Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ПРИ НАЛИЧИИ ПОСРЕДНИКА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   Неоднократно было отмечено, что необходимость эффективного взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), использования в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности обусловлена потребностями практики. При этом взаимодействие следователя и оперативных подразделений будет являться эффективным инструментом при расследовании взяточничества только в том случае, если будут соблюдаться принципы такого взаимодействия. В.Ф. Щербаков под принципами взаимодействия понимает основные руководящие положения, которые опосредуют цель, содержание и формы делового сотрудничества и обеспечивают достижение задач, определяемых законом [6, c. 147].

   Дело в том, что принципы устанавливают содержание и определяют существенные черты сложившегося между рассматриваемыми субъектами взаимодействия. Кроме того, они выступают в виде своеобразной идеологической базой на основе которой строится взаимодействие. В этой связи уяснение исходных положений, т.е. правовых принципов, на которых должны строиться принципы взаимодействия, приобретает важное теоретическое и практическое значение. Выделим основные принципы взаимодействия следователя и оперативных подразделений в процессе расследования взяточничества при наличии посредника.

    В юридической литературе выделяются следующие принципы взаимодействия [6, c. 149] между следователем и оперативными подразделениями органов внутренних дел:

– законность;

– уважение и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

– разграничение компетенции следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– организующую и руководящую роль следователя в процессе взаимодействия;

– неразглашение данных предварительного следствия, средств и методов, применяемых в ОРД;

– планирование взаимодействия;

– обеспечение взаимодействия руководителями органов предварительного следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    Так, Е.П. Гришина называет следующие принципы взаимодействия: законность; взаимная ответственность; организационное руководство следователя; компетентность; презумпция добросовестности сведущего лица; взаимное уважение; признание и соблюдение прав и охраняемых законом интересов личности; независимость сведущего лица в пределах, установленных законом [3, c. 35].

   В свою очередь, среди основных принципов взаимодействия В.Ф. Щербаков выделяет такие, как: законность; экономическая эффективность; четкое разграничение задач и функций; комплексное использование сил и средств с учетом их предназначения и возможностей [6, c. 151].

    При всестороннем и полном анализе можно проследить и взаимосвязь между всеми принципами. Указанные принципы, опираясь на конкретные правовые нормы, регламентирующие деятельность взаимодействующих субъектов, подлежат неукоснительному, обязательному исполнению всеми участвующими сторонами в процессе взаимодействия, поскольку способствуют решению конкретных вопросов, возникающих на практике.

    При анализе законодательства, основные принципы взаимодействия следователя с оперативными подразделениями находят закрепление в ведомственных нормативных правовых актах.

   Кроме того, общепринятой является точка зрения, согласно которой характер взаимодействия, его направленность и содержание определяются: а) характером полученной в результате проведения оперативно- розыскных мероприятий информации; б) этапом расследования и решаемыми при этом задачами; в) сложившейся к началу данного этапа обстановкой расследования, т.е. следственной ситуацией; г) достаточностью для решения задач взаимодействия наличных сил следователей и сотрудников оперативно-розыскных подразделений.

    В числе основного (базового) принципа взаимодействия следует выделить -принцип соблюдения законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Однако, как нам представляется, принцип законности, будучи общим принципом уголовного процесса (ст. 7 УПК РФ), обязателен к реализации вне зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности и форм осуществления в ее рамках следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Он, естественно, распространяется на действия, следователей, связанные с возбуждением уголовного дела, с планированием расследования, он непременно учитывается при решении проблемы допустимости применения в уголовном процессе средств криминалистической техники и тактических приемов.

    При расследовании посредничества во взяточничестве особое место занимают оперативно-розыскные мероприятия, которым также присуще свои принципы. Так в ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [5] сказано: «Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств». Например, законность в ОРД обеспечивается надлежащей правовой регламентацией, осуществлением контроля за ее проведением. Принцип сочетания гласных и негласных методов предостерегает от неоправданного преобладания только одной формы работы, поскольку это может привести к нарушению законности, прав и свобод гражданина, а также не позволяет своевременно и полно выявлять и раскрывать преступления. Данный принцип является связующим звеном ОРД и других видов правоохранительной деятельности. Изложенное позволяет сделать вывод, что взаимодействие между следователем и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, основано на том, что следователь не может обеспечить такую же конфиденциальность следственных действий, которую возможно достичь при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

    Не менее актуальным при взаимодействии следователя и оперативных подразделений остается принцип согласованности планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы раскрытия и расследования взяточничества при наличии посредника.

   Своевременное и умелое планирование позволяет: проработать основные направления раскрытия и расследования взяточничества при наличии посредника; определить тактику и последовательность производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; обеспечить планируемые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия соответствующей документацией; эффективно использовать требующиеся силы, средства и время для выполнения определенного объема оперативной и следственной работы.

   Нельзя не учитывать ретроспективный характер планирования, т.е. его ориентацию на познание событий, имевших место в прошлом. Специфика заключается и в том, что предметом планирования являются уголовно- релевантные факты и обстоятельства, обязательные для установления в соответствии с предметом и пределами доказывания по расследуемому уголовному делу, а также в том, что способы решения задач, определяемые в ходе планирования, достаточно четко обозначены в уголовно-процессуальном законе.

