|
Название этапа |
Содержание |
|
Seiri – сортировка |
Все материалы, оборудование и инструмент сортируют на: · нужные всегда – материалы, которые используются в работе в данный момент; · нужные иногда – материалы, которые могут использоваться в работе, но в данный момент не востребованы; · ненужные – брак, неиспользуемые инструменты, тара, посторонние предметы. В процессе сортировки ненужные предметы помечают «красной меткой» и затем удаляют из рабочей зоны. |
|
Seiton – соблюдение порядка |
Аккуратно расположите предметы для обеспечения безопасности, качества и эффективности работы. Четыре правила расположения вещей: · на видном месте; · легко взять; · легко использовать; · легко вернуть на место. |
|
Seiso – содержание в чистоте |
Поддерживайте рабочую зону в идеальной чистоте. Порядок действий: · Разбить линию на зоны, создать схемы и карты с обозначением рабочих мест, мест расположения оборудования и т. п. · Определить специальную группу, за которыми будет закреплена зона для уборки. Определить время проведения уборки: · утренняя: 5-10 мин. до начала рабочего дня · обеденная: 5-10 мин. после обеда · по окончании работы: после прекращения работы, во время простоев |
|
Seiketsu – стандартизация |
Этот принцип требует формального, письменного закрепления правил содержания рабочего места, технологии работы и других процедур. Необходимо создать рабочие инструкции, которые включат в себя описание пошаговых действий по поддержанию порядка. А также вести разработки новых методов контроля и вознаграждения отличившихся сотрудников. Самое главное чтобы все стандарты были наглядными и понятными каждому сотруднику. |
|
Shitsuke – совершенствование |
Выработка привычки ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими процедурами, а также неуклонное совершенствование самой системы. Этот этап включает в себя обучение и передачу информации для выполнения стандартов 5S. |
- Снижение числа несчастных случаев
- Повышение уровня качества продукции, снижение количества дефектов
- Создание комфортного психологического климата, стимулирование желания работать
- Повышение производительности труда (что в свою очередь ведёт к повышению прибыли предприятия и соответственно повышению уровня дохода рабочих).
Во время внедрения метода 5S желательно фиксировать достижение определенных показателей по каждому из пяти слагаемых, что позволяет придать внедрению планомерную форму и сократить сопротивление персонала изменениям. При таком подходе обеспечивается более полное вовлечение всех работников в процесс.
Планируется внедрить данный метод на предприятии, которое занимается предоставление консалтинговых услуги в области разработки, внедрении и сертификации систем менеджмента, чтобы поднять на качественно иную ступеньку эффективность компании, результативность процессов и надежность бизнеса.
Клиенты часто посещают и заключаются основные сделки в офисах. И, как правило, многим клиентам приходится контактировать с работниками именно в офисе. Но бывают такие ситуации, что клиент уже в офисе, а работник не может найти необходимый документ и клиенту приходится сидеть и ждать. Соответственно он теряет собственное время, а в нынешних условиях жёсткой конкуренции: «Время – деньги». Особенно это касается предприятий, которые ничего не производят, их товар – это услуги. Им необходимо, чтобы выжить в конкурентной борьбе, качественно предоставлять свои услуги. Внедрение метода 5S поможет компании, оказывающей услуги, не только навести порядок, но и ее работникам эффективно работать, экономя время и деньги.
Во время внедрения концепции 5S в офисе компании, занимающейся предоставлением консалтинговых услуг, будут использованы такие методы:
- Наблюдение за работой оборудования, за рабочим местом, чтобы облегчить их обслуживание;
- Использование фотографий ДО/ ПОСЛЕ для сравнения того, что было, и какой конечный результат;
- Организация аудитов, чтобы оценить эффективность внедрения программы 5S;
- Визуализация деятельности и картирование (составление карты) потока создания потребительской ценности в офисных процессах;
- Стандартизация в офисе;
- Управление по целям;
- Проектирование офиса.
5S – это не просто «стандартизация уборки». 5S – это философия малозатратного, успешного, бережливого производства. Данный метод организации рабочего места подразумевает, что каждый сотрудник предприятия от уборщицы до директора выполняют эти 5 простых правил. Основной плюс – эти действия не требуют применения новых управленческих технологий и теорий.
Этот инструмент может дать результаты незамедлительно. Кроме того, данная система и поддерживающие ее элементы может быть адаптирована к условиям любой компании [1].
