Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

В последние годы активно происходят изменения, как в системе образования, так и в сфере предпринимательства. Государство пытается привести систему образования в соответствие с международными стандартами, целью которых является организация единой образовательной платформы. Данная тенденция обусловлена как глобализацией, так и объективной невозможностью для Российской Федерации оставаться в стороне от мирового сообщества.

С точки зрения предпринимательской деятельности мало кто признает существование понятия "образовательная услуга" в коммерческой сфере, оперируя уже ушедшим в прошлое пониманием о том, что только государство является монополистом в образовательном секторе. Однако наиболее остро встал вопрос о государственно-частном партнерстве к началу XXI в., поскольку образовавшаяся "демографическая яма" начала отражаться в том числе и на сфере частного образования. Главной проблемой является "недобор" абитуриентов на бюджетные места государственных учреждений, не говоря уже о частных. Требования негосударственных учреждений уравнять их права с государственными высшими учебными заведениями (возможности получать государственное задание на подготовку специалистов, иными словами - распределение бюджетных мест для студентов, предоставить негосударственным вузам возможность участвовать в различных правительственных конкурсах научных и инновационных проектов,  предусмотреть  льготное налогообложение для негосударственных вузов (налоги на имущество и пользование земельными участками)) имеют свою логику и обоснование. К частным вузам предъявляются те же требования, что и к государственным, они выполняют важную социальную функцию, платят налоги. К тому же, по словам Г. Окороковой, ректора Курского института менеджмента, экономики и бизнеса и зампредседателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, 70% выпускников этих вузов устраиваются на работу в государственные службы65. Развитие законодательства об образовании (в проекте нового закона) развивается по принципу сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования66.

Негосударственные образовательные учреждения, принадлежащие отдельным лицам (частные) или общественным и религиозным организациям и объединениям, - это учебные заведения и воспитательные учреждения. Негосударственные образовательные учреждения создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Частной образовательной   организацией   является   образовательная   организация,   созданная   в   соответствии   с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций67.

 

55   Интервью с Г. Окороковой, ректором Курского института менеджмента, экономики и бизнеса и зампредседателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ // Наука и технологии РФ URL: http://www.strf.ru.

56         Половова    Т.,     Баталова     О.С.     Образовательная    услуга    как     ключевой     элемент     рынка     образования    //     URL: http://old.nsaem.ru/Science/Publications/Science_notes/Last_issue/516.pdf.


Платная образовательная деятельность рассматривается как предпринимательская, если доход от нее полностью не идет на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса данного учреждения (в том числе на заработную плату). Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и учащегося регулируются договором, определяющим уровень получаемого образования, сроки обучения, размер платы за обучение и др.

Договор возмездного оказания образовательных услуг является для системы российского высшего профессионального образования сравнительно новым институтом. По вопросу регулирования сферы образовательных услуг применяются нормы законодательства об образовании, в частности Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации " от 29 декабря 2012 г., а также подзаконные нормативные акты и локальные акты отдельных вузов. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования утверждена Приказом Минобразования РФ от 21 ноября 2013 г. № 1267. Указанный договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ68), поэтому отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, в том числе нормами главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ.

По вопросу, какая форма образования должна преобладать в современной России, по мнению автора, не стоит придерживаться крайне радикальных взглядов: либо государственное, либо частное. Председатель Союза юристов Москвы М. Казьмина придерживается такой позиции, что "частное образование как дискредитировавшее себя должно вообще уйти с рынка образовательных услуг, а остаться должно только государственное - с его аккредитацией, лицензированием и прочим". И противоположную точку зрения высказал президент РАРМП А. Иоффе: "...в рыночной экономике доминировать должно частное образование, а государственное постепенно будет уходить с рынка образовательных услуг".

А. Орлов, заведующий кафедрой государственного управления и менеджмента Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, полагает, что такое деление образования на государственное и частное в принципе условно... "Деятельность государственного вуза жестко привязана к бюджетному финансированию, и средств на развитие государственного образования вечно не хватает. Частные вузы обеспечивают более гибкие формы обучения: у них нет многих формальных ограничений на ведение коммерческой деятельности, которые распространяются на государственные формы образования"69.

Вопрос об образовательных услугах в сфере предпринимательской деятельности только набирает свои обороты. Во-первых, потому что государство de facto не в силах объективно выполнять весь объем взятых на себя обязательств (что в последние годы наблюдается в нашей стране: упадок уровня образования, коммерциализация сфер образовательных услуг, попытка завуалированно перестроить государственные школы на рыночные отношения). Считаем правильным высказывание автора и разработчика адаптивной школы Е.А. Ямбурга о том, что "если говорить о подтексте, о глубинной задаче - то она напрямую в том, чтобы снизить нагрузку на госбюджет. Но напрямую заявлять об этом, конечно, никто не хочет - особенно уж перед выборами"70.

В свое время О.С. Иоффе утверждал, что "...всякое правоотношение существует только как взаимное отношение людей..."71. Необходимо уточнить, что для такой специфической сферы, как образование, необходимо соблюдение принципа солидарности интересов, взаимного сотрудничества (взаимовыгодного для всех трех сторон (государственный сектор, частный сектор, потребитель образовательных услуг в широком смысле)).

Во-вторых, в современных реалиях понятие "частный вуз" сегодня уже не вызывает стольких сомнений и опасений. Представитель частного сектора вице-президент Национального союза негосударственных вузов, ректор Национального института бизнеса Сергей Плаксий полагает, что "для всех учебных заведений должны быть одни и те же "правила игры". Ведь не секрет: среди государственных вузов есть "дутые", и даже в ведущих московских вузах есть слабые факультеты". Конкуренция в сфере образования постоянно растет, каждый вуз - государственный или внебюджетный - развивается и меняется. Благодаря этой конкуренции, постоянной "гонке знаний" студенты получают возможность выбрать действительно лучший вуз, отвечающий современным требованиям, тот, которому можно доверить свое будущее72.

 

57 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

58   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

59 Государственное или частное образование: сотрудничество или конкуренция? // URL: http://businesspress.ru.2012.11.04.

60 Превращение школы в сферу обслуживания // Citizen (журнал). Февраль. 2012. N 1-2(23). С. 59.

61 Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2000. С. 508

62 20 лет пути негосударственного образования // URL: http://www.obrazovanie-ufa.ru/Vuz/20_let_puti_negosudarstvennogo_obrazