|
п/п |
Название показателя |
Предельно-критическое значение в мировой практике |
|
|
2 |
3 |
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ |
||
|
. |
Уровень падения промышленного производства |
30-40 |
|
. |
Доля импортных продуктов питания |
30 |
|
. |
Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности |
45 |
|
. |
Доля в экспорте высокотехнологичной Продукции |
10-15 |
|
. |
Доля от ВВП от государственных ассигнований на науку |
2 |
|
. |
Доля студентов (на 100 тыс. населения) |
180 |
|
Социальная сфера |
||
|
. |
Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан |
10:1 |
|
. |
Доля населения, живущего за чертой бедности |
10 |
|
. |
Соотношение минимальной и средней заработной платы |
1:3 |
|
0. |
Уровень безработицы |
8-10 |
|
Демографическая ситуация |
||
|
1. |
Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) |
1 |
|
2. |
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) |
2,14-2,15 |
|
3. |
Средняя продолжительность жизни населения |
76 лет |
|
4. |
Доля лиц старше 65 лет к общей численности населения (коэффициент старения населения) |
7 |
|
Экологическая ситуация |
||
|
5. |
Суммарные поступления для экологической безопас- ности (% от ВВП) |
5 (Германия) |
|
Девиантное поведение |
||
|
6. |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) |
5-6 тыс. |
|
7. |
Уровень потребления алкоголя |
8 л. абс. алкоголя на чел. в год |
|
8. |
Число суицидов на 100 тыс. населения |
20 |
|
9. |
Уровень распространенности психической патологии на 1000 чел. |
284 (1992 г.) 360 (2010 г.) оценка, выборочные исследования ПО 25 странам мира |
|
Политические отношения |
||
|
0. |
Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы |
40 |
|
1. |
Уровень доверия населения к центральным органам власти |
25 |
|
Духовная сфера |
||
|
2. |
Доля затрат на культуру в государственных расходах |
2,5 |
Следует отметить с этой точки зрения, что в 2000-2007 гг. наблюдаются явные сдвиги к лучшему в рамках «коридора эффективности» и их в значительной степени следует связать именно с действиями Президента РФ и его администрации, направленные на улучшение структуры государственного управления и повышение его эффективности.
Опора на описанные выше интегративные подходы к анализу и оценке эффективности государственного управления позволяет перейти от оперирования данными, касающимися так называемой отраслевой эффективности (показатели действий лишь исполнительной ветви власти и ее отдельных структур, а также итоги развития, характеризуемые показателями отдельных сфер жизни общества), к оценке эмерджентной эффективности, связанной с результатами взаимодействия различных ветвей и уровней государственной власти. [3, с. 264-266].
Оценка результативности государственных служащих
Повышение результативности деятельности государственных служащих находится в списке актуальных проблем не только России, но и многих других стран. Традиционно низкая мотивация, неочевидная связь усилий и результатов являются труднопреодолимым препятствием к созданию механизмов стимулирования результативности управленческой деятельности в бюрократической среде. Это, прежде всего, относится к государственным служащим руководящего состава, исполняющим не рутинные, сложные и творческие функции.
Детальные должностные инструкции и регламенты, которые могли бы стать основой оценки результативности, для данной категории служащих разработать практически невозможно из-за многоплановости и разносторонности деятельности руководителей, а системы их материального стимулирования построены не столько на оценке непосредственных результатов, сколько на признании статуса и выслуги лет. Однако при этом успешность достижения целей государственных органов в значительной степени определяется инициативностью и предприимчивостью руководящего состава, а значит, их заинтересованностью в конечном результате.