    При расследовании взяточничества, нам представляется наиболее правильным и эффективным составление раздельных, но детально согласованных между собой планов. В таком случае достигается четкое разграничение конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивается невмешательство следователя в оперативно-розыскную деятельность. Согласованное производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно способствовать раскрытию преступлений.

    Планирование расследования по делам о взяточничестве при наличии посредника тесно связано с полнотой разработки всех выдвинутых версий. В ходе планирования необходимо в первую очередь определить очередность решения вопросов, вопросы следствия, вытекающие из выдвинутой версии, по степени неотложности, а затем определить исполнителей и сроки проведения следственных, оперативно-розыскных и организационных мероприятий.

    Применительно к данной категории уголовных дел в первую очередь следует планировать:

1)      установление и закрепление информации о фактах передачи предмета взятки, выявление и закрепление вещественных доказательств, документальных и личных свидетельств подобных фактов посредством оперативного эксперимента, задержания с поличным, осмотра и обыска мест передачи взятки. Результаты проведения оперативного эксперимента по делам о посредничестве во взяточничестве в настоящее время рассматриваются как основное и решающее доказательство. На нем базируются приговоры по большинству рассматриваемых судами уголовных дел.

   В связи с этим к данному оперативно-розыскному мероприятию предъявляются повышенные требования.

    Оперативный эксперимент - это предусмотренное Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.оперативно-розыскное мероприятие по получению информации о проти- воправной деятельности путем создания условий для выявления преступных намерений субъектов;

2)      при длительном контроле за поведением должностного лица, подозреваемого в коррупционной деятельности путем негласного наблюдения может быть составлена характеристика круга его постоянных контактов с посредниками (личных отношений, телефонных переговоров, переписки, иных способов коммуникации), а также с лицами, которым оказывается покровительство. Процессуальными средствами такого контроля могут быть: прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, наблюдение, наложение ареста и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, допрос свидетелей;

3)      необходимым условием успешности дальнейшего расследования является своевременное принятие мер к обеспечению сохранности материальных доказательств по делу (документы, вещественные доказательства). Таким об- разом, могут быть проведены выемка, осмотр, обыск, меры охраны свидетелей.

    Таким образом, при совместном планировании все намеченные к производству следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия превращаются в органичные части единого непрерывного процесса профессионального взаимодействия следователя и сотрудников органа дознания; создаются предпосылки полного и оптимального использования возможностей следователя и оперативников, их сил и средств, обеспечивающих быстроту раскрытия и расследования преступлений.

   При этом на основе анализа всех имеющихся материалов следователь определяет последовательность и сроки исполнения отдельных следственных действий. Кроме того, он формулирует задачи, которые, по его мнению, должны быть разрешены взаимодействующими оперативными службами.

   Прежде всего, надо исходить из того, что для следственных действий оперативно-розыскные мероприятия являются организационно-подготовительными. В этих целях они могут быть направлены на собирание ориентирующей информации и на подготовку следственных действий.

    Для раскрытия сложных или особо опасных преступлений (крупных хищений, экономических преступлений, контрабанды и т.п.) создаются следственно-оперативные группы (СОГ). Основными принципами их формирования являются:

1)    своевременность создания;

2)    межведомственный характер формирования;

3)    четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы;

4)       продуманная организация не только расследования конкретного дела, но и предупреждения аналогичных преступлений.

   Члены следственно-оперативной группы - следователи и оперуполномоченные - отвечают за отдельные направления или эпизоды расследования. Тогда составляется письменный план работы на день или на несколько дней. Этот план может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным.

   Для расследования посредничества во взяточничестве не менее важным является принцип самостоятельности сотрудников оперативных подразделений и должностных лиц органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

    Данный принцип говорит о том, что никто не вправе препятствовать осуществлению ОРД, а также заставлять органы и должностных лиц, осуществляющих эту деятельность, выполнять обязанности, которые Закономоб ОРД на них не возложены.

  Законные решения и требования органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение таких решений и требований либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России.

    Далее, одним из основных принципов взаимодействия является принцип руководящей роли следователя. Являясь организатором расследования, следователь обязан не только обеспечить систематический обмен информацией на протяжении всего следствия, но и согласовывать с работниками органов внутренних дел пути и способы использования информации, полученной оперативным путем. Как известно, следователь - центральная фигура в расследовании. Именно следователь формулирует задачи для возглавляемой им следственной группы, органа дознания, специалиста и эксперта. Именно он (в стадии предварительного следствия) наделен правом проверки и оценки результатов как отдельных действий, так и общих результатов взаимодействия. Закономерно, что следователь, обладающий максимальным процессуальным и организационным статусом, должен являться формальным и фактическим руководителем процесса взаимодействия в ходе собирания, проверки и оценки доказательств [2].

    Кроме того, как отмечает О.А.Зеленина, руководящая роль следователя не имеет целью ограничение возможной активности иных участников процессуальной деятельности, в том числе сведущих лиц. Эта активность определяется содержанием их процессуальной роли и «может являться своеобразной границей между участниками уголовного процесса и иными лицам» [4, c. 15].

