Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Аннотация. Автор статьи исследует исторические особенности возникновения и формирования в России института авторского права. В работе приводятся наиболее важные факторы, под влиянием которых авторское право в России развивалось с запозданием по сравнению со странами Западной Европы. Нормативные правовые акты рассмотрены в хронологической последовательности. В конце статьи изложены авторские выводы и соображения.

Ключевые слова: авторское право, история авторского права, российское законодательство, гражданское право, законодательство о цензуре, советское законодательство.




INSTITUTE OF COPYRIGHT IN RUSSIA: HISTORICAL ANGLE

 

 

Grebennik L.A.

 

Abstract. The author explores the historical features of the emergence and formation in Russia of the institution of copyright. The paper cites the most important factors under the influence of which copyright in Russia developed with a delay in comparison with the countries of Western Europe. Normative legal acts are considered in chronological order. At the end of the article, the author's conclusions and considerations are presented.

Keywords: copyright, history of copyright, Russian legislation, civil law, legislation on censorship, Soviet legislation.

Институт авторского права зарождался в Западной Европе XV века после появления способа книгопечатания подвижными литерами с помощью пресса, изобретенного И. Гуттенбергом (этим событием ознаменована одна из информационных революций)1. Затем возник институт привилегий – предоставления государством монопольных прав на производство и распространение печатной продукции. Акты о привилегиях впоследствии дополнились законодательством о цензуре.

Институт авторского права в России развивался с явным запозданием2, под влиянием внутренней

государственной политики в отношении свободы слова и выражения мнений посредством законодательства о цензуре. При этом следует учесть следующее:

1)   до XVI века книги в России переписывались в монастырях, литературные произведения были религиозными;

2)   в XVII веке индустрии книгопечатания еще не существовало, напротив, в конце того же века в Западной Европе уже началось движение за права авторов;

3)   до XVIII столетия в России не было частных типографий и только в 1771 году в Петербурге начала работу типография И.М. Гартунга (ранее монополией на книгопечатание обладала Академия наук), а в 1783 году разрешается учреждение вольных типографий во всех городах империи, однако в 1796 году Екатерина II упразднила частные типографии и ввела жесткую цензуру произведений; ситуация изменилась, когда на престол вступил Александр I;

4)       выплата вознаграждений авторам начинается только с 1820 года с определенными ограничениями.

Верно мнение А.Г. Матвеева: «В Российской империи авторское право появилось как публично- правовой, а не частноправовой институт, как продукт воли монарха, а не результат парламентских дискуссий и конкурентной борьбы типографщиков. По этой причине влияние учений, обосновывающих авторское право, на становление и дальнейшее развитие российской системы авторских прав является незначительным сравнительно с влиянием такого рода теорий на авторское право Франции, Германии, Англии и США»3.

В 1828 г. был принят Устав о цензуре (он же – «Цензурный устав»)4, раздел II которого «О

Сочинителях и Издателях книг» (§§ 133-139) в частности устанавливал, что каждый Сочинитель или Переводчик книги имеет исключительное право пожизненно пользоваться изданием и продавать его как благоприобретенное имущество.

Предшественники данного нормативного правового акта – Устав о цензуре в Российской Империи

от 9 (21) июля 1804 г. и так называемый «чугунный устав» 1826 г.5 – отношения авторского права почти не затрагивали, если не считать нормы, в соответствии с которой сочинитель, переводчик или издатель, если пожелают, могли не печатать своего имени на сочинении.

   

1 Информационное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. М. Рассолов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. С. 15-19.

2 Салицкая Е.А. Развитие отечественного законодательства в области авторского права: исторический аспект // Альманах «Наука. Инновации. Образование». 2014. Выпуск 16. С. 265.

3 Матвеев А.Г. Система авторских прав в России: нормативные и теоретические модели: дис. … докт. юрид. наук. М., 2016. С. 16.

4 Устав о цензуре: [Утв. 22 апр. 1828 г.: с приложением Штатов и Положения о правах сочинителей]. Санкт-Петербург: типография Департамента народного просвещения, 1829. URL: http://www.prlib.ru/item/459989 (дата обращения: 17.07.2017). С. 67.

5 Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 год: напечатан по распоряжению Министерства народного просвещения. Санкт-Петербург: в Тип. Морского министерства, 1862. С. 81-96, 125-196.