Деятельность управленца специфична тем, что он лишь косвенно влияет на достижение результата - организует работу по выполнению задач, но сам непосредственно в ней практически не участвует, так что его личный вклад выделить сложно. Вместе с тем его роль в достижении результата является определяющей в силу возложенных на него обязанностей и ответственности. Это относится как к государственным, так и к коммерческим организациям. Работа руководителя как в коммерческих компаниях, так и в государственных органах характеризуется сжатостью, разноплановостью и разрывностью. Основными видами деятельности руководителя являются:
- лидерство и контроль деятельности подчиненных;
- управление информационными потоками;
- решение комплексных вопросов;
- принятие управленческих решений, планирование и контроль использования ресурсов.
К государственным служащим высших должностей в международной практике, как правило, относят заместителей министров, их помощников, управляющих государственных органов, предоставляющих государственные услуги (в российской терминологии «федеральных агентств и служб»), начальников наиболее крупных структурных подразделений, а также в ряде случаев директоров государственных предприятий. Вместе с тем начальников наиболее крупных структурных подразделений и директоров государственных предприятий можно не рассматривать в числе высших должностей государственной службы. Характер их деятельности существенно отличается от характера деятельности заместителей министров, их помощников и руководителей агентств.
1. Факт заключения со служащим руководящего состава соглашения о результативности, устанавливающего, какие задачи он должен выполнить и на основании каких критериев успешность их выполнения будет оценена, не обеспечивает установления однозначной взаимосвязи итогов оценки с условиями материального поощрения.
2. Разделение полномочий по постановке целей и оценке их достижения (и принятия решения о выплате премии) между различными должностными лицами позволяет повысить объективность оценки, а также укрепляет доверие оцениваемых к результатам оценки. Однако разделение такого рода полномочий является достаточно затратным мероприятием.
3. Во многих странах формальная оценка дополняется мнениями служащих, окружающих руководителя в его повседневной деятельности. Однако с учетом статуса руководящей должности применение метода «360 градусов», как правило, ограничивается опросом вышестоящих служащих, осуществляющих координацию деятельности оцениваемого руководителя по тем или иным вопросам.
4. В Великобритании, Канаде, Соединенных Штатах и Бельгии выделение категорий служащих по уровню результативности позволяет обосновывать решения о премировании, конкуренция создает дополнительные стимулы к профессиональному развитию и повышению результативности деятельности руководителей, кроме того, формирует общую картину эффективности организации работы государственного органа. При выделении категорий результативности служащих высших должностей, как правило, применяется вынужденное ранжирование, при котором устанавливается процентное соотношение групп государственных служащих по уровню эффективности (как в Великобритании, Канаде и США) либо определенная квота для группы наиболее эффективных служащих (как в Германии, Бельгии и Корее).
5. Влияние итогов оценки результативности на перспективы карьерного роста имеет стимулирующий характер для руководителей среднего звена, а для наиболее высоких должностей использование данного механизма ограничено. Для руководителей среднего звена, как показывает опыт Великобритании, Канады, США, Нидерландов, Бельгии и Кореи, установление четкой взаимосвязи итогов оценки с карьерным ростом может успешно использоваться как действенный инструмент стимулирования. По отношению к ключевым должностям государственной службы. [1, 96-98]
Выявление эффективности работы органов власти на основе опросов населения и метода 360 градусов.
Метод опроса - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.Правила составления вопросов:
Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
- Субъективные - проективные
Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента. [4, 450-452]
Опрос на селения на предмет того как они относятся к работе региональной власти с точки зрения обеспечения населения социальными благами, стройностью инфраструктуры и демократическими ценностями, может быть наилучшим средством в понимании того на сколько эффективно действует власть на той или иной территории РФ.
Список литературы
1. Божья-Воля А. А. Оценка результативности государственных служащих руководящего состава: международный опыт и российские перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления - 2009, № 2, с. 82–103
2. Государственный менеджмент: учеб. пособие/Г. Л. Купряшин, А. И. Соловьев; Федер агентство по образованию, Нац фонд подгот. кадров.— М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. — 326 с.
3. Государственная служба. Учебник / Под ред. проф В Г Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 528 с.
4. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.