Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ КАК ОСНОВА ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   В современных условиях сфера НИОКР и инновационная деятельность рассматривается как важнейшая основа для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности экономической системы. Развитие высоких технологий в наиболее передовых странах способствуют формированию в них модели неоиндустриального или постиндустриального общества, где приоритетными по отношению к другим видам экономической деятельности становятся производство, накопление распределение и использование информации.

   Однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные подходы и инструменты, доказавшие свою эффективность. Конечной целью НИС является обеспечение динамичного развития страны за счет повышения инновационной активности всех хозяйствующих субъектов страны. Несмотря на общность целей инновационного развития, способы их достижения имеют национальные особенности [1, 38].

   Своей высокой эффективностью НИС ряда стран обязаны различным факторам, среди которых наиболее значимые: сформировавшаяся функциональная структура НИС, обуславливающая платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию; наличие институтов посредничества между производителями и потребителями НИОКР; последовательная инновационная политика государства;

   Один из ключевых факторов повышения конкурентоспособности страны, развития в ее пределах эффективной НИС - государственное вмешательство. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является

    Связующим звеном между академической наукой и производством; инновационное развитие страны не обязательно основано на собственной научно-технической и инновационной базе, на первоначальных этапах становления НИС возможно приобретение, копирование и «ассимиляция» зарубежных разработок (пример Китая и Японии).

   Институциональные структуры, заложенные в основу НИС развитых стран, объединяет, прежде всего, наличие нескольких уровней организации и управления. Так, НИС Норвегии и Австралии состоит из шести уровней, Германии и Великобритании - из четырех, Бельгии, Швейцарии, Австрии - из трех. НИС развитых стран отличаются по своей направленности и роли государства, прежде всего, за счет ориентации на удовлетворение особых национальных приоритетов: Финляндия - диверсификация экономики, Франция - создание сети мелких технологических фирм, США - поддержка реструктуризации экономики. [3, 38]

   Развитие есть непременное условие жизни общества и его экономического прогресса. В настоящее время формируется модель «устойчивого развития», цель которого заключается в удовлетворении жизненных потребностей нынешнего поколения людей. Экономическое развитие стран мира находится и будет находиться под влиянием процессов глобализации.

   В настоящее время существуют различные точки зрения по вопросу наличия национальной инновационной системы и в России, уровне ее развития и степени эффективности. Несмотря на очевидные проблемы инновационного развития России, тем не менее, можно выделить ряд объективных предпосылок, позволяющих говорить  о существование НИС или,  по крайней мере,  о положительной динамике ее формирования.

     Среди таких предпосылок, прежде всего, государственная инициатива по созданию НИС. В утвержденных Президентом РФ «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2015 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи предусмотрено формирование национальной инновационной системы [2, 23]. Вместе с тем трудно не согласиться с утверждением, что пока существует низкий уровень эффективности системы и ее составляющих.

   Из данных, приведенных в таблице 1 видно, что имеется наличие ряда серьезных ограничений и проблем дальнейшего развития, это подтверждается следующими данными: доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (ОЭСР -33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции - чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2 раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт - более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором [2,24].

   В основе данной модели система государственного финансирования и совокупность различных форм организации инновационной деятельности, созданные при участии и поддержки государства. С точки зрения спектра оказываемых услуг технопарки, инновационно-технологические центры, инкубаторы малого бизнеса, инновационно-промышленные комплексы практически полностью дублируют друг друга.

   В отличие от НИС в развитых странах, в отечественной системе отсутствует эффективный механизм передачи технологий в промышленный сектор, достаточно слабой остается взаимосвязь науки и бизнес-структур. Значительная часть национальных разработок, человеческого капитала


Таблица 4 Система базовых показателей экономики, основанной на знании [3, 39]


 

 

 

Показатель

 

 

США (последние данные) фактические / нормализованные

 

Россия (последние данные) фактические / нормализованные

Средний прирост В8П, %

3,00/4,21

3,80/5,95

Индекс развития человеческого потенциала

 

0,94/9,33

 

0,78/5,67

Качество регулирования

1,51/3,60

-0,30/3,39

Сила закона

1,70/8,60

-0,78/1,82

Ученые сфере НИОКР, млн. человек

4102,89/9,43

3479,35/8,98

Научные статьи, млн. человек

536,80/9,08

106,99/7,08

Количество патентов США, млн. человек

345,81/9,91

1,65/6,64

 