В 1828 г. издано Положение о правах сочинителей, которое в 1830-м обновлено Высочайшим утвержденным мнением Государственного Совета под названием «О правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей»6. «Исключительное право пользоваться во всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению, как имуществом благоприобретенным» было приравнено к праву собственности. Данное право могло наследоваться, но прекращалось по истечении 25 лет со дня смерти автора (Сочинителя, Переводчика). Устанавливалось также, что напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишается на нее всех прав.

9 января 1845 г. приняты Правила о музыкальной собственности7, 1 января 1846 г. утверждено Положение о собственности художественной. В 1857 г. Госсовет увеличил срок охраны авторского права с 25 до 50 лет после смерти автора.

В 1861 и 1862 гг. с Францией и Бельгией были заключены соглашения «О литературной и художественной собственности», однако в 1887 году Россия отказалась от продления указанных договоров.

20 марта 1911 г. принимается Положение об авторском праве, среди причин его принятия называют:

1) понимание государственной властью несовершенства российского законодательства в сфере авторского права, 2) желание достичь европейского уровня регулирования, 3) необходимость вступления в международные соглашения ввиду принятых Россией обязательств по торговым договорам8.

Понятие «литературная и художественная собственность» в Положении отсутствовало. «Отказ законодателя от термина «литературная и художественная собственность», – отмечает Е. А. Салицкая, – свидетельствует о том, что к началу XX века в России получили признание взгляды противников проприетарной теории9, согласно которой за автором признавалось право собственности на его произведение, которое приравнивалось к праву собственности на материальные ценности. Таким образом, принятие Положения 1911 года стало весьма прогрессивным шагом, ознаменовавшим признание российским законодателем самостоятельного характера природы авторского права»10.

В Положении использовался термин «исключительное право», праву придавался имущественный характер: автор мог всеми возможными способами воспроизводить, публиковать и распространять свое произведение.

Положение установило перечень охраняемых объектов (литературные, музыкальные, художественные, драматические и фотографические произведения), срок действия авторского права, порядок правопреемства, систему защиты нарушенных прав, условия издательского договора. Автору литературного произведения предоставлялось право на перевод произведения, автору музыкально- драматического произведения принадлежало право на его публичное исполнение. Произведения пользовались правовой охраной в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. Сокращались сроки правовой охраны в отношении фотографий, сборников народного творчества, изданий древних книг и ряда других особо названных объектов.

В целом данный нормативно-правовой акт показывал очень высокий уровень юридической техники того времени.

В 1912–1915 гг. Россия заключила соглашения в сфере охраны авторских прав с Францией, Германией, Бельгией и Данией. Однако революционные изменения в сфере государственного и общественного устройства свели на нет эти шаги, в стране началось формирование нового, советского права.

   

 6 Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей от 1 января 1830 г. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, т. V. Отделение первое. 1830 год (№ 3399-3882). Санкт-Петербург: в Тип. 2 Отделения Собств. е. и. в. Канцелярии, 1830-1885. С. 17-21. 297 с.

7 Николаев В. Авторское вознаграждение за исполнение музыкальных произведений в Российской империи // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 12.

8 Деноткина А.В. Правовая охрана товарных знаков и объектов авторского права: сравнительно-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. С. 26-27.

9 Автор проприетарной теории интеллектуальной собственности – английский философ XVII века Джон Локк, философское учение которого легло в основу концепции копирайта. См. подробнее: An Essay Concerning Humane Understanding, Volume 2 by John Locke // URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/10616 (дата обращения: 19.07.2017); Петрова Ю.В. Охрана личных неимущественных прав автора в европейских странах (континентальная и англосаксонская правовые системы): дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. С. 28-31.

10 Салицкая Е.А. Развитие отечественного законодательства в области авторского права: исторический аспект // Альманах «Наука. Инновации. Образование». 2014. Выпуск 16. С. 270.



