02 апреля 2016г.
Общеизвестно, что эффективность борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, во многом зависит от существующей в государстве системы мер социальной и правовой профилактики.
Необходимо разрабатывать и внедрять в практику широкий комплекс социально-экономических, организационных, идеологических, медицинских и правовых мер, направленных на борьбу с хищением и распространением наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно Стратегии государственной антинаркотической политики [1], организации и учреждения, участвующие в легальном обороте наркотиков и их прекурсоров, являются одними из объектов антинаркотической деятельности, а обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров – одной их стратегических антинаркотических задач.
Необходима систематическая работа по выявлению, изучению и анализу условий и обстоятельств, способствующих совершению хищений наркотических или психотропных препаратов в учреждениях здравоохранения и разработке мер по устранению данных условий на основе следственной и оперативно- розыскной практики.
Обстоятельства, способствующие совершению указанных хищений, на основании анализа специальной литературы и правоприменительной практики можно разделить на обстоятельства общего и специального характера.
К обстоятельствам общего характера (те, которые применимы к большинству преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ) можно отнести:
- политическая, экономическая, социальная нестабильность в стране;
- слабый социальный контроль и слабая профилактическая работа среди населения, направленные на предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
- коррумпированность власти, в т.ч. и правоохранительной сфере;
- снижение жизненного уровня и благополучия населения;
- правовой нигилизм;
- высокая стоимость наркотиков на «черном» рынке;
- наличие спроса на наркотические средства (в том числе, и в сфере здравоохранения);
- несовершенство организационно-правовых, материально-технических, тактико-методических мер борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией в целом;
К обстоятельствам специального характера (те, которые характерны только для рассматриваемого вида преступлений) относятся:
- отсутствие надлежащего контроля руководителей учреждений здравоохранения, заведующих отделениями за подбором и расстановкой медперсонала, работающего с наркотическими препаратами, за обеспечением сохранности наркотических средств (их учета, хранения, получения, выдачи), их своевременному списанию, уничтожению при наличии к тому оснований;
- несоблюдение установленных правил документального оформления операций, связанных с оборотом наркотических препаратов в медучреждении;
- несвоевременное и некачественное проведение в данных учреждениях необходимых ревизий, инвентаризационных проверок, как внутриведомственных, так и осуществляемых вышестоящими организациями, а также служебных расследований по фактам выявленных нарушений;
- несовершенство законодательства, регулирующего легальный оборот наркотических средств и психотропных веществ (в том числе ведомственных нормативных актов - приказов, инструкций Минздрава РФ и др.);
- недостаточно должное взаимодействие органов по контролю за оборотом наркотиков с учреждениями, деятельность которых связана с легальным оборотом наркотических средств или психотропных веществ;
- непринятие или несвоевременное принятие правоохранительными органами мер по фактам обращения граждан с информацией о совершенных или готовящихся хищениях наркотических средств или психотропных веществ;
- необращение или несвоевременное обращение работников медучреждений, ставшие очевидцами хищений наркотических препаратов или обладающие сведениями о фактах данных хищений в правоохранительные органы (возможно по причине служебной или иной зависимости);
- простота технологических процессов по переработке некоторых наркотикосодержащих лекарственных препаратов в готовые для употребления наркотические средства, очищению их от примесей для повышения концентрации наркотической основы;
- отсутствие должного контроля за оборотом и, соответственно, наличие доступа на приобретение тех химических препаратов (в т.ч. и медицинского назначения), которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств;
- низкий уровень заработной платы медицинских работников;
- достаточно мягкое на практике наказание за совершение рассматриваемых преступлений (это, как правило, условное осуждение, в т.ч. и без отстранения медицинского работника от занимаемой должности).
Как показывает практика, одним из наиболее действенных методов предупреждения рассматриваемых хищений является строгое соблюдение установленных правил учета, хранения, использования, уничтожения наркотических средств в учреждениях здравоохранения.
Одними из мер сокращения числа хищений наркотических препаратов в учреждениях здравоохранения может стать внедрение единой электронной базы данных на больных, которым назначены наркотические препараты и назначениям, что с одной стороны изменит процедуру отпуска данным больным указанных препаратов (возможность использования электронной формы рецептурного бланка, сокращение числа письменных учетных журналов), а с другой стороны облегчит проведение, сократит сроки проводимых органами ФСКН проверок. [2]
Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях здравоохранения (как и на других объектах их легального оборота) осуществляют органы ФСКН, который осуществляется путем проведения плановых комплексных проверок (в порядке общей профилактики), в ходе которых могут обнаруживаться нарушения установленных правил оборота наркотических средств и психотропных веществ (в т.ч. и факты их хищений), выявляются и устраняются причины и условия, способствующие их совершению.
К проведению данных проверок привлекаются также соответствующие специалисты органов здравоохранения.
Мерами профилактического характера являются также: своевременное и качественное проведение внутриведомственных проверок, документарных ревизий, инвентаризаций в соответствующих учреждениях здравоохранения; должное отношение руководства учреждения к подбору персонала, имеющему доступ к наркотическим и психотропным препаратам, обязательное соблюдение установленных требований к допуску данных лиц к работе; уведомление медицинского персонала (например, на общих собраниях коллектива с участием представителей правоохранительных органов и вышестоящих органов здравоохранения) об уголовной ответственности за хищение указанных препаратов (с разъяснением диспозиции и санкции соответствующей статьи), а также ознакомление с материалами следственно-судебной практики.
Необходимо осуществлять деятельность по подрыву экономических основ наркопреступности, широко применять меры конфискации к лицам, совершающим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Необходимо обеспечивать комплексное развитие и совершенствование деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков; повышать подготовку сотрудников правоохранительных органов по вопросам выявления и расследования рассматриваемых преступлений; более тесно и скоординировано взаимодействовать органам наркоконтроля с органами и учреждениями здравоохранения, иными правоохранительными структурами (своевременно обмениваться информацией, создавать межведомственные следственно-оперативные группы и т.п.), а также гражданами и институтами гражданского общества; расширять и повышать эффективность международного сотрудничества в борьбе с наркопреступностью.
Профилактика невозможна также без совершенствования системы мер по сокращению спроса на наркотики – повышать эффективность государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков, системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации. Необходимо развивать систему раннего выявления незаконных потребителей наркотиков; увеличивать число специализированных государственных наркологических медицинских учреждений и реабилитационных центров, улучшать их кадровое обеспечение; совершенствовать методы лечения больных наркоманией.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 09.06.2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.» (в ред. от 28.09.2011 г.) // Российская газета. 2010. 15 июня.
2. Внукова В.А. О правовом регулировании легального оборота наркотических средств и государственном надзоре за его осуществлением. // Медицинское право. 2012. №1.