Грамотность взрослого населения (% возраста 15 лет и более)

 

 

100,00/8,18

 

 

99,60/7,52

Включенность в среднее образование

95,16/7,36

83,33/5,62

Включенность в высшее образование

72,62/9,75

64,09/9,42

 

Телефоны в расчете на 1 тыс. человек

 

1147,00/7,60

 

362,70/5,29

 

интенсивно вывозится за границу, в последствии возвращаясь в страну в виде готовой продукции. Практически отсутствуют маркетинговая и информационная составляющая НИС. Интересы отечественных предприятий в области инноваций сводятся в основном к замене устаревшего оборудования, а иностранных - к продвижению продукции и в большинстве случаев «устаревших» технологий» на российский рынок. Инновационная сфера «оторвана» от производственного сектора.

   Рассмотренные характеристики и составляющие российской НИС позволяют выделить ряд предпосылок и ограничений ее развития. К обозначенным факторам развития отечественной НИС, необходимо добавить следующее. Во-первых, по мере повышения уровня развития страны постепенно исчерпываются отдельные объективные конкурентные преимущества российской инновационной системы: сокращается квалификация труда, увеличиваются энергетические и транспортные затраты. Во-вторых, рост инвестиций без инновационного наполнения способствует воспроизводству устаревших технологий и консервации экономической отсталости. В- третьих, роль государственных структур России в продвижении инноваций на рынок прослеживается весьма слабо [1, 50].

   Итак, НИС необходимо рассматривать, с одной стороны в качестве инструмента экономической политики государства в достижении конечной цели общественного развития - обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - как объект управления (прежде всего со стороны государства), что предполагает обоснованную постановку целей и задач ее развития, разработку системы мероприятий, при помощи которых эти цели и задачи будут достигнуты, контроль за реализацией намеченных мероприятий и анализ полученных результатов.  

   Очевидно, что на пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития России важная роль принадлежит формированию адекватного институционального профиля НИС, где основная роль отводится государству. При этом государство выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, во-вторых, организатора развития национального инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятора институциональной основы.

   В целях развития эффективной НИС, имеет смысл разработка, как инновационной политики, так и научно- технической. Однако если первая направлена на использование наработанного научно-технического потенциала, широкого внедрения новых знаний и технологических решений, то вторая - имеет своей главной задачей создание научно-технических заделов на перспективу (поддержка развития образования, науки, создание новых технических разработок, технологий) [1,51]. При этом, как одна, так и другая политика выступает составной частью экономической политики модернизации экономики, а следовательно это показатель конкурентоспособности экономики.

    Инфраструктура инновационной деятельности в России в целом сравнительно развита. За последние 10 лет по всей  стране при  поддержке государства созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры – технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования и т.д. Действуют технико-внедренческие особые экономические зоны. Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. В то же время, эффективность использования инфраструктуры остается пока на недостаточном уровне, прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний. Общий вывод по текущей ситуации с факторами инновационного развития России – несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации усилия, в российской экономике пока не сформировалась окончательно тенденция инновационного поведения бизнеса. Поставленные в предыдущей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, связанные с расширением инновационной активности компаний реального сектора, в основном не достигнуты. Созданная за последние году весьма развитая инновационная инфраструктура не задействована в полной мере компаниями реального сектора. В отличие от научно-технического процесса, инновационный процесс не заканчивается внедрением, то есть первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения новшество совершенствуется. Это открывает для него новые области применения и рынки.

Таким образом, современный  инновационный  процесс в России направлен на создание основы конкурентоспособности российской экономики и создания требуемых рынком продуктов, технологий и услуг. Инновационная способность российской экономики характеризуется возможностью создавать и распространять во всех сферах новшества в собственное производство. Специфика инновации такова, что с одной стороны, потребность в ней формируется под воздействием спроса и предложения, а с другой — возникает в условиях конкуренции в современной экономике, под воздействием как внутренних так и внешних факторов, которые сейчас для России, к сожалению не благоприятны.



Список литературы

1.     Вранчан, НА. Экономическое обоснование инновационного развития экономики России / Н.А. Вранчан // материалы Междунар. науч.-практ. конф. Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития: Сочи, 2013.

2.     Дегтярева, И.В. Инновационное развитие России и возможности для экономического роста / И.В.Дегтярева // Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К. А. Хубиева. - М.: ТЕИС, 2013.

3.     Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В.Яковец - М., 2012.