    Особый случай взаимодействия представляет использование полученной информации в ходе принятия процессуальных решений, как промежуточных (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о признании потерпевшим), текущих (постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственного действия в порядке ст. 165 УПК РФ), так и окончательных, завершающих досудебную стадию (обвинительное заключение, обвинительный акт, постановление о прекращении уголовного дела).

    Руководящая роль следователя исключает для него возможность перекладывания ответственности за принятое решение. Оценивать результаты использования специальных познаний и использовать их для формулирования выводов, которые найдут отражение в процессуальных решениях, следователь должен самостоятельно.

   Еще раз подчеркнем, что роль следователя на этапе подготовки к возбуждению дела не должна сводиться только к даче консультаций. Он должен не только дать заключение относительно готовности материалов к реализации, но и определить для оперативного сотрудника направление дальнейшей работы.

   На практике имеют место и такие случаи, когда сотрудники оперативных подразделений под разными предлогами (обещания активизировать работу и представить дополнительные материалы в ближайшее время, заверения в том, что не последует возражений со стороны руководства и т.п.) вынуждают следователя принять необоснованное процессуальное решение по некачественным или неполным материалам ОРД.

    Во избежание отрицательного результата работы на данной стадии следователь должен придерживаться следующего алгоритма:

-   ознакомиться с представляемыми сотрудниками оперативных подразделений материалами;

-     выяснить, соответствует ли порядок передачи ОРД установленным законом правилам (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

-   возникающие в процессе согласования и планирования разногласия по возможности разрешать в рабочем порядке;

-   в спорных ситуациях окончательное решение должно приниматься на уровне руководства следственного и оперативного подразделения.

   Таким образом, оперативный работник вместе со следователем планирует оперативно-тактические комбинации, обеспечивающие законные основания для производства необходимых следственных действий. Именно от него следователь должен получить предложения вариантов использования данных, полученных опера- тивно-розыскным путем.

   Не менее значимым в процессе расследования посредничества во взяточничестве, является принцип неразглашение данных предварительного следствия, средств и методов, применяемых в ОРД.

    Дело в том, что соблюдение указанного принципа позволит сохранить в тайне оперативно-значимую информацию о посреднике, ставшую известной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий субъектам ОРМ и следователю. В дальнейшем, это позволит оперативно и своевременно  отреагировать на передачу взятки и задержания лиц, причастных к данному преступлению.

   Кроме того, на начальных этапах расследования посредничества во взяточничестве, следователь обязан принять все меры организационно-тактического характера, чтобы проверяемое лицо не узнало о проводимых действиях.

    Как отмечает Ф. Бражник и А. Толкаченко, при проверке сведений о фактах взяточничества рекомендуется:

-   изучить структуру организации (учреждения, предприятия) и условия ее деятельности — по месту работы взяткополучателя. При этом учитывается, что истребование и изучение управленческих, финансовых и иного рода документов необходимо для объективного выявления, определения функций учреждения, а также состояния учета и контроля за прохождением документации.  В связи с  этим по инициативе следователя может быть проведена проверка финансово-хозяйственной, организационно-управленческой деятельности учреждения (организации, предприятия), где работает взяткополучатель;

-    ознакомиться с хранящимися в архивах правоохранительных органов и судов материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовных дел, материалами судебного следствия— на предмет выявления информации о проверяемых лицах;

-  использовать возможности оперативно-розыскной деятельности для получения дополнительной информации[1, c. 7-11].

    Подводя итоги вышеизложенному, мы приходим к следующим выводам:

1). Под принципами взаимодействия следователя и оперативных подразделений следует понимать основные руководящие положения, которые определяют содержание, формы сотрудничества и направлены на решения общих задач по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

2). Взаимодействие следователя и оперативных подразделений в процессе расследования взяточничества при наличии посредника должны основываться на следующих принципах:

– соблюдения законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

– согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

– самостоятельности сотрудников оперативных подразделений и должностных лиц органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

– неразглашение данных предварительного следствия, средств и методов, применяемых в ОРД.

 

 

Список литературы

1.      Бражник Ф., Толкаченко А. Некоторые актуальные вопросы квалификации взятки.//Уголовное право. - 2009 г. - №1. С. 7 - 11.

2.      Вологжин Д.А. Взаимодействие  суда, прокурора, следователя и органа дознания при восстановлении утраченных уголовных дел // Мировой судья, 2008, № 6 СПС «Консультант Плюс».

3.      Гришина Е.П. Коммуникативное взаимодействие следователей и лиц, обладающих специальными познаниями, в ходе производства по уголовным делам // Российский следователь. 2011. № 4. С. 35.

4.      Зеленина О.А. Теоретические основы процессуального статуса участника уголовного судопроизводства: Монография. СПб., 2011. С. 15.

5.      Сборник Законов РФ, от 14.08.1995, № 33, ст. 3349.

6.      Щербаков В.Ф. Реализация государственной политики противодействия преступности в сфере экономики подразделениями экономической  безопасности органов внутренних дел  МВД России  (теоретико- прикладной анализ): Дис. д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 147-151.