Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

На сегодняшний день существует мнение, что права человека, а также его свободы являются универсальной категорией, отражающие требование к нему, как к личности. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».[1] Уголовный закон направлен на реализацию и соблюдение статьи 2 Конституции Российской Федерации, а также других ее статей в области прав и свобод человека и гражданина. Однако статья 110 Уголовного Кодекса Российской Федерации не может однозначно разъяснить, о какой ценности человека идет речь.

Если обратиться к толкованию немецких философов о правах и свободах человека, то они отмечают, что основной целью государства должна стать защита и реализация таких прав. Если же государство не справляется со своей задачей по обеспечению социальных потребностей человека, то возникает такое социальное явление как самоубийство.

В российском уголовном законе не предусмотрена ответственность за склонение или содействие в самоубийстве. Н.Е. Крылова, считает необходимым привести в соответствие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и УК РФ, установив уголовную ответственность за склонение к самоубийству. Это было бы важным дополнением, поскольку общественные отношения развиваются, и необходимо каким- то образом регулировать это развитие.

Законодатель утверждает, что согласно статье 110 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность возникает только за «Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего»[2]

Деяние, предусмотренное статьей 110 Уголовного Кодекса РФ, является общественно опасным и влияет на нормальное функционирование общественных отношений. В данном случае предусмотрена ответственность только лишь за такое доведение до самоубийства или покушения на самоубийство, которое было осуществлено путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства. Все это имеет место быть, однако данных формулировок недостаточно. Вследствие развития общественных отношений, возникают все новые и новые способы, благодаря которым человека можно склонить к совершению самоубийства.

У каждого народа существует известная коллективная сила, толкающая человека на самоубийство. Рассмотрим обычаи некоторых народов, которые существовали ранее. Например, Харакири- ритуальное самоубийство, смысл которого во вспарывании живота кинжалом для того, чтобы показать свою чистоту и незапятнанность своих мыслей, личных и истинных намерений, мужества, отсутствия страха и боли в доказательство своей правоты, крайняя мера оправдания себя перед небом, людьми и правителем, ведь харакири было распространено среди воинов, попавших в недоверие правителя и общества в целом. Это можно считать доведением до самоубийства, так как общество нагнетает обстановку, ждет доказательств, для того чтобы к тебе относились как к честному человеку, считая харакири почетным поступком для воина, поставившего свое поведение под сомнение. Данный вид самоубийства характерен для японской культуры, культуры стыда, как определяют ее исследователи. Основными чертами являются: полное спокойствие, и никаких следов самопринуждения. Если это не самопринуждение, то по логике - чужое принуждение, человек поступает так, как хотят от него другие. Личность в этой стране находится в наибольшей зависимости от общества, и принесение себя в жертву ради других отличает именно японского человека.

В разных культурах существовала традиция - «самоумирание», под которой понимали, самовольный уход из жизни в день похорон мужчины. Самоумирание совершали люди, находящиеся в зависимости от данного мужчины (смерды, но в основном жена умершего). Считалось, что женщина, которая вступила в брак, обязана сопровождать своего мужа как в жизни, так и после смерти, т.е. умереть вместе с супругом. Уходом из жизни служили обычаи, правила народа, которые влияли, обязывали и требовали совершить самоумирание. Человек был обречен, у него не было права выбора. Такие обычаи, по существующему мнению, и есть доведение до самоубийства.

Если взять наше время, в теории уголовного права отсутствует единое понимание природы общественной опасности такого деяния. Ряд ученых ссылаются на зависимость общественной опасности от внешних деяний, другие на свойства лица, а третьи на вредные последствия деяния, но все сходятся на том, что общественная опасность, это основополагающий признак любого преступного деяния.

Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор А.И. Рарог дает следующее определение: «Общественная опасность – материальный признак преступления, выражающий социальную сущность данного юридического понятия … это имманентное объективное свойство (качество) преступления, означающее способность причинять существенный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона».[3]

Общественная опасность содержит в себе качественную (характер общественной опасности) и количественную (степень общественной опасности) сторону. Таким образом, общественную опасность можно обозначить как явление, характеризующее преступление как деяние, представляющее угрозу для нормального функционирования общественных отношений, подлежащих защите государством. Общественная опасность доведения до самоубийства крайне значительна, так как деяние посягает на жизнь другого человека, которая гарантируется каждому человеку в соответствии со статьей 20 Конституции РФ.

Доведение до самоубийства как общественное явление опасно, по следующим причинам: латентность, необратимость последствий.

Латентность. Сложность в доказывании причинной связи между деянием и наступившими последствиями приводит к тому, что преступные деяния признают актом суицида, который не является уголовно наказуемым, и виновный уходит от наказания. Регистрация совершенных преступлений осуществляется правоохранительными органами, на основе зарегистрированных данных составляются статистические отчеты о преступности, но такую уголовную статистику нельзя считать верной без учета латентной преступности. Для установления объема реальной, фактической преступности очень важно исследовать и выявлять латентные преступления, в том числе на флоте и в армии. Высокую латентность в армии в большинстве случаев считают:

1. Вымогательство и хищение денег или материальных ценностей.

2. Неуставные взаимоотношения.

3. Преступления, связанные с применением насилия.

4. Оскорбление сослуживцем или начальником.

5. Превышение должностных полномочий.

По мнению некоторых авторов, нарушения, связанные с уставными правилами взаимоотношений между военнослужащими, происходящими в воинских частях, регистрируются в том случае, если командование не может их скрыть в связи с последствиями деяний.

Нельзя не рассмотреть доведение до самоубийства в местах лишения свободы, которое так же носит латентный характер. За счет места совершения преступления и содержания преступного деяния образуется самостоятельная разновидность преступлений. Преступность в местах лишения свободы можно разделить на:

1.Преступные деяния, совершаемые администрацией учреждения.

