В рыночных условиях все острее и острее возникает необходимость решения социально- экономических проблем: повышения жизненного уровня населения, создания новых и модернизации действующих на предприятиях рабочих мест, создания условий для сохранения и улучшения здоровья, обеспечения безопасности и других условий высокопроизводительного труда и экономического роста. Решение этих и других проблем невозможно не только без развития взаимоотношений субъектов рынка, формирования действенного механизма социальной защиты населения России, но и повышения эффективности государственного и муниципального управления комплексом мер по обеспечению гарантий в сфере занятости, повышения заработной платы, оказания помощи пожилым людям и инвалидам[1].
В то же время, действующий механизм государственного и муниципального управления социальной защитой населения пока несовершенен, он не дает гарантий социальной защиты всем слоям населения страны. На эффективность государственного и муниципального управления оказывают существенное влияние множество различных факторов, выявив которые и оценив их воздействие можно значительно повлиять на социальное положение населения. Различают факторы внутренней и внешней среды. Так, к внутренним факторам, определяющим эффективность государственного и муниципального управления социальной защитой населения можно отнести: размеры территории; демографические, социально- экономические, этноконфессиальные характеристики населения; время существования социальной защиты населения; внутренние межнациональные конфликты на территории государства; организацию политических институтов общества и др[3,4].
К внешним факторам, влияющим на эффективность государственного управления социальной защитой населения, характеризующим экономическую, военную и политическую зависимость или независимость страны от других государств, национальных и наднациональных структур можно отнести: уровень внешней долговой зависимости; наличие международной помощи; уровень иностранных инвестиций; механизм определения курса иностранных валют; присутствие на территории государства иностранных военных контингентов; включенность государства в наднациональные структуры и др.)[2].
Нами в качестве примера проведены исследования влияния факторов на эффективность управления социальной защитой населения Тверской области. В качестве основных показателей, на которые оказывает наибольшее влияние уровень государственного и муниципального управления взяты наиболее важные, официально применяемые в данных регионах, показатели, характеризующие уровень социальной защиты населения, которые представлены в таблице 1. Это показатели характеризующие: эффективность развития экономики; уровень жизни населения; уровень здравоохранения; уровень пенсионного обеспечения; уровень жилищного обеспечения[3,4].
Таблица 1 Обобщающие показатели оценки эффективности социальной защиты населения Тверской области[5]
|
№ |
Показатель |
Годы |
% |
|
|
2015 |
2016 |
|||
|
Показатели, характеризующие эффективность развития экономики |
||||
|
1. |
Численность населения, тыс. чел. |
1304,7 |
1296,8 |
99,4 |
|
2. |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. |
379,2 |
369,4 |
97,4 |
|
3. |
Численность безработных, тыс. чел. |
8,4 |
6,9 |
82,1 |
|
4. |
Валовый региональный продукт, млрд. руб. |
341,2 |
387,36 |
113,5 |
|
5. |
Валовый региональный продукт на душу населения, тыс. руб. |
261,5 |
298,7 |
114,2 |
|
6. |
Стоимость основных фондов в экономике, млрд. руб |
1029,4 |
1212,7 |
117,8 |
|
7. |
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. |
32380 |
34695 |
107,1 |
|
№ |
Показатель |
Годы |
% |
|||||
|
2015 |
2016 |
|||||||
|
8. |
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб. |
62121 |
63936 |
102,9 |
||||
|
9. |
Расходы консолидированного бюджета, млн. руб. |
62559 |
60482 |
96,7 |
||||
|
10. |
Профицит (дефицит) консолидированного бюджета, млн. руб. |
-438 |
3454 |
х |
||||
|
11. |
Сальдированный финансовый результат в экономике, млн. руб. |
-1952 |
9017 |
х |
||||
|
12. |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
73462 |
89642 |
122,0 |
||||
|
13. |
Индекс потребительских цен в декабре, процентов |
112,1 |
104,8 |
х |
||||
|
14. |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
218522 |
214152 |
98,0 |
||||
|
Показатели, характеризующие уровень жизни населения |
||||||||
|
15. |
Среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей |
23454 |
24453 |
104,3 |
||||
|
16. |
Реальные располагаемые денежные доходы, предыдущему году |
в |
% |
к |
98,4 |
96,5 |
Х |
|
|
17. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. |
24804 |
26193 |
105,6 |
||||
|
18. |
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. |
11708 |
17039 |
145,5 |
||||
|
19. |
Прожиточный минимум, руб. |
10335 |
10477 |
101,4 |
||||
|
20. |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % к общей численности населения |
13,2 |
12,5 |
Х |
||||
|
Показатели, характеризующие уровень здравоохранения |
||||||||
|
21. |
Число медицинских организаций, единиц |
80 |
80 |
100,0 |
||||
|
22. |
Мощность амбулаторно-поликлинических посещений в смену, на 10000 населения |
организаций, |
219,6 |
222,0 |
101,1 |