При планировании внедрения любого метода улучшения деятельности предприятия, необходимо заранее обозначить предполагаемые трудности, с которыми можно столкнуться при реализации внедрения, для того, чтобы их предвидеть и по возможности минимизировать. При внедрении этого метода могут возникнуть следующие трудности:
- Укоренившаяся привычка указывать и контролировать;
- Работа не поддаётся измерению и контролю;
- Работа носит творческий характер и персонифицирована;
- Высокий образовательный уровень работников офиса.
При правильной организации рабочего места можно устранить многие, кажущиеся, на первый взгляд, мелкими и малозначительными потери, которые в итоге выливаются в огромные суммарные траты ежемесячно и ежегодно [1].
В результате внедрения концепции 5S будет достигнута более эффективная работа организации и планируется уменьшить некоторые виды потерь (Рис.3.).
Рис.3.Планируемый результат от внедрения метода 5S.
Наведение порядка, чистоты, укрепления дисциплины и создание безопасных условий труда, в реализацию которых вовлекаются все члены коллектива, может стать мощным импульсом для организационного развития и основой для внедрения более сложных методов совершенствования предприятия, таких как бережливое производство.
Компании развиваются и растут, а бизнес с каждым годом становится более жестким и для того чтобы выжить им приходится постоянно реагировать на изменения окружающей среды. Особенно это актуально сейчас, когда Россия вступила во Всемирную торговую организацию, и важным для отечественных предприятий считается повышение качества производимой продукции/ предоставляемых услуг, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. И, для того чтобы у наших предприятий была возможность выйти на внешние рынки, им необходимо проводить преобразование на всех уровнях организации. Чем быстрее организация сделает это, тем больше денег она сэкономит и тем быстрее она сможет реагировать на требования клиентов. И эту работу необходимо проводить постоянно.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно сказать, что в нашей стране уже появились реальные возможности для применения концепции бережливого производства, хотя они достаточно ограничены.
Бережливое производство уже внедряют некоторые предприятия, что стало следствием осознания важности менеджмента качества. Однако распространение концепции бережливости ограничивается финансовыми проблемами фирм и неполным осознанием важности применения системы. Некоторые руководители пытаются внедрить лишь отдельные элементы системы, надеясь получить значительный результат. Некоторые из них недостаточно ответственно и скрупулезно следят за ее внедрением, из-за чего терпят финансовые убытки.
Таким образом, можно подытожить, что для успешного внедрения системы руководство компании должно очень серьезно относиться к нововведениям, ставить цели постоянного улучшения, интересоваться опытом подобных отечественных и зарубежных предприятий. Только в этом случае использование принципов бережливого производства даст значительные результаты.
Список литературы
1. А. И. Момот, Менеджмент качества и элементы системы качества. Учебник – 2-е изд., / Момот А. И. –
Донецк: Норд-Пресс. 2005. – 320 с.
2. Г.М. Скударя, Бережливое производство. Основные понятия. Инструменты бережливого производства.
Учебное пособие / Скударя Г.М., – Краматорск, 2009. – 31с.
3. Е.А. Михайлова, Основы бенчмаркинга / Михайлова Е.А., – М.: Юристъ, 2002. –7 с.
4. М.Р. Михайлова, Бенчмаркинг – универсальный инструмент управления качеством / Михайлова М.Р., –
Методы менеджмента качества, 2003 № 5.
5. С. Джордж, А. Ваймерскирх, Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые
сегодня в самых успешных компаниях (TQM) / Джордж С., Ваймерскирх А. – СПб.: Виктория плюс, 2002.
– 196-197с.
6. Томас Фабрицио, Дон Теппинг, 5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место / Пер. с англ.
– М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. – 214с.
7. Чета Марчвинский и Джон Шука, Иллюстрированный глосарий по бережливому производству/ под
редакцией Чета Марчвински и Джона Шука; Пер. с англ. – М.: Альпина БизнесБукс, 2005 – 123с.
8. http://www.leaninfo.ru/2008/11/14/sberbank-vybiraet-berezhlivoe-proizvodstvo/
9. http://www.leaninfo.ru/2010/02/10/berezhlivoe-proizvodstvo-innovaciya/
10. http://www.leaninfo.ru/2009/04/22/toyota-secret-toyodaizm/