Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТЕ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   Процесс исправления осужденных к различным видам уголовного наказания в современных условиях является достаточно актуальным и привлекает к себе внимание не только ученых-пенитенциаристов, сотрудников уголовно-исполнительной системы, но и активных представителей гражданского общества.

   Одним из участников отношений, связанных с исправительным воздействием на осуждённых, является Православная церковь.

   В настоящее время, согласно статистике Федеральной службы исполнения наказаний на территории Российской Федерации в 1020 исправительных учреждениях ФСИН России действуют 598 тюремных храмов, 703 молитвенных комнат и 37 строящихся храмов, при которых духовно-пастырское окормление осуждённых осуществляют 954 православных священнослужителя [3]. Вместе с тем, необходимо отметить, что столь активная деятельность со стороны представителей духовенства в настоящее время не получила ясного правового оформления. Действующее законодательство определяет только общие положения о реализации права осуждённого на отправление религиозных обрядов и свободу совести. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений на территории Российской Федерации, а также в ч.3 ст.16 устанавливает, что религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы по просьбам, находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации [4]. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в ст.14 закрепляет право осуждённых на свободу совести и свободу вероисповедания, определяет, что к осуждённым к принудительным работам, аресту и лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осуждённых и для совершения религиозных обрядов, администрация учреждений выделяет соответствующие помещения [2]. Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями и требованиями режимно-правового пространства, установленного для данных учреждений действующим законодательством и «Соглашениями о сотрудничестве» между Церковью и государственным учреждениями, исполняющими уголовные наказания. Следовательно, порядок организации деятельности священнослужителей, посещающих учреждения уголовно-исполнительной системы правовой базой достаточно не урегулирован. Большая работа в этом направлении ведется Федеральной службы исполнения наказаний и представителями религиозных организаций. Так, 12.марта 2013 года Священный Синод Русской православной Церкви принял «Миссию тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения» [1]. Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптациионной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осуждённым); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условно осуждённым, членам семей и детям лиц, заключённых под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантами образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы; ветеранам органов УИС. Содержащийся в документе материал представлен в форме, допустимой для возможного использования в качестве организационно-методического руководства деятельностью пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, с учётом практических проблем, возникающих перед епархиальными учреждениями, занимающимися организацией тюремного служения, а также специфики условий режимных учреждений и пока ещё непреодолимого на постсоветском пространстве несовершенства нормативно-правового обеспечения, регламентирующего взаимоотношения религиозных и государственных пенитенциарных учреждений. Миссия определила 4 направления деятельности: духовно- просветительская, богослужебная и пастырское душепопечение, диаконическое служение и реабилитация (ресоциализация), миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в пенитенциарных учреждениях. Кроме того, определены основные принципы организации Миссии тюремного служения и взаимодействия с государственными учреждениями и привлечением в деятельность по исправлению осуждённых юристов, врачей, психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников и т.д. Закрепляет основные понятия: институт пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, координатора тюремного служения, штатный сотрудник церковного учреждения в сфере тюремного служения, доброволец (волонтёр), жертвователь, член Попечительского совета, а также определяет создание центров по реабилитации лиц, освободившихся из заключения, центров по реабилитации подростков, вступившими в конфликт с законом, социально- адаптационные гостиницы для одиноких беременных женщин и матерей-одиночек, отбывших наказание и попавших в трудные обстоятельства в силу отсутствия своего жилья, центры поддержки семей заключѐнных или временно находящихся под следствием.

     Как видно, деятельность Православной Церкви не ограничивается только сферой деятельности исправительных учреждений и выходит далеко за её пределы, что свидетельствует о сложном, комплексном, межотраслевом характере исправительного процесса, который не может ограничиваться только нормами уголовно-исполнительного законодательства.  Доработаны  и  приняты  к рассмотрению такие  документы, как «Концепция создания, функционирования и развития районного (для города Москвы) реабилитационного центра для освободившихся из мест лишения свободы», «Концепция создания, функционирования и развития реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  а также освободившихся из мест лишения свободы», а также организационные принципы работы данных реабилитационных центров. Данная работа по созданию правовой базы регулирования деятельности религиозных организаций и их участия в процессе исправления осуждённых переживает своё возрождение, будет осуществлять и совершенствоваться в дальнейшем.

 

Список литературы

1.      Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения // Газета Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению «Миръ всем» № 3-4 (111-112) 2013. С.3-4

2.      Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.2997 № 1-ФЗ (в действ. ред.) //Информационно-правовая система ГАРАНТ – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://ivo.garant.ru/document?id=1206500&byPara=1&sub=2249433 (дата обращения 29.01.2015)

3.      Федеральная служба исполнения наказаний.  Раздел: Статистика. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 28.01.2015)

4.      Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в действ. ред,) //Информационно-правовая система ГАРАНТ – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL:http://ivo.garant.ru/document?id=71640&byPara=1&sub=62290(дата    обращения   28.01.2015)