02 апреля 2016г.
Основными целями осуществляемой в России в последнее десятилетие административной реформы являются повышение качества жизни наших граждан, устойчивое развитие всего общества, сокращение расходов на содержание органов государственной власти при росте эффективности их деятельности. Цель - сокращение расходов на содержание - может быть достигнута только сокращением числа работников этой сферы.
В 2011 году в рамках реформирования органов внутренних дел Российской Федерации было сокращено от общего количества 25% должностей. Снижение штатной численности, в том числе, произошли и в экспертно- криминалистических подразделениях.
В связи с этим, рациональное привлечение специалиста-криминалиста к участию в проведении осмотров мест происшествий стало актуальной проблемой [6]. Причиной послужило уменьшение количества штатной численности экспертов во многих территориальных подразделениях УМВД России по Мурманской области. Например, в отделах полиции по обслуживанию Ковдорского и Полярнозоринского районов осталось только по одному эксперту, а должности экспертов в отделах полиции по обслуживанию Ловозерского и Терского району были сокращены.
В УМВД России по Мурманской области в 2010-2013 годах наблюдалась тенденция к увеличению количества привлечения специалистов-криминалистов к проведению осмотра места происшествия, где не требуются глубокие знания в области особенностей его проведения.
В связи с этим, на заседании коллегии УМВД России по Мурманской области по итогам работы в 1-м полугодии 2013 года при начальнике УМВД России по Мурманской области И.В. Баталове было принято решение разработать регламент для привлечения специалистов-криминалистов ЭКЦ МВД России по Мурманской для проведения осмотров мест происшествий (далее регламент).
В процессе разработки регламента были изучены и проанализированы разные источники, в которых отражен перечень происшествий, где участие специалиста-криминалиста не требуется [1, с 125-127; 5, с. 84-86.].
Суть предлагаемого регламента состоит в делении всех осмотров мест происшествий на три категории.
К первой следует отнести простой осмотр - проводится по преступлениям, где основной задачей осмотра является фиксация обстановки места происшествия и изъятие очевидных следов и иных объектов. К основным видам простого осмотра, в которых участие специалиста-криминалиста не требуется, относятся:
- проведение осмотров мест происшествий по заявлениям граждан, в которых содержатся признаки только гражданско-правовых отношений;
- если на осмотре места происшествия не требуется изъятия следов, а необходима только фотофиксация объектов и установление размерных характеристик объектов и расстояний до них с помощью измерительных приборов и инструментов;
- обнаружение трупов по месту жительства без видимых признаков насильственной смерти, за исключением случаев, когда их личность не установлена или трупов детей;
- заявления граждан о повреждениях, принадлежащих им автомобилей, для последующего обращения в страховые компании, за исключением поджогов, ущерб от которых незначителен;
- повреждения витрин магазинов, торговых киосков различными предметами (камни, прутья и т.п.), без цели хищения;
- дорожно-транспортные происшествия без пострадавших и причинения значительного ущерба [4, № 1 (3)]. Следует отметить, что перечень преступлений, относящихся к простому осмотру, был сформирован совместно с сотрудниками дежурных частей и оперативного отдела УМВД России по Мурманской области исходя из проведенного анализа специфики происшествий, происходивших на территории Мурманской области за 2010-2013 годов.
Второй предлагается обозначить как квалифицированный осмотр – проводится следственно-оперативной группой в полном составе, с обязательным привлечением специалиста-криминалиста, задачей которого является применение современных методов и средств обнаружения, фиксации и изъятия следов и иных объектов [2, с. 136- 139; 3, с. 108-110].
Участие в квалифицированных осмотрах принимают специалисты-криминалисты, находящиеся в составе дежурных следственно-оперативных групп.
К третьему было предложено отнести исследование места происшествия – проводится по наиболее тяжким преступлениям. В данном случае требуется привлечение нескольких специалистов различных экспертных специализаций [7, с. 19-20].
В рамках работы по третьему уровню - исследованию места происшествия создан список с контактными телефонами специалистов-криминалистов ЭКЦ УМВД России по Мурманской области по всем экспертным специальностям, имеющимся на сегодняшний день.
В территориальные ОВД регламент направлен в виде указания начальника полиции УМВД России по Мурманской области, был доведен до сотрудников экспертно-криминалистических, следственных, оперативных подразделений и сотрудников дежурных частей.
В начале 2014 года был проведен первоначальный анализ применения регламента привлечения экспертов- криминалистов для проведения осмотров мест происшествий.
В результате применения регламента в 4 квартале 2013 г. имелась следующая динамика:
- по итогам года в сравнении с 9 месяцами доля осмотров мест происшествий с участием специалиста, по которым в дальнейшем было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, от общего количества проведенных осмотров мест происшествий снизилась на 0,4%;
- снизилось количество осмотров мест происшествий, по которым участие специалиста было нецелесообразно и ограничивалось фотофиксацией обстановки;
- за 4 квартал 2013 года, по сравнению с 9 месяцами 2013 года, на 1,9% наблюдается увеличение доли осмотров мест происшествий, проведенных с участием специалистов, по которым в дальнейшем было принято решение о возбуждении уголовного дела, от общего количества ОМП с участием специалиста (согласно редакции п. 8.1. приказа МВД РФ от 31.12.2013г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»).
Соблюдение требований регламента до настоящего времени привело к росту доли осмотров мест происшествий, проведенных специалистами-криминалистами ЭКЦ УМВД России по Мурманской области по преступлениям с 41,2 % в 2013 году до 47,9% в 2014 году.
Таким образом, применение положений Регламента позволило:
- повысить результаты оперативно-служебной деятельности экспертно-криминалистических подразделений УМВД России по Мурманской области;
- исключить принятие необоснованного решения о включении в состав следственно-оперативной группы для выезда на место происшествия специалиста-криминалиста;
- оптимизировать и систематизировать привлечение специалистов-криминалистов ЭКЦ УМВД России по Мурманской области по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Список литературы
1. Аверьянова, Т.В. Криминалистика: учебник для вузов / Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. / Под ред. Р. С. Белкина. – 3-е изд., перераб, и доп. – М.: Норма, 2008. С. 927.
2. Берова, Д.М. Применение специальных познаний по преступлениям, связанным с использованием пластиковых карт / Д.М. Берова, В.А. Гаужаева // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 3.
3. Бураева, Л.А. К вопросу о классификации типичных следственных ситуаций по преступлениям, совершаемым с использованием банковских платежных карт / Л.А. Бураева // Бизнес в законе. Экономико- юридический журнал. 2015. № 1.
4. Каминский, М.К. Что есть, что может быть и чего быть не может для системы «Криминалистика» / М. К. Каминский // Вестник криминалистики / Отв. ред. А. Г. Филиппов. М.: Спарк, 2002.
5. Карданов, Р.Р. Проблемные вопросы осмотра места происшествия на территории Кабардино-Балкарской республики / Р.Р. Карданов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43).
6. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ (в ред. от 28 июня 2009г.) // Собр. законодательства РФ. – 2001. – № 23.
7. Отаров, А.А. Судебно-криминалистическая экспертология. Курс лекций. // А. А. Отаров, Р. Р. Карданов; М-во внутренних дел России, Краснодарский ун-т, Нальчикский фил.. Нальчик, 2009. С. 211.