Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПОДНОЖКА НА СТАРТЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

Аннотация. Статья посвящена истории создания и характеристике соглашения стран АТР, которое предполагало создание масштабной зоны свободной торговли в огромном регионе земного шара. В этой работе активное участие принимали представители бизнеса и государственных властей 12 государств региона, том числе и США. И вот, когда основная работа была уже завершена, президент США заявил о выходе из этого договора, что по существу означает тупик для этой идеи, ее переосмысление и переработки В статье высказана гипотеза, что лежит в основе изменения политики США по проблеме соглашения.

Ключевые слова: транстихоокеанское партнерство, зона свободной торговли, экономическое партнерство, таможенная политика

Аbstract. The article is devoted to the history and characteristics of the agreement Asia-Pacific countries, which involves the creation of a large-scale free trade zone in the vast region of the globe. In this paper, the active involvement of representatives of businesses and public authorities to 12 countries in the region, including the United States. And that's where the main work has been completed, the President of the United States announced its withdrawal from the treaty, which essentially means a dead end for this idea, its rethinking and refining The article hypothesized that underlies the change in US policy on the issue of the agreement.

Keywords: Trans-Pacific Partnership, a free trade zone, economic partnership, custom policy

24 января 2017 года Президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ о выходе США из числа стран, имеющих договоренности о создании Транстихоокеанского партнерства.

Что представляет собой это соглашение, и почему США, поддержав сначала это соглашение, затем вдруг остановили его на полном ходу?

В научной литературе проблеме созданию и задачам Транстихоокеанского партнерства посвящены работы как российских, так и зарубежных авторов.

Среди российских экспертов привлекают внимание коллективная монография ученых Института мировой экономики и международных отношений[5] под редакцией акад. В.В. Михеева, к.э.н. В.Г. Швыдко,публикации И. Макарова [3] , А.Рогожина[4].Среди зарубежных работ интересны публикации официальных документов[1], работы Р.Каца,[2], Д. Накамуры[3].

Предыстория соглашения

ТТП берет свое начало от Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве, подписанного Брунеем, Чили, Новой Зеландией и Сингапуром в 2005 году. Соглашение вступило в силу спустя год и предусматривало отмену таможенных пошлин на товары и услуги, а также ряд мер по унификации санитарных норм, защите прав интеллектуальной собственности, государственных закупок и политики в области конкуренции.[6]

В период с 2008 по 2013 год намерение присоединиться к существующему договору выразили еще восемь стран, включая США и Японию. По мере формирования переговорной платформы страны-участники провели 19 формальных раундов переговоров и более 20 неформальных встреч, последняя из которых завершилась в сентябре 2015 года.[6]

Дата формального подписания договора оттягивалась из-за наличия серьезных разногласий по ряду вопросов. Острые дискуссии шли по поводу таможенных пошлин на сельскохозяйственную, фармакологическую и автомобильную продукцию.

Наконец, 4 февраля 2016 года в Окленде соглашение подписали министры торговли 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Австралии, Брунея, Канады, Чили, Японии, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США и Вьетнама. Страну — депозитария договора, определили Новую Зеландию[6].

Общее население стран- участниц — более 800 миллионов человек, площадь — 32,5 миллиона квадратных километров, совокупный номинальный ВВП — 27 миллиардов долларов, или 37,4% от мирового ВВП[6].

Предпосылки возникновения ТТП

Как известно, правила международной торговли регулируются Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ). Благодаря ГАТТ, ВТО активно содействовало существенному увеличению международного обмена товарами и услугами. Именно рост такого обмена составил стержень процессов глобализации.

В XXI в. в международной торговле возникли три новых обстоятельства, которые существенно изменили ее характер.

Прежде всего, следует отметить, что в мировом экспорте весьма существенно возросла доля развивающихся стран. Это привело к обострению противоречий между развитыми и развивающимися государствами. К тому же в начале ХХ1 века стремительный рост стран экономик БРИКС фактически прекратился. Прямым следствием этого стало сначала снижение темпов роста мирового экспорта, а к 2015 году он прекратился совсем.

Наконец, в ХХ1 веке проявилась еще одна новая тенденция в мировой экономике- ее регионализация. Жизнь показывает, что региональная интеграция на основе норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО), - это фактор укрепления конкурентоспособности, безопасности и финансово-экономической   стабильности.

Вместе с тем, новые конкурентные преимущества появились  и в странах Запада: в США сланцевая революция привела к существенному удешевлению энергии, а огромный приток мигрантов в Европу резко увеличил доступный для нее объем дешевой рабочей силы. В результате страны Запада получили возможность запустить процесс «решоринга» – возврата промышленных производств из развивающихся стран [3].

С этой точки зрения, предполагалось, что ТТП не только отменит таможенные пошлины, но  и поможет решить другие, более глобальные экономические вопросы: унифицирует правила определения страны происхождения товаров, обеспечит защиту рынка, интеллектуальной собственности, правил торговли услугами, развитие конкуренции, упорядочит фитосанитарные нормы, размещении госзаказов.