|||
|
23. |
Число больничных коек, на 10000 населения |
95,3 |
93,9 |
98,53 |
||||
|
24. |
Численность врачей, на 10000 населения |
43,4 |
44,1 |
101,6 |
||||
|
25. |
Численность среднего медицинского персонала, на 10000 населения |
101,2 |
101,0 |
99,8 |
||||
|
26. |
Заболеваемость всеми болезнями, на 1000 человек населения |
946,0 |
912,3 |
96,44 |
||||
|
Показатели, характеризующие уровень пенсионного обеспечения |
||||||||
|
27. |
Численность пенсионеров, тыс. чел. |
426,3 |
426,7 |
100,1 |
||||
|
28. |
Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионеров, % |
150,1 |
210,0 |
139,9 |
||||
|
29. |
Соотношение среднего размера назначенных пенсий с размером начисленной заработной платы, % |
49,9 |
68,4 |
137,1 |
||||
|
Показатели, характеризующие уровень жилищного обеспечения |
||||||||
|
30. |
Общая площадь жилищных помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, кв.м. |
30,0 |
30,8 |
102,7 |
||||
|
31. |
Капитально отремонтировано многоквартирных домов, тыс. кв. м. |
75,5 |
73,5 |
97,4 |
||||
|
32. |
Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия |
1232 |
1131 |
91,8 |
||||
|
33. |
Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год, в процентах от числа семей состоящих на учете |
6,0 |
5,0 |
83,3 |
||||
|
34. |
Число семей, состоящих на учете на конец года для получения жилья |
21653 |
20765 |
95,9 |
||||
|
35. |
Число семей, состоящих на учете для получения жилья, в % от общего числа семей |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
||||
|
36. |
Количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг |
50038 |
51166 |
102,3 |
||||
|
37. |
Количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в % к общему числу семей |
8,8 |
9,0 |
102,3 |
||||
|
38. |
Сумма субсидий населению, млн. руб. |
884,3 |
961,0 |
108,7 |
||||
|
№ |
Показатель |
Годы |
% |
|
|
2015 |
2016 |
|||
|
39. |
Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью, руб. |
1299 |
1390 |
107,0 |
|
40. |
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, человек |
345700 |
342000 |
98,9 |
|
41. |
Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в % |
26,5 |
26,4 |
99,6 |
|
42. |
Размер предусмотренных средств на социальную поддержку, млн. руб. |
2557,1 |
2735,9 |
107,0 |
|
43. |
Размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. в месяц |
616,3 |
666,5 |
108,1 |
* Прогнозная оценка
Анализ данных приведенных в таблице 1, показал, что в Тверской области количество показателей, характеризующих повышение эффективности управления социальной защитой населения, значительно увеличилось. Так, в числе таких 26 показателей на 13,5 % возрос валовый региональной продукт и на 14,2 % валовый региональный продукт на душу населения, увеличились на 17,8 % основные фонды в экономике, на 7,1 продукция сельского хозяйства, на 22 % инвестиции в основной капитал, на 5,6 % среднемесячная заработная плата работающих в экономике, на 45,5 средний размер назначенных пенсий, на 1,5 % число врачей на 10000 населения, на 39,9 % соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума, на 8,7 % сумма субсидий населению. Положительным можно назвать снижение на 3,6 % (или 33,7 чел.) заболеваемости всеми болезнями на 1000 человек населения и другие, с 13,2 до 12,5 % сократилась доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % к общей численности населения.
Однако за анализируемый период по 14 показателям из 43 анализируемых отмечено снижение уровня социальной защиты. Так, на 0,6 % снизилась численность населения Тверского региона, на 2,6 % численность занятых в экономике, на 3,3 % расходы консолидированного бюджета, на 2,2 % оборот розничной торговли, на 4,5 % реальные располагаемые денежные доходы, на 1,5 % число больничных коек и на 0,2 % численность среднего медицинского персонала на 10000 населения, на 16,7 % число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, также уменьшилось число граждан, воспользовавшихся субсидиями на семью. Это свидетельствует о том, что в управлении социальной защитой населения администрацией региона и муниципальных образований допускаются серьезные ошибки при планировании показателей развития экономики, организации торгового и медицинского обслуживания и других направлений по организации социальной защиты населения.
1. Разиньков, П.И. Проблемы государственного регулирования развития экономики России // П.И. Разиньков, Вестник ТвГТУ № 1. 2016. с. 163-170.
2. Разинькова, О.П. Проблемы повышения эффективности государственного управления в регионе // О.П. Разинькова, М.П. Филатова. В сборнике: Проблемы управления в социально- гуманитарных, экономических и технических системах. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Тверь. 2015. с. 311-322.
3. Разинькова, О.П. Потенциал предприятия: теоретические аспекты формирования и повышения конкурентоспособности / О.П. Разинькова. Тверь 2011. 187 с.
4. Разиньков, П.И. Проблемы совершенствования государственного управления рынком труда/ П.И. Разиньков, О.П. Разинькова. В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 201-203.
5. Статистические данные о социально-экономическом положении Тверской области http://tverstat.gks.ru/ (по состоянию на 10.03.2018 г.).