Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ИДЕОЛОГИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЕ?

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

В XXI веке понятие «терроризм» приобрело особое значение. Именно терроризм является активно используемым способом решения политических конфликтов.

В террологической литературе этому понятию было дано много определений. Одно из них интерпретирует террор как особую форму политического насилия, характеризующуюся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью [5]. Английский конфликтолог Б. Крозье считал, что терроризм, есть мотивированное насилие с политическими целями. [9].

Насилие действительно широко используется в политическом противоборстве. Ежегодно в мире происходит 20-80 вооруженных конфликтов [1, с.3]. Само слово «терроризм» в переводе с латинского «terror» означает « страх, ужас».

В сборнике: "Терроризм: Теория и практика" (США) дается следующее определение понятию «терроризм», – это угроза использования или использование насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания. Есть и другие, не менее наукоемкие определения терроризму и его месту в мировом политическом процессе [2, с.259-262]. Следует заметить, что «во многих работах фактически отождествляются понятия «терроризм» и «насилие». Это объясняется тем, что эти понятия «тесно связаны между собой, а проблема терроризма первоначально исследовалась именно в рамках общей теории насилия» [1, с.63].

Исходя из политико-экономического содержания сущности исследуемого нами понятия, терроризм представляется как осознанное, осмысленное, хорошо спланированное и воплощенное в жизнь действие, направленное на подрыв или полное уничтожение социально-экономической стабильности государства, а также народа, народов или группы этносов, проживающих на его территории.

Согласно точке зрения Жильцова Н.А. и Чердакова О.И. экономический терроризм является особой

разновидностью насильственного воздействия на общество с целью его дестабилизации. Кроме того, они указывают, что идеология данного вида терроризма основана на деструктивных факторах, поскольку способна к разрушительному воздействию на экономические связи, бизнес-интересы, инвестиционную политику государства, причиняя вред развитию малого и среднего бизнеса [4].

Законодательно это понятие определено как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [6, ст.3].

Терроризм сегодня нельзя понимать так же, как в годы французской буржуазной революции, когда это понятие имело исключительно положительный оттенок. Нельзя рассматривать значение этого слова с позиции живших людей на рубеже XIX-XX веков, когда террористические группы для оправдания массовых убийств использовали принцип «пропаганды действия» в попытке донести свои идеи до общественности через шок и ужас, вызванные массовым кровопролитием [7].

Сегодня, слово терроризм необходимо рассматривать как обобщающий термин, включающий в себя такие террористические действия как политический, экономический и информационный терроризм. К такому выводу мы пришли на основе идей американского историка Дж. Хардмана, который помимо описания терминологии терроризма, указал, что «уничтожение собственности и оборудования, опустошение земель может в особых случаях рассматриваться как дополнительная форма террористической деятельности, представляя собой разновидность аграрного или экономического терроризма как дополнение к общей программе политического терроризма» [8, с.223].

В настоящее время нормативно-правовая база Российской Федерации основана на понимании терроризма, данного более 10 лет назад. Ранее террористические действия были направлены на ликвидацию объекта воздействия, его устрашение. Для того чтобы осуществить задуманное, террористам приходилось затрачивать много времени и ресурсов для успешной реализации своих действий. Сегодня, подобные действия, являются достаточно примитивными в своем применении и могут быть расценены, как последний заключительный этап всей террористической деятельности, направленной на граждан и правительство отдельно взятого государства.

Закономерно возникает вопрос о финансировании террористических групп, источниках, ресурсах и основных акторах экономического терроризма.

Ярко выраженной характеристикой субъекта экономического терроризма является наличие постоянного и несоизмеримо большого достатка. Каковы его источники?

Прежде всего, речь идет о вполне легальных (создание благотворительных фондов, разного рода общественных организаций и пр.) и нелегальных (наркобизнес, спекуляция на биржевом рынке и пр.) действиях, которые не только обогащают самих террористов, но и истощают тех, кто мог бы им противостоять, тем самым приобретая форму реальной (военной и экономической) угрозы. Кроме того, имеет место преднамеренное и целенаправленное финансирование иностранными организациями, которые заинтересованы в поддержании нестабильности в мировом политическом процессе.

Фундаментом такого рода действий представляется возможным обозначить конференцию 1944 года (США), на которой были созданы такие политические институты как Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), а также создание Ямайской валютной системы (1976 год), особенностью которой стала отмена золотого стандарта и золотых паритетов, создание резервных валют и пр.

Любое «государство избирательно подходит к выбору политических технологий в рамках государственного построения, тех процедур и способов деятельности, которые направлены на достижение наиболее оптимальной и эффективной реализации целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте» [3, с.196-197].

В целях защиты политического и экономического суверенитета и безопасности российского государства необходимо обозначить следующие направления политического решения: 1) законодательно проработать содержание ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму», исключив явно прослеживающуюся связь трех понятий «идеология – практика – решения», наполнив данное определение понятием «действия», четко определив объект преступного деяния; 2) дополнить ст.3 Федерального закона

«О противодействии терроризму» определением понятия «формы противоправных насильственных действий» (обозначить указанные формы необходимо в целях исключения простора мысли при вынесении судебного решения); следует заметить, что формы противоправных насильственных действий фактически перечислены в определении понятия «террористическая деятельность»; 3) дополнить содержание понятия «террористическая деятельность» такой формой противоправного насильственного действия как коррупция, четко определив его сущностное содержание, а именно взаимосвязь с терроризмом; 4) дополнить ст. 205 Уголовного кодекса РФ (Террористический акт) в ч.1 новым по характеру объектом преступления - экономическая безопасность Российской Федерации.

 

Список литературы

 

1. Залысин И.Ю. Насилие в политических конфликтах. Монография. М.: МГУП, 2008. 292 с.

2. Залысин И.Ю. Идеи Г. Торо о гражданском неповиновении и современный политический процесс // Пробелы в Российском законодательстве. 2013. № 5. С. 259-262.

3.     Лебедева М.Л. Политическая конфликтогенность отношений «центр-регион» (на примере Французской Республики) // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 5. 2015.С. 196- 198.

4.        Отрасли права. Аналитический портал. [Электронный ресурс]. URL: http://xn---- 7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/17735 (дата обращения 28.01.2018).

5. Политическая наука: словарь-справочник (Виртуальное (электронное) учебное пособие) / Political Science: dictionary-directory (virtual (electronic) study guide): 1 CD-ROM. М.: ВНТИЦ, 2008. №50200800804.

6. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, N 11, ст. 1146; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2017.

7. Хоффман Б. Терроризм – взгляд изнутри . М.: Изд-во Ультра. Культура, 2003. 264 с.

8.    Hardman J.В.S. Terrorism: A Summing Up in the 1930s // The Terrorism Reader: A Historical Anthology. Ed. by Walter Laqueur. London, 1979. P. 229.

9.Crazier B. Time to get tough with terrorists reader's digest Plesentville. 1973. Ap. № 612.