Разумеется, эта работа не начинается с нуля и не носит революционного характера. Уже сейчас между странами-участницами ТТП действуют 42 соглашения о зоне свободной торговле. Они регулируют около 60% торговых потоков в рамках ТТП. Кроме того для всех стран предусмотрены индивидуальные переходные периоды. Их длительность может достигать 30 лет со дня вступления соглашения в силу[3].

Экономически важно, что Соглашение о ТТП предполагает совместное регулирование таких сфер, как окружающая среда, электронная торговля и трудовые стандарты, т.е. такие сферы, которыми ВТО не занималось.

В целом следует отметить, что ТТП  предлагает не просто создание зоны свободной торговли, а по существу изменение институциональной среды деятельности в сфере бизнеса. Оно требует наличия в странах-участницах ТТП регулирующих органов и законодательства в сфере труда охраны окружающей среды, защиты инвестиций, прав на интеллектуальную собственность, положений об основных правилах деятельности государственных предприятий и проведения госзакупок, которые предполагают расширение доступа зарубежных компаний к государственным тендерам по ряду отраслей, определенному индивидуально для  каждой   страны[3]. Для того, чтобы ТПП вступило в силу, необходима ратификация двенадцати государств. Если этого не произойдет в течение 2 лет с момента подписания, то будет достаточно ратификации странами, производящими 85% от совокупного ВВП стран-подписантов.

Министры торговли Новой Зеландии, Австралии, Чили, Мексики и Сингапура выразили надежду на то, что их страны ратифицируют соглашение в 2016 году. Бывший президент США Барак Обама в день подписания ТТП заявил о намерении требовать ратификации Конгрессом в том же году[6].

Однако президент США Дональд Трамп подписал указ о выводе США из договоренностей о создании ТТП на третий день после вступления в должность.

Таким образом, соглашение в текущем виде может вообще не вступить в силу, так как ВВП США составляет 16,8 миллиардов долларов, или 62% от совокупного ВВП стран-участниц. США, таким образом, одним ударом почти обрушили один их наиболее крупных интеграционных проектов в современном мире.

Что представляет из себя планируемое партнерство с экономической точки зрения? Прежде всего – это огромный рынок сбыта для США. Объем торговли США со странами создаваемого партнерства в 2014 году составил 1,6 триллиона долларов. Это  40 с лишним процентов совокупного объёма всей товарной внешней торговли США. Компании США вложили к началу 2014 года в страны – участники ТТП 695 млрд. долл. С другой стороны, внутренний рынок США для этих стран огромен и очень привлекателен. Согласно официальным данным уже в 2013 г. «товарный экспорт стран ТТП составил почти 700 млрд. долл., экспорт услуг – 199 млрд. долл. [1,р.297].

Американские аргументы против ТТП

Почему же новая администрация США решила отказаться от этого проекта? С точки зрения классической экономики, не зацикленной на геополитических амбициях, вред, наносимый национальному хозяйству США Транстихоокеанским партнёрством, очевиден. Свободный переток (таможенные пошлины по условиям ТТП полностью отменяются) азиатских товаров, дешёвых при приемлемом качестве, на американский рынок затруднит жизнь американским производителям, а снятие ограничений на движение капитала поспособствует его выводу в страны, привлекательные для инвесторов в силу низкой стоимости трудовых ресурсов и более благоприятного налогового климата. Этим и объясняется единодушие Трампа и Клинтон в вопросе ТТП - оба они обещали создать миллионы рабочих мест. В случае реализации проекта дополнительные вакансии действительно появятся, и в большом количестве, но не в США, а в других государствах, подписавших соглашение[7].

Список литературы

 

1.    Economic Report of the President. Transmitted to The Congress February 2015 together With The Annual Report Of The Council Of Economic Advisers. Washington, 2015.

2.   Katz. Richard The Trans-Pacific Partnership: Lessons from Negotiations. The U. S. National Bureau of Asian Research Analysis Brief, September 4, 2014;

3 .Макаров И. Правила пишутся без нас? Транстихоокеанское партнерство и его значение для мира и России//:    http://www.eastrussia.ru/material/vef-14eastrussia.ru

3. Nakamura.David Obama to Seek GOP’s Help // Washington Post. December 27.12.2014.

4 .Рогожин      А.А.       Транстихоокеанское     партнёрство     и      американский      газ      в      Японии//http://www.imemo.ru/files/File/magazines/Zapad_Vostok/2015

5. Транстихоокеанская безопасность: иерархия силы и ответственности / Отв.ред. В. Михеева, В. Швыдко. – М.: ИМЭМО РАН, 2016.

6.Транстихоокеанское партнерство: перспективы после выхода США//http://tass.ru/mezhdunarodnaya- panorama/3857111

7.Трамп     обещает  упразднить   Транстихоокеанское  партнерство//http://fb.ru/news/politics/2016/11/22/8479