2.Преступные деяния, совершаемые лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы. Суицид и доведение до самоубийства в местах лишения свободы в большей мере определяется тем,

что осужденным свойственна: повышенная тревожность, беспокойство, боязнь общественного порицания и угрозы со стороны окружающего мира, страхи, большой срок наказания и долгое время пребывания в замкнутом пространстве, вследствие чего они постоянно находятся в напряжении. Так, по мнению М.Ф. Костюка[4] и М.Н. Жарких[5] одним из примеров преступности осужденных в исправительных учреждениях являются преступления против личности, а именно убийства и доведение до самоубийства.

В последние годы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы были проведены мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Был осуществлен перевод психологов на двухсменный график работы, обеспечена психодиагностика подозреваемых и обвиняемых в карантинных отделениях следственных изоляторов, организованы занятия по обучению сотрудников выявлению признаков поведения, указывающих на наличие высокого риска самоубийства. Благодаря этим мерам уровень суицидов среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных снизился и во многих территориальных органах ФСИН России находился ниже среднего показателя. В то же время в некоторых территориальных органах ФСИН России средний уровень суицидов был превышен. Исходя из социально-демографической и криминологической характеристик суицидентов, было выявлено, что особого внимания требуют лица, повторно осужденные за совершение преступлений корыстно-насильственной и насильственной направленности, в возрасте от 25 до 40 лет.

Одной из основных причин, способствующих возможности совершения суицидальных действий, является формальное исполнение указаний ФСИН России об организации своевременной передачи информации, в частности, при получении осужденными негативных известий из семьи, имеющих для них большое значение, при отказе в условно-досрочном освобождении, возникающих в среде осужденных конфликтах и т.п. Также совершение суицидов становится возможным в результате халатности, проявляемой сотрудниками исправительных учреждений и следственных изоляторов. Наличие психических отклонений, в том числе осложненных наркотической или алкогольной абстиненцией, не позволяет подозреваемым, обвиняемым и осужденным адаптироваться к условиям изоляции, что приводит к появлению у них отрицательных психических состояний, глубоких депрессий и зачастую является причиной совершения аффективных самоубийств.

Причиной роста числа самоубийств в 2016 году на 57% стали «группы смерти», чему способствует рост «групп смерти» в социальных сетях, информация о которых стала активно обсуждаться в обществе в мае 2016 года после публикации «Новой газеты». По статистике в 2016 году 720 несовершеннолетних совершили самоубийство, причем в эти данные не включены неудавшиеся попытки суицида[6].

Необратимость последствий. На протяжении долгого времени в России крайне редко использовалась норма об ответственности за доведение до самоубийства. В 1993 - 1996 гг. количество доведений до самоубийства от общего числа преступлений против личности составляло 0,3%. С середины 90-х годов, количество зарегистрированных преступлений увеличивалось. Уже в 2000 г. было зарегистрировано 90 преступлений, 59 дел по которым были окончены; расследования выявили 56 лиц, совершивших преступление. В 2003 г. зарегистрировали 142 преступление, а в 2005 г. - 176. Так почти за десять лет число зарегистрированных преступлений, выросло примерно в два раза, что говорит о росте зарегистрированных преступлений, связанных с доведением до самоубийства. В современной России, уголовные дела по преступлениям, предусмотренным ст. 110 УК РФ, практически отсутствуют.

На федеральном уровне число преступлений, квалифицируемых по статье 110 УК РФ и доля лиц, осужденных за данные общественно опасные деяния, невелико. Так, в 2013 году по статье 110 УК РФ было осуждено 17 человек. Из них к лишению свободы — 7 человек. Условное осуждение -10 человек. В 2014 году за доведение до самоубийства было осуждено 33 человека, среди которых 18 человек было приговорено к лишению свободы. Условное осуждение получили 15 осужденных. Фактически доведение до самоубийства это дело публичного обвинения, без наличия заявления потерпевшего (при покушении на самоубийство) или его родственников, выявить которое довольно сложно.

Рассмотрев социальную обусловленность доведения до самоубийства можно сделать следующие выводы:

1. Доведение до самоубийства представляет собой деяние с высокой общественной опасностью, которая состоит в том, что данное негативное явление обладает высокой латентностью, сложно - доказуемо, а также несет в себе необратимые последствия, негативно сказывающиеся на жизни общества.

2.В связи с небольшим количеством преступлений, регистрируемых по ст. 110 УК РФ, в совокупности всех преступлений против личности, этот состав актуален в современной уголовно-правовой системе и его использование на практике не является чем-то исключительным.

1 Конституция Российской Федерации(12.12.1993) раздел 1 глава 1 статья 2

2 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)

3 Уголовное право России. Части общая и особенная: учебник / Журавлев [и др.]; под ред. А.И. Рарога. - 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012. с. 33.

4 Костюк М.Ф., Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в исправительных учреждениях: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. с. 9 - 10.

5 Жарких М.Н. Преступность среди осужденных в исправительных учреждениях и меры ее предупреждения: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. с. 16

6 http://tass.ru/obschestvo/4018394



Список литературы

 

1.       Жарких М.Н. Преступность среди осужденных в исправительных учреждениях и меры ее предупреждения: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. с. 16

2.       Журавлев [и др.]; под ред. А.И. Рарога. - 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012. с. 33. / Уголовное право России. Части общая и особенная: учебник

3.       Конституция Российской Федерации(12.12.1993) раздел 1 глава 1 статья 2

4.       Костюк М.Ф., Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в исправительных учреждениях: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. с. 9 - 10.

5.       "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)