В современных рыночных условиях деятельность предприятий направлена не только на качественное формирование информации внутренней отчетности, но и достоверное составления информации для внешних пользователей в форме бухгалтерской финансовой отчетности. Составление данной информации позволяет внешним пользователям получать качественную оценку, непосредственно характеризующую деятельность предприятия.
Одним из способов оценки финансово – хозяйственной деятельности организации во взаимосвязи с показателями других хозяйствующих субъектов является метод рейтинговой оценки.
Рейтинговая оценка, как один из методов экономического анализа, позволяет различным пользователям информации, например, банкам, инвесторам, оценить деятельность того или иного предприятия с целью, например, инвестиционной привлекательности.
Таким образом, рейтинговая оценка позволяет ранжировать предприятия от наилучших показателей к наихудшим.
Следует отметить, что метод рейтинговой оценки можно применять по отношению к любым предприятиям, независимо от того какую отраслевую направленность они имеют. В этом заключается преимущество данного метода экономического анализа.
Данный метод позволяет всесторонне оценить деятельность нескольких предприятий, используя систему баллов, составляемую на основе четырех групп основных показателей, которые представлены в схеме 1.
Рейтинговую оценку можно также использовать для определения уровня развития какой – либо отрасли, либо региона в целом. Поэтому для большей наглядности в эффективности данного метода проведем анализ основных производственных предприятий Рязанской области, что позволит определить, какой уровень занимает производство в исследуемом регионе, а также проследить сопоставимость анализируемых показателей данных предприятий.
Для примера мы взяли пять предприятий, которые занимаются производством, и показатели которых представлены в Табл.1.
Таблица 1 Расчет показателей рейтинговой оценки
|
Показатели |
ОАО «Теплоприбор» |
ОАО «Завод «Красное знамя» |
ОАО «Рязанский Радиозавод» |
ЗАО «Русская кожа» |
Государственный Рязанский Приборный завод |
|
1.Общая рентабельность |
0,01 |
0,15 |
1,00 |
-0,65 |
0,35 |
|
2.Чистая рентабельность |
0,13 |
0,17 |
1,00 |
-0,37 |
0,32 |
|
3.Рентабельность собственного капитала |
0,09 |
0,02 |
1,00 |
-0,21 |
0,36 |
|
4.Общая рентабельность производственных активов |
0,99 |
1,22 |
1,00 |
-1,80 |
0,50 |
|
5.Чистая прибыль на 1 руб. объема реализации |
1,00 |
0,89 |
0,63 |
-0,01 |
0,88 |
|
6.Прибыль от реализации продукции на 1 руб. объема реализации |
0,08 |
0,27 |
1,00 |
1,00 |
0,08 |
|
7.Прибыль от фин-хоз деятельности на 1 руб. объема реализации |
0,26 |
0,08 |
0,14 |
1,00 |
0,21 |
|
8.Балансовая прибыль на 1 руб. объема реализации |
0,04 |
0,28 |
0,04 |
-0,01 |
1,00 |
|
9.Отдача от всех активов |
0,25 |
0,34 |
0,51 |
0,49 |
0,14 |
|
10.Отдача основных средств |
0,43 |
0,37 |
0,18 |
1,00 |
0,08 |
|
11.Оборачиваемость оборотных средств |
0,31 |
0,60 |
0,52 |
0,60 |
0,15 |
|
12.Оборачиваемость запасов |
0,34 |
0,52 |
0,48 |
0,78 |
0,84 |
|
13.Оборачиваемость ДЗ |
0,68 |
0,21 |
0,56 |
0,33 |
0,68 |
|
14.Отдача собственного капитала |
0,24 |
0,15 |
0,23 |
0,39 |
0,18 |
|
15.Коэффициент покрытия |
0,80 |
0,60 |
0,52 |
0,92 |
0,35 |
|
16.Коэффициент текущей ликвидности |
0,82 |
0,67 |
0,73 |
0,93 |
0,87 |
|
17.Индекс постоянного актива |
1,00 |
0,90 |
0,74 |
0,85 |
0,83 |
|
18.Коэффициент автономии |
0,88 |
1,11 |
0,92 |
1,00 |
0,84 |
|
19.Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами |
1,00 |
0,80 |
0,74 |
0,27 |
0,21 |
Произведя расчет показателей, приведенных в методике рейтинговой оценки, необходимо выбрать оптимальный либо максимальный показатель по каждой строке, который показывает наилучшее значение по каждому конкретному показателю. Далее необходимо определить отношение значения каждого полученного показателя к оптимальному и исходя из этого рассчитать рейтинг каждого предприятия. Произведя все необходимые расчеты, мы получили следующие данные, представленные в Табл.2.
Таблица 2 Рейтинговая оценка предприятий Рязанской области
|
Наименование предприятия |
Рейтинговая оценка |
|
ОАО «Теплоприбор» |
2,51 |
|
ОАО «Завод «Красное знамя» |
2,46 |
|
ОАО «Рязанский Радиозавод» |
1,82 |
|
ЗАО «Русская кожа» |
3,88 |
|
Государственный Рязанский Приборный завод |
2,54 |
Исходя из исследуемой методики, предприятия должны ранжироваться в зависимости от полученной оценки – от низшей к высшей. Ранжирование предприятий в зависимости от их рейтинговой оценки приведено в Табл.3.
Таблица 3 Ранжирование предприятий по рейтинговой оценке.
|
Место |
Предприятие |
|
1 |
ОАО «Рязанский Радиозавод» |
|
2 |
ОАО «Завод «Красное знамя» |
|
3 |
ОАО «Теплоприбор» |
|
4 |
Государственный Рязанский Приборный завод |
|
5 |
ЗАО «Русская кожа» |
В итоге, можно сделать вывод, что после проведения рейтинговой оценки предприятий по четырем основным группам показателей, первое место заняло ОАО «Рязанский Радиозавод», а последнее ЗАО «Русская кожа», так как данные предприятия имели наименьшее и наибольшее значения рейтинговой оценки соответственно. ЗАО «Русская кожа» следует улучшить значения по 4 группам показателей, использовавшихся в данном исследовании, путем изменения финансовой политики. Основываясь на данных результатах, можно сказать, что организация, занявшая первое место, наиболее привлекательна с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности.
Таким образом, в основной своей массе производственные предприятия Рязанской области достаточно хорошо развиты, за исключением ЗАО «Русская кожа», так как данное предприятия имело отрицательные показатели рентабельности. Однако в целом можно отметить достаточно высокий уровень производственной деятельности в Рязанской области, но для получения более точных данных с помощью данной методики необходимо использовать гораздо большее количество предприятий.
Список литературы
1. Рейтинговая оценка финансового состояния организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/rejtingovaja_ocenka_finansovogo_sostojanija_predprijatija/16-1-0- 213). Проверено: 30.03.2015;
2. Шеремет АД., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.; ИНФРА-М, 2012. - 208 с..