29 декабря 1917 г. ЦИК издал Декрет «О государственном издательстве»11, вот некоторые его положения – яркие свидетельства того времени: «Принимая во внимание … безработицу печатников, книжный голод в стране, … поручается … немедленно приступить к широкой издательской деятельности. В первую очередь должно при этом быть поставлено … издание русских классиков. Сочинения тех из них, срок авторского права которых истек, должны быть переизданы. Сочинения всех авторов, переходящие таким образом из области частной собственности в область общественности, могут быть для каждого писателя особым постановлением Государственной комиссии по просвещению объявлены государственной монополией, сроком, однако, не дольше как на пять лет. Комиссия обязана воспользоваться этим правом по отношению к корифеям литературы, творения которых перейдут согласно настоящему закону в собственность народа».

26 ноября 1918 г. СНК издал Декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием»12. Согласно Декрету, постановлением Народного Комиссариата Просвещения достоянием РСФСР могло быть объявлено «всякое как опубликованное, так и неопубликованное научное, литературное, музыкальное или художественное произведение, в чьих бы руках оно ни находилось», в том числе произведение умершего автора. Необъявленные государственным достоянием произведения могли тиражироваться и распространяться при жизни автора только по соглашению с ним. До истечения 6-ти месяцев со дня смерти автора никто не в праве был издавать или переиздавать его произведения.

10 октября 1919 г. СНК РСФСР издал Декрет «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства»13. Договоры издательств с авторами, в силу которых литературные, музыкальные или художественные работы авторов перешли в полную собственность издателей, объявлялись недействительными.

В 1925 г. в СССР приняты союзные «Основы авторского права»14 (действовали до 1928 г.), в которых: подробно перечислялись объекты авторского права; гарантировалось признание авторского права за автором и его правопреемниками независимо от гражданства; устанавливалось, что авторское право на произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в виде рукописи, эскиза либо в иной объективной форме, признается в пределах, установленных соглашениями Союза ССР с соответствующими государствами; приводился внушительный перечень того, что не считается нарушением авторского права. По общему правилу авторское право на произведения, не выпущенные в свет ко дню смерти автора, переходило к его наследникам на 15-летний срок.

11   октября 1926 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет «Об авторском праве»15, в котором устанавливалось в частности, что «на авторское право, принадлежащее, как автору, так и его наследникам, не может быть обращаемо взыскание верителями (кредиторами) автора или наследников. Взыскание может быть обращено на доходы, извлекаемые автором из его права»; «исключительное право автора на издание и распространение своего произведения может быть автором переуступлено издательствам, находящимся в ведении государственных органов, а также профессиональных, партийных и кооперативных организаций, на любой срок или бессрочно, в полном объеме или с ограничениями».

16 мая 1928 г. в СССР приняты новые «Основы авторского права»16, вот некоторые их положения: авторское право признавалось за автором и его правопреемниками независимо от гражданства; на произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в объективной форме, авторское право признавалось лишь при наличии специального соглашения СССР с соответствующим государством и лишь в пределах, установленных таким соглашением; по общему правилу после смерти автора авторское право переходило к его наследникам на 15 лет.

  

 

11 Декрет о государственном издательстве (принят в заседании Центрального Исполнительного Комитета 29 декабря 1917 г.) // Декреты Советской власти. М., 1957. С.296-298.

12 Декрет СНК РСФСР от 26.11.1918 «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» // СУ РСФСР. 1918. № 86. Ст. 900.

13 Декрет СНК РСФСР от 10.10.1919 «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» // СУ РСФСР. 1919. № 51. Ст. 492.

14 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 30.01.1925 г. «Об основах авторского права» // СЗ СССР. 1925. № 7. Ст. 67.

15 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 11.10.1926 г. (ред. от 23.01.1928) «Об авторском праве» // СУ РСФСР. 1926. № 72. Ст. 567.

16 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 16.05.1928 г. «Основы авторского права» // СЗ СССР. 1928. № 27. Ст. 246.


8 октября 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «Об авторском праве»17, которое действовало с 1 января 1929 года до отмены его Указом Президиума ВС РСФСР от 01.03.1974 г. Много внимания уделялось издательскому договору; устанавливалось, что после смерти автора авторское право, в случае отсутствия наследников по закону или завещанию, прекращается. Авторское право на киноленты признавалось за выпускающим их в свет кино-производственным предприятием. За автором сценария сохранялось право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты.

В 1961–1964 гг. проходит кодификация советского законодательства об авторском праве: нормы авторского права включаются разделом в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.18 и в Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.19

27 мая 1973 г. СССР присоединился к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве20, произведения российских авторов получили правовую охрану за рубежом.

