски только своих учредителей) страховые компании, зарегистрированные на Бермудских островах [6].

Следует согласиться со специалистами в области международной экономики, которые считают, что участие России в международных торгово-экономических отношениях на современном этапе обеспечивает ее более эффективное экономическое развитие. Для более полного понимания мировых тенденций к построению налоговой безопасности необходимо ознакомиться с Основами мирового налогового кодекса (Basic World Tax Code), которые были разработаны учеными Гарвардского университета Уордом М. Хасси и Дональдом С. Любиком и рекомендованы ООН в 1996 году странам с переходной рыночной экономикой. Достаточно простые принципы построения налоговой системы, разработанные ими для стран с переходной рыночной экономикой (transition countries), могут стать фундаментальной основой эффективного международного налогового регулирования в различных условиях рыночной экономики [2].

Однако изучение международной системы основных принципов налогообложения и налоговой безопасности оказалось у российских исследователей на втором плане, не смотря на то, что интеграция российской экономики в мировое сообщество требует сравнительно-правового анализа налогового администрирования, а также всестороннего изучения и осмысления международного понятийного аппарата, характеризующего налоговые отношения на мировом уровне, что является крайне актуальной проблемой для обеспечения налоговой безопасности как в научном, так и в практическом отношении.

В России пока отсутствуют комплексные научные исследования международной налоговой безопасности в эпоху глобализации. Существование международной системы налоговой безопасности будет способствовать увеличению объемов торговли и инвестиций между различными странами, что связано со стабильными поступлениями в бюджеты государств, с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих стран. Международная система налоговой безопасности не предполагает создание международных органов. Эта деятельность может быть организована в рамках деятельности Организации экономического сотрудничества и развития или Всемирной торговой организации или другого международного органа. Все государства-участники, основываясь на своем суверенитете, разрабатывают и принимают нормы правового регулирования налоговых отношений, действующие на территории своих государств, но с учетом международных соглашений и многосторонних договоров.

В условиях ускорения движения капитала среди всех видов международных актов особую эффективность по обеспечению налоговой безопасности российского государства могут обеспечить международные соглашения о развитии интеграции в экономической деятельности, договоры об избегании двойного налогообложения и предотвращении от уклонения платы налогов, договоры об обмене информацией и сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства.

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. – М.,2015

2.     Мировой налоговый кодекс, Электронная версия, 1996.

3.     Договор от 17 июня 1992 года между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.-Интернет-ресурсы: www.nalog.ru

4.     Конвенция от 25 апреля 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль  об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налога на доходы.- Интернет-ресурсы: www.nalog.ru

5.     Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия ХХI. - 2001.- № 2-3.

6.     Борзунова О.А. Ориентиры в развитии налоговых систем в переходных экономиках// СПС Консультант Плюс, 2011.

7.     Пансков В.Г. Налоги и налогообложения: теория и практика: учебник. – М.: Юрайт, 2011.

8.     Светин Е. Финансовый кризис. Эпизод II. Скрытая угроза // Финансовая Россия.- 2000.- №30.

9.     Фульчери Бруни Рочча. Геоэкономический фактор в финансовых отношениях с зарубежными странами// Карло Жан, Паоло Савона. Геоэкономика. – М., 1997.

10. Цхададзе Н.В. Государственное внешнеэкономическое регулирование аграрной сферы АПК и продовольственная безопасность страны // «Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве».- Краснодар: Изд-во ЮИМ,2014.

11. Цхададзе Н.В. Продовольственной безопасности в России в условиях экономических санкций // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней / Под ред д-ра экон. наук, проф. Ядгарова Я.С., д-ра экон. наук, профессора Сидорова В.Н., д-ра экон.наук, доцента Чапли В.В..-Краснодар, 2015.

12. Baker Ph. Double Tax Conventions and International Tax Law. Sweet and Maxwell, 2nd edition. London, 1996.

13. Globalization, Growth and Poverty: Building an Inclusive World Economy. Wash.: The Word Bank Group, 2001.

14. Edward N. Luttwak «From Geopolitics to Geoeconomics» // The National Interest, summer 1990.