Для экономического развития Республики Бурятия необходимо обеспечить наибольшую эффективность производства, получая максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природного благосостояния, сохраняя и улучшая экологические условия для жизни населения.
Республика Бурятия расположена в южной части Восточной Сибири, территория республики составляет 351,3 тыс. кв. м., это регион, который не входит в число высоко урбанизированных территорий. На 1 января 2016 года на территории республики расположено 21 муниципальных образования, 6 городов, которые существенно отличаются по уровню социально-экономического развития. Численность постоянного населения на 1 января 2016 года составила 982,3 тыс. человек, из них городское население 579,4 тыс. человек и сельское - 402,9 тыс. человек, что на 3,9 тыс. человек больше чем в 2015 г. А численность населения на 1 января 2015 года составляет 978,4 тыс. человек. Самый большой город в Республике Бурятия по населению - Улан - Удэ (426 650 чел.), далее Северобайкальск (24 101 чел.) и Гусиноозерск (23 307 чел.). Всего 1 город с численностью от 100 тысяч человек. Численность населения по муниципальным образованиям представлены в Табл.1.
Таблица 1
Население Республики Бурятия по муниципальным образованиям
|
Муниципальное образование |
Все население |
в т.ч. городское |
в т.ч. сельское |
|
Республика Бурятия на 01.01.2016 г. |
982,3 |
579,4 |
402,9 |
|
Республика Бурятия на 01.01.2015 г., в т.ч. |
978,4 |
576,3 |
402,1 |
|
г. Улан-Удэ |
426 650 |
426 650 |
0 |
|
Баргузинский муниципальный район |
22 574 |
7 053 |
15 521 |
|
Баунтовский эвенкийский муниципальный район |
8 808 |
0 |
8 808 |
|
Бичурский муниципальный район |
23 748 |
0 |
23 748 |
|
Джидинский муниципальный район |
25 610 |
0 |
25 610 |
|
Еравнинский муниципальный район |
17 626 |
0 |
17 626 |
|
Заиграевский муниципальный район |
49 964 |
16 059 |
33 905 |
|
Иволгинский муниципальный район |
45 846 |
0 |
45 846 |
|
Кабанский муниципальный район |
57 887 |
25 466 |
32 421 |
|
Кижингинский муниципальный район |
15 624 |
0 |
15 624 |
|
Курумканский муниципальный район |
14 139 |
0 |
14 139 |
|
Кяхтинский муниципальный район |
38 167 |
23 064 |
15 103 |
|
Муйский муниципальный район |
10 802 |
9 429 |
1 373 |
|
Мухоршибирский муниципальный район |
23 850 |
0 |
23 850 |
|
Окинский муниципальный район |
5 406 |
0 |
5 406 |
|
Прибайкальский муниципальный район |
26 890 |
0 |
26 890 |
|
Северо-Байкальский муниципальный район |
12 991 |
9 891 |
3 100 |
|
Селенгинский муниципальный район |
43 372 |
23 307 |
20 065 |
|
Тарбагатайский муниципальный район |
18 401 |
0 |
18 401 |
|
Тункинский муниципальный район |
21 450 |
0 |
21 450 |
|
Хоринский муниципальный район |
17 653 |
0 |
17 653 |
*источник: Росстат
Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойной доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Поэтому эффективную занятость с экономической точки зрения – это наиболее рациональное использование человеческого ресурса, а с социальной – наиболее полное соответствие интересам человека труда. Для достижения баланса экономической и социальной занятости необходимо реформирование занятости и новый подход к изучению вопроса занятости населения и особое внимание обратить на сельскую занятость, т.к. сельская занятость имеет свои особенности.
Большинство занятых занято на предприятиях частной собственности (62,5%). Из них 29,3 % составляют лица, занятые индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан. На предприятиях и организациях государственной и муниципальной форм собственности занято 31 % занятого населения. [1]
В Табл.2 представлены статистические данные по уровню экономической активности населения, по уровню занятости и безработицы.