1 марта 1974 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР», которым прекратил действие принципа свободы перевода произведения: перевод разрешался только с согласия автора либо его правопреемников; срок действия авторского права составил 25 лет после смерти автора.

31 мая 1991 г. ВС СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в Основы включен новый раздел «Авторское право», который действовал на территории России с 3 августа 1992 г. до 3 августа 1993 г. Согласно п. 2 ст. 135 Основ признавалось единое исключительное авторское право, включающее в себя право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование произведения, право на использование произведения, право на вознаграждение за использование произведения. В п. 3 ст. 137 закреплялось, что авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

23 сентября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»21, действовал он до 31 декабря 2007 г. В статье 2 Закона устанавливалось, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставлялась правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных – как сборникам.

9 июля 1993 г. принят Закон Российской Федерации № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»22, в связи с введением его в действие раздел «Авторское право» Основ 1991 г. утратил силу. Автором произведения признавался исключительно гражданин (физическое лицо), творческим трудом которого создано произведение. Закон № 5351-1, а с ним и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., утратили силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». С введением в действие части четвертой ГК РФ начинается современный этап эволюции института авторского права в российском законодательстве.

Отдельно следует упомянуть, что в 80-е и 90-е годы ХХ века наша страна становится участницей двух и многосторонних договоров (соглашений) в сфере интеллектуальной собственности.

Учитывая вышеизложенное, мы приходим к следующим выводам:

1.     У истоков формирования рассматриваемого института никакого авторского права в его современном понимании не было: государство устанавливало монополию на тиражирование (распространение) печатных книг, реализуя тем самым публично-правовой интерес.

2.   В зарубежных странах под влиянием рыночных отношений нормы частноправового характера получили скорейшее развитие и объективное воплощение в нормативных правовых актах. В России этот процесс шел в разы медленнее.

 

 

17 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928 г. «Об авторском праве» // СУ РСФСР. 1928. № 132. Ст. 861.

18 Закон СССР от 08.12.1961 (ред. от 12.06.1990) «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 525; Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 6. Основы утратили силу с 1 января 1992 г. в связи с принятием Постановления ВС СССР от 31.05.1991 № 2212-1.

19 Гражданский кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964 // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

20 См.: Собрание постановлений Правительства СССР. 1973. № 24.

21 Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 (ред. от 02.02.2006) «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 22.10.1992. № 42. Ст. 2325; СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 636.

22 Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 12.08.1993. № 32. Ст. 1242.



3.    Необходимость формирования самостоятельного института авторского права в полной мере осознается в России лишь к началу XX века, когда принимается Положение об авторском праве 1911 г., вводится термин «исключительное право».

4.   Советское гражданское законодательство характеризуется тенденцией к кодификации, однако в постсоветской России отдельный закон об авторском праве действовал с 1993 по 2007-й г., затем утратил силу, а нормы об авторском праве вошли в состав части четвертой действующего ГК РФ.

5.    До расцвета советского права роль международных соглашений в формировании института авторского права была минимальной. Действующие по настоящее время международные соглашения, в том числе двусторонние, были подписаны в СССР и позднее, однако их исследование не входит в предмет настоящей статьи.

 

Список литературы

 

1.       An Essay Concerning Humane Understanding, Volume 2 by John Locke // URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/10616 (дата обращения: 19.07.2017).

2.       Деноткина А.В. Правовая охрана товарных знаков и объектов авторского права: сравнительно- правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. М., 2017.

3.       Информационное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. М. Рассолов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

4.       Матвеев А.Г. Система авторских прав в России: нормативные и теоретические модели: дис. … докт. юрид. наук. М., 2016.

5.       Николаев В. Авторское вознаграждение за исполнение музыкальных произведений в Российской империи // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 12.

6.       Петрова Ю.В. Охрана личных неимущественных прав автора в европейских странах (континентальная и англосаксонская правовые системы): дис. … канд. юрид. наук. М., 2016.

7.       Салицкая Е.А. Развитие отечественного законодательства в области авторского права: исторический аспект // Альманах «Наука. Инновации. Образование». 2014. Выпуск 16. С. 265- 274.