Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАКОННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Для защиты прав и законных интересов подозреваемого (обвиняемого), являющегося несовершеннолетним, к обязательному участию в деле привлекаются его законные представители или иные представители в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 45 и ст. 48 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

В последние десятилетия проблемам повышения эффективности участия законных представителей уделялось много внимания. Вопрос об охране прав  несовершеннолетних при расследовании уголовных дел приобретает особенное значение, такие вопросы, как допрос несовершеннолетних подозреваемых, процессуальное положение их законных представителей и другие вопросы, заслуживают особого внимания.

Несмотря на кажущуюся проработанность привлечения законных представителей к участию при производстве уголовного дела, еще остается много спорных вопросов, которые и определяют актуальность выбранной темы исследования.

Определение повышенных требований со стороны законодательных и высших судебных органов государственной власти (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних») по эффективному производству предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних направлено на обеспечение всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств преступления, совершенного подростком, выявление причин и условий, способствовавших его совершению, а также усиление воспитательного воздействия уголовного судопроизводства [6, с. 83]; выражается в следующем:

-   двойное представительство интересов несовершеннолетних в суде (защитник, законный представитель);

-   специфика предмета доказывания; выделение дел несовершеннолетних;

-   дополнительные вопросы, решаемые судом при вынесении решения (ст. 430 УПК РФ);

-   конфиденциальность рассмотрения дел (ст. 241 УПК РФ) [5, 114].

Таким образом, одной из особенностей производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, является привлечение к участию в деле законного представителя несовершеннолетнего.

Законное представительство в уголовном процессе представляет собой совокупность правовых  норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие, с одной стороны, между законным представителем и лицом, которое он представляет, с другой стороны, законным представителем и иными участниками процесса, и направленные на реализацию, охрану и защиту прав участника уголовного процесса, не обладающего полной процессуальной дееспособностью [8, с. 93].

Пункт 12 статьи 5 УПК РФ определяет перечень лиц, которые могут являться законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого при расследовании преступлений. Это родители, усыновители, опекуны, попечители, а также представители учреждений и организаций и лиц, на попечении или иждивении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства.

Часть 2 ст. 426 УПК РФ устанавливает перечень правомочий законного представителя, включающий в себя следующее:

1)   знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2)   присутствовать при предъявлении обвинения;

3)   участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4)   знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5)   заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

6)   представлять доказательства;

7)   знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию на предварительном следствии на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Вместе с тем, общими предпосылками привлечения к участию в деле законного представителя являются:

-   положения, на основе которых возникает данное правоотношение;

-   правосубъектность участников указанного правоотношения, определяющие установленные уголовно- процессуальным и уголовным законом условия субъектно-статусного характера;

-   система юридических фактов, обладающая причинно-следственной ролью в формировании этой правовой связи.

По мнению Белокопытова А.А., основу системы юридических фактов, в связи с чем возникает законное представительство, составляет фактический состав, включающий в себя:

1)   факт привлечения представляемого субъекта к участию в деле;

2)   факт несовершеннолетия;

3)   факт пребывания этого лица в определенной законом правовой связи с другим субъектом - представителем;

4)   факт отсутствия у представителя препятствий для вступления в процесс;

5)   факт признания представителя участником процесса через процессуальное оформление его статуса (вынесения постановления о допуске к участию в деле).

При этом, является обязательным наличие каждого элемента указанного фактического состава. В случае отсутствия хотя бы одного из элементов возникновение правоотношения законного представительства невозможно. Вместе с тем, основанием установления и принятия участия законного представителя на предварительном следствии возможно исключительно только при процессуальном оформлении его статуса. Все другие юридические факты и правосубъектность сторон, являются лишь предпосылками (предварительными условиями) возникновения указанного правоотношения и непосредственно не приводят к его возникновению [1, с. 12].

Таким образом, общее основание для участия законного представителя носит двуединый характер. С одной стороны, это юридический факт, с которым закон связывает возникновение законного представительства, с другой – это обретение представляемым лицом статуса одного из субъектов (участника) уголовного судопроизводства.

Вместе с тем, в уголовно-процессуальном законодательстве имеется положение о возможности привлечения к участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего – представителя органа опеки и попечительства.

Однако, в российском уголовном процессуальном законодательстве не регламентирован порядок привлечения представителя органа опеки и попечительства в качестве законного представителя (основания, полномочия), имеются лишь общие положения, приравнивающие его с родителями несовершеннолетних.

Следует полагать, что фактическим основанием привлечения представителя органа опеки и попечительства к участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего является невозможность родителей участвовать в качестве таковых (например, совершение преступления несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей; наличие у  родителей несовершеннолетних заболеваний, препятствующих участию в деле; отдаленность места проживания родителей и отсутствие регулярного транспортного сообщения; отбывание родителей несовершеннолетних в местах лишения свободы и иное).

В практике следственных органов имеются случаи, когда задержанный несовершеннолетний находился в значительной отдаленности от своего постоянного или преимущественного места проживания, зачастую за пределами региона, в момент совершения преступления и места, в котором он привлекается к уголовной ответственности. В указанных случаях невозможно обеспечить участие в деле законного представителя – родителя несовершеннолетнего, так как в силу объективных причин, они не могут обеспечить своевременный приезд к ребенку для представления интересов (невозможность отрыва от работы, болезнь  и др.). В таких случаях, следователем (дознавателем) к участию в деле в качестве законного представителя для защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего привлекается представитель органа опеки и попечительства.