Таблица 2
Уровень экономической активности населения, уровень занятости и безработицы, %
|
|
Уровень экономической активности населения |
Уровень занятости населения |
Уровень безработицы населения |
Средний возраст занятых в экономике, лет |
|||
|
в возрасте 15-72 лет |
в трудо- способном возрасте |
в возрасте 15-72 лет |
в трудо- способном возрасте |
в возрасте 15-72 лет |
в трудо- способном возрасте |
||
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
2012 |
63,9 |
72,8 |
58,9 |
66,9 |
7,9 |
8,2 |
38,7 |
|
2013 |
63,8 |
73,1 |
58,6 |
67,1 |
8,0 |
8,2 |
38,6 |
|
2014 |
63,8 |
59,6 |
58,4 |
54,3 |
8,4 |
8,8 |
38,8 |
|
в т.ч. мужчины |
|
|
|
|
|
|
|
|
2012 |
70,5 |
76,9 |
64,4 |
70,0 |
8,6 |
8,9 |
38,0 |
|
2013 |
69,5 |
76,1 |
63,9 |
69,9 |
8,1 |
8,1 |
37,9 |
|
2014 |
69,2 |
75,9 |
62,6 |
68,5 |
9,5 |
9,8 |
38,1 |
|
женщины |
|
|
|
|
|
|
|
|
2012 |
58,0 |
68,6 |
53,8 |
63,5 |
7,1 |
7,3 |
39,5 |
|
2013 |
58,5 |
70,0 |
53,9 |
64,1 |
7,9 |
8,4 |
39,4 |
|
2014 |
58,9 |
70,0 |
54,6 |
65,0 |
7,2 |
7,8 |
39,5 |
*источник Росстат
Как видно из таблицы, по данным Бурятстата за три года уровень экономической активности населения снизился в основном среди женщин, что связано с устареванием населения и мигрированием молодежи в трудоспособном возрасте в другие регионы и страны, при этом средний возраст занятых в экономике составляет в пределах 38 лет. За рассматриваемый период, уровень занятости снижается с 66,9% в 2012 г. до 54,9% в 2014 г. Однако уровень безработицы ещё остаётся высоким, который увеличился в 2014 г. до 8,8%, что на 0,6% больше, чем в 2012 г. Время поиска работы у безработных также увеличился с 7,2 месяцев до 9,0 месяцев в 2014 г.
Уровень регистрируемой безработицы по Республике Бурятия составил 1,1%. По данному показателю Республика Бурятия на протяжении длительного времени занимала передовые места, а в течение 2013 года занимала 1 место в рейтинге регионов, входящих в состав Сибирского федерального округа.
Необходимо отметить, что наибольшую долю среди безработных граждан составляют люди со средним профессиональным образованием - 24%, далее с начальным профессиональным образованием - 21.8% и со средним общим образованием 22.6%, а доля лиц с высшим профессиональным образованием составляет 18%.
В сложившихся условиях естественного воспроизводства повышение рождаемости может устанавливаться как долгосрочная перспектива, так как необходимо изменить не только социально- экономические условия, но и уровень демографического сознания населения. Формирование человеческого капитала, начинается с рождения ребенка – это вложение и инвестирование в образование детей, необходимо создание благоприятных условий труда для трудоустройства в республике и дальнейшего развития нашего региона. В рамках реализации демографической политики Республики Бурятия напрямую стимулирует рождаемость через увеличение размеров государственных пособий на детей и в связи с материнством подкрепляются мерами косвенного стимулирования. Рождаемость, как известно, влияет на численность населения, демографическая ситуация в Республике Бурятия характеризуется повышением естественного прироста населения за счёт снижения смертности, в том числе в трудоспособном возрасте и роста рождаемости населения. В Табл.3 отражены статистические данные за 10 лет.
