Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: МИРОВОЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

Проблема бесплодия является одним из опасных заболеваний в репродуктивной деятельности человека. В настоящее время в мире активно развиваются методы вспомогательной репродукции в терапии женского и мужского бесплодия. Спектр вспомогательных репродуктивных технологий значительно расширился, а характер их применения стал массовым. В результате этого возникает целый комплекс проблем как юридического, так и этического характера. Суррогатное материнство является одним из наиболее эффективных способов преодоления проблемы бесплодия, однако, это и самый спорный как в юридическом, так и в этическом плане метод вспомогательных репродуктивных технологий.

19 ноября  1996 года  Совет  Европы принял Конвенцию по правам человека в биомедицине. Конвенция стала первым обязательным в области здравоохранения юридическим документом, направленным на защиту человека от возможных злоупотреблений, связанных с использованием новых биологических и медицинских методов и процедур.

Суррогатное материнство, в том числе коммерческое, законодательно разрешено в США (в части штатов), Южно-Африканской Республике, Украине.

Некоммерческое суррогатное материнство разрешено в Австралии, Великобритании, Дании (с серьезными ограничениями), Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах (запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор), в отдельных штатах США (Нью- Гемпшир, Вирджиния).

Официально запрещено суррогатное материнство в Австрии, Германии (причем, наказание несут врачи и посредники, а не родители и суррогатная мать), Италии, Норвегии, Швеции, в отдельных штатах США, Франции, Швейцарии и др.

В отдельных  странах законом прямо не запрещено суррогатное материнство, но при этом отсутствует его правовая регламентация (Бельгия, Греция, Ирландия и др.).

Немецкое законодательство относится к суррогатному материнству категорично. В 1991 году вступил в силу так называемый «Закон о защите эмбрионов». Данный правовой акт запретил суррогатное материнство как таковое, а также иные врачебные действия, которые могут повлечь за собой "неправомерное" обращение с зарождающейся человеческой жизнью, то есть намеренное оплодотворение более трех яйцеклеток одновременно, оплодотворение женщин, планирующих отдать будущего ребенка на усыновление и донорство яйцеклетки (на сперматозоиды запрет не распространяется, и в Германии официально существуют банки спермы). Это привело к развитию новой методики репродуктивной медицины в Германии – "криоконсервации". Одним из веских аргументов столь радикальной позиции по запрету суррогатного материнства является недопустимость разделения биологического и социального материнства, способного привести к проблеме идентичности ребенка и неизбежным психологическим конфликтам сторон отношений суррогатного материнства.

Наиболее продвинутым государством в области применения суррогатного материнства являются США. В части штатов открыты агентства по применению суррогатного материнства. Такие агентства возглавляют врачи или адвокаты. В США нет единой правовой базы относительно открытия этих агентств. Конституция предоставляет штатам право самостоятельно принимать законодательные акты в области здравоохранения. В каждом отдельном штате США создается собственная законодательная база, в том числе по вопросам суррогатного материнства. В 1992 г. законодательный орган штата Калифорния пришел к выводу, что контракты на выполнение услуги суррогатного материнства не противоречат общественному сознанию, в связи с чем принят законопроект о разрешении суррогатного материнства на коммерческих началах. Однако, штат Вирджиния придерживается противоположной точки зрения в отношении коммерциализации суррогатного материнства, соответствующее законодательство, вступившее в силу с 1 июля 1993 г., гласит о том, что договоры суррогатного материнства признаются действительными при наличии четких условий:

1)   необходимо, чтобы суррогатная мать была замужем;

2)   суррогатная мать должна иметь детей.

В Великобритании по закону 1985 г. юридической матерью ребенка считалась женщина, которая его выносила и родила, что не учитывало развивающийся метод суррогатного материнства, однако в 1990 г. этот вопрос был решен по калифорнийскому подобию.

Суррогатное материнство запрещено во Франции согласно решению Конституционного суда от 1991 года: «любое соглашение, даже если оно не предусматривает вознаграждение, согласно которому женщина соглашается зачать, выносить и родить ребенка, а после отказаться от него, противоречит публичному порядку, принципу неприкосновенности человеческого тела и личного статуса физического лица». Данное положение было еще раз закреплено Законом о биоэтике № 94-653 от 29 июля 1994.