К примеру, в ноябре 2013 года Белебеевским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ в связи с причинением несовершеннолетним тяжкого вреда здоровью другому лицу. Поскольку родители обвиняемого во время расследования проживали и работали на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, и отсутствием возможности принудительного вызова их на предварительное следствие, в качестве законного представителя был привлечен орган опеки и попечительства. При этом, каких-либо заявлений либо ходатайств о возможности (невозможности) представлять интересы сына по делу от родителей в период производства предварительного расследования не поступило. С учетом названных обстоятельств законным представителем несовершеннолетнего признан специалист органа опеки и попечительства администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

Нечеткое и двусмысленное закрепление в нормах УПК РФ положений, касающихся осуществления прав и обязанностей и родителями, и органом опеки и попечительства – законными представителями, - может повлечь злоупотребление со стороны лиц, осуществляющих расследование по уголовным делам. Часто следователь (дознаватель) привлекает представителя органа опеки и попечительства в качестве законного представителя в целях облегчения и оперативного проведения следственных действий, заменяя им родителей. В то же время отсутствие в процессе или неинформированность законных представителей – родителей несовершеннолетних о производстве процессуальных действий в отношении их детей влечет, по нашему мнению, нарушение прав несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых.

При расследовании преступлений по делам несовершеннолетних следователь (дознаватель) нередко подходит к участию в деле представителей органа опеки и попечительства «де-юре», ограничиваясь лишь их официальным участием в качестве законных представителей, зачастую игнорируя использование ими специальных знаний (оказанию следователю помощи в установлении психологического контакта, установление комплекса вопросов, касающихся личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания (путем тесного сотрудничества с общеобразовательной школой), обстоятельств, указывающих на причины совершения им преступления).

Исходя из практики, представитель органа опеки и попечительства как законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, возлагаемые обязанности исполняет формально. Формальность участия представителя органа опеки и попечительства не является эффективным представлением интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в уголовном судопроизводстве.

Остается до конца нерегламентированным момент вступления в уголовный процесс законных представителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а также вопрос: в каких случаях необходимо привлекать в качестве законных представителей именно представителя органа опеки и попечительства, и при этом какие функции будут выполнять родители.

По мнению Матвеевой С.В. право законного представителя присутствовать при предъявлении обвинения, в том числе участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого является весьма категоричным и не отвечает принципам целесообразности, так как в большинстве своем это ограничивает возможности следователя в установлении психологического контакта с несовершеннолетним, а также в выборе тактических приемов проведения следственных действий. Это позволяет сделать вывод о том, что указанное положение неизбежно отражается на объеме доказательственной информации, которую мог бы получить следователь при проведении, например, такого следственного действия как допрос [4, с. 16]. Отчасти, невозможно не согласиться с мнением Мельниковой Э.Б., которая указывает, что интересы несовершеннолетнего могут не совпадать с интересами его законного представителя (а именно родителей). И суть таких возможных противоречий не обязательно в  обстоятельствах конкретного дела, а в двойственном положении законного представителя. Ведь фактически он защищает не только интересы несовершеннолетнего, но и свои собственные [5, с. 87].

В связи с этим определение процессуального статуса обозначенных лиц – представителя органа опеки и попечительства и родителя, должно носить в нормах права четкий и единообразный характер и представлять собой строгую законодательную регламентацию.

В связи с вышеизложенным, представляется возможным сделать следующий вывод.

Суть законного представительства заключается в оказании правовой и иной помощи несовершеннолетнему. В частности, родитель либо представитель органа опеки и попечительства принимает участие при предварительном расследовании для того, чтобы оказать содействие ребенку в реализации процессуальных прав и защите его законных интересов. Представитель обязан обеспечить защиту прав представляемого несовершеннолетнего, возможность опровержения необоснованных доводов следствия, а также оказать содействие в профилактике и предупреждении совершения подобных преступлений и правонарушений несовершеннолетним в последующем.

Особое значение имеет осуществление представительства  компетентным в правовых вопросах лицом (представителем органа опеки и попечительства), что позволяет наиболее полно и эффективно использовать предоставляемые       процессуальным       законом       возможности        для       отстаивания       лицом       интересов несовершеннолетнего.

Использование и регламентация законного представительства органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, которое будет отвечать качественному и своевременному ведению предварительного расследования, а также совершенствование в целом судопроизводства в отношении несовершеннолетних, где судьи видят в качестве своей миссии «…не только карать, но и исправлять», будет в большей степени отвечать международно-правовым стандартам, а также результативной работе использования ювенальных технологий. Это тем более символично, что именно в этих процессах, закрепленных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года», пересекаются история и будущее России [3, с. 3].

Таким образом, четкое законодательное закрепление форм участия законных представителей несовершеннолетнего и разделение полномочий – представителя органа опеки и попечительства и непосредственно родителя несовершеннолетнего, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, безусловно, снимет многие проблемные вопросы, указанные выше, и не позволит допускать нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Список литературы

1.     Белокопытов. А.К. Законное представительство в российском уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.09 / Белокопытов Алексей Константинович; Библиогр. - Иркутск, 2009. - 21 с.

2.     Ескендиров А.А. Процессуальные и криминалистические аспекты расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними Учебное пособие Алматы. 2008. 138 с.

3.     Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Автореф. дис. д-ра. юрид. наук: 12.00.09 / Макаренко Илона Анатольевна; РГБ ОД - Саратов, 2006. 28 с.

4.     Матвеев С.В. УПК РФ об участии законных представителей, близких родственников в расследовании уголовных дел, совершенных несовершеннолетними // Журнал российского права. 2002. № 5.

5.     Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. М. 2000. 272 с.

6.     Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Нью-Йорк. 14 декабря 1990 г. // Сборник Международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

7.     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.), (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015 г.) // Российская газета. 2001. № 249.

8.     Янкина М.А. Законное представительство в уголовном процессе / Янкина М.А. // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г.Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 93-96.