Таблица 3
Статистические данные по естественному приросту населения, чел
|
годы |
Родилось |
Умерло |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
|||||||
|
всего |
мужчин |
женщин |
всего |
мужчин |
женщин |
всего |
мужчин |
женщин |
||
|
Все население |
||||||||||
|
2004 |
13399 |
6903 |
6496 |
14868 |
8698 |
6170 |
-1469 |
-1795 |
326 |
|
|
2005 |
13551 |
6946 |
6605 |
15144 |
8839 |
6305 |
-1593 |
-1893 |
300 |
|
|
2006 |
14193 |
7205 |
6988 |
13930 |
7911 |
6019 |
263 |
-706 |
969 |
|
|
2007 |
15460 |
7966 |
7494 |
12802 |
7096 |
5706 |
2658 |
870 |
1788 |
|
|
2008 |
16372 |
8422 |
7950 |
12948 |
7254 |
5694 |
3424 |
1168 |
2256 |
|
|
2009 |
16729 |
8592 |
8137 |
12466 |
6943 |
5523 |
4263 |
1649 |
2614 |
|
|
2010 |
16506 |
8540 |
7966 |
12361 |
6960 |
5401 |
4145 |
1580 |
2565 |
|
|
2011 |
16507 |
8459 |
8048 |
12299 |
6900 |
5399 |
4208 |
1559 |
2649 |
|
|
2012 |
17006 |
8779 |
8227 |
12064 |
6678 |
5386 |
4942 |
2101 |
2841 |
|
|
2013 |
17108 |
8833 |
8275 |
11479 |
6185 |
5294 |
5629 |
2648 |
2981 |
|
|
2014 |
17093 |
8923 |
8170 |
11182 |
6170 |
5012 |
5911 |
2753 |
3158 |
|
*источник Росстат
По таблице видно, что естественный прирост населения в целом по республике начинается с 2007 года, государственное регулирование рождаемости - путем введения материнского капитала, которое простимулировало население на рождение второго и последующего ребенка, но к сожалению, плохое информирование повлекло рождение детей ради материального благополучия отдельно взятых семей. Число умерших с 2013 года уменьшается в связи с пропагандой здорового образа жизни и профилактикой заболеваемости, путем своевременного медицинского обследования. Отрадно, что количество родившихся мальчиков по статистике больше, чем девочек, но вопрос остается актуальным, почему в России, а также в республике одиноких женщин меньше не становится?
Несмотря на сложившуюся тенденцию, что молодежь получает «престижное» образование в области юриспруденции, менеджеров и т.д. провоцирует структурный дисбаланс спроса и предложения на трудовые ресурсы рабочих специальностей. Соответственно доля зарегистрированных безработных растет, что сказывается на уровне жизни населения, а это «тормозит» социально-экономическое развитие республики. Молодой специалист, окончив учебное заведение, да и не только молодые специалисты, отказываются трудоустраиваться, т.к. большинство предложенных вакансий предлагают низкую заработную плату и требуют стаж работы по должности. А также негативно влияет отсутствие элементарной инфраструктуры и недостаточное обеспечение жильем, хотя определенные результаты дают республиканские целевые программы «Жилье для молодых специалистов», «Жилье для молодых семей», «Земский доктор».
Низкие денежные доходы населения в соотношении с прожиточным минимумом к стоимости потребительской корзине, говорит о бедности население, неэффективное использование производственных ресурсов влечет, низкий объем произведенной продукции из чего складывается, в целом общая экономическая характеристика в Республике Бурятия. Низкая инвестиционная привлекательность республики, особенно в последние годы не дает возможности развитию в приоритетных направлениях, например, в туризме, сельском туризме, сельском хозяйстве, которые могли бы создать и предоставить рабочие места населению, на что не мешало обратить внимание и развивать данные направления. В свое время сельскохозяйственное производство свертывалось из-за отсутствия государственной политики поддержки села.
В России много лет реализуется программа, направленная на сбережение, формирование и использование человеческого капитала. Республика Бурятия, как субъект Российской Федерации имеет свои особенности в экономическом и социальном развитии территории, формировании и развитии трудового потенциала. Необходимо задуматься, а не встанет ли такой же вопрос, как в Японии, кому передавать свое правление и руководство, т.к. современное общество в виде подрастающего поколения не приучено работать и зарабатывать деньги. Молодые хотят все и сразу, без вложения собственного труда, поэтому духовно- нравственное воспитание детей и подростков должно быть не только в семье, но и в образовательных учреждениях, начиная со школы. Республика Бурятия стремится развиваться «в ногу со временем», для чего необходимо здоровое и образованное население, которое способно решать поставленные управленческие, экономические, технологические и социальные задачи для достижения поставленных целей.
Список литературы
1. Бондаренко Л. Тенденции в уровне занятости сельского населения и ее отраслевой структуре/ Бондаренко Л., Тататрова Л.// Экономика сельского хозяйства России. – 2015 - № 10 – С. 69-73
2. Росстат. Федеральная служба государственной статистики.- www.gks.ru