Статья 16-7 Гражданского кодекса Франции гласит: «Любой договор, заключенный с целью зачатия или вынашивания ребенка в пользу третьего лица является никчемным». Статья 227-13 Уголовного кодекса Франции содержит дополнение: «Добровольная замена матери, в том числе симуляция или сокрытие беременности, которое совершено с целью изменить личный статус ребенка, карается тремя годами тюремного заключения и штрафом в размере 45000 евро. Попытка совершить такое деяние тянет за собой такое же наказание». Эти нормы действуют только на национальной территории Франции.

Договоры о суррогатном материнстве между гражданами разных государств начинают заключаться в юридической практике. Отсюда, возникают коллизии, ответы на которые не представляется возможным найти в существующем законодательстве одной страны. В связи с этим видится целесообразным разработка и введение в действие единого международно-правового документа, который бы регламентировал спорные вопросы, возникающие при заключении договора суррогатного материнства, причем не только медицинскую, но и правовую сторону проблемы.

В Беларуси суррогатное материнство получило официальное разрешение еще в 2006 году. Точной статистики по лицам, имеющим проблемы с зачатием, вынашиванием и рождением ребенка, нет, однако прогнозы врачей не радуют. В настоящее время существует несколько страховых компаний, которые занимаются подбором именно суррогатных матерей. Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях» однозначно говорит, что женщина, которая решает стать суррогатной матерью, обязана отдать ребенка после родов в определенный оговоренный срок.

В России проблема суррогатного материнства урегулирована слабо. Необходимость ее законодательного разрешения ни у  кого не вызывает сомнений. Исходя из сказанного выше, видится желательным принятие специального закона о репродуктивной деятельности, который бы более четко определял термины и разграничивал понятия, устанавливал условия проведения искусственного оплодотворения и имплантации эмбрионов, а также упорядочивал отношения между всеми заинтересованными сторонами. При этом основной целью данного закона должно быть достижение той степени проработанности и детализации, которые помогли бы полностью защитить ребенка и гарантировать его права. В этой связи видится приемлемый вариант – изучение опыта зарубежных стран в этой области и заимствование их опыта.

Список литературы

 

1.   Андрончик И.И. Семья и материнство – приоритеты социальной политики страны // Весниік адукацыі. 2008. №10. c. 59-62.

2.   Афанасьева И. В. Правовое регулирование суррогатного материнства // Медицинское право. 2007. № 2. c. 19-21.

3.   Дронова Ю.А. Что нужно знать о суррогатном материнстве. М., 2007. 112 с.

4.   Неёлова А.И., Фадеева К.В. Проблемы суррогатного материнства в зарубежных странах и республике Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rep.polessu.by/bitstream/112/8881/1/176.pdf. (дата обращения: 14.01.2017).

5.   Ребенок любой ценой: почему в Германии запрещено сурматеринство. Электронный ресурс. Режим доступа:     http://www.germania-online.diplo.de/Vertretung/russland-dz/ru/04- gesellschaft/soziales/Leihmutterschaft. html. (дата обращения: 14.01.2017).

6.   Code civil Français. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCodeArticle.do;jsessionid=9553F21AB14E9F0 DC96324B21F920BC1.tpdjo12v_3?idArticle=LEGIARTI000006419302&cidTexte=LEGITEXT000006070

721&dateTexte=20100525. (дата обращения: 14.01.2017).

7.   Code pénal français. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=9553F21AB14E9F0DC9632 4B21F920BC1.tpdjo12v_3?idSectionTA=LEGISCTA000006165320&cidTexte=LEGITEXT000006070719

&dateTexte=20100525. (дата обращения: 14.01.2017).

8.   Loi n° 94-653 du 29 juillet 1994 relative au respect du corps humain. Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JO RFTEXT000000549619&fastPos=1&fastReqId=1265241361&categorieLien=cid&      oldAction=rechTexte (дата обращения: 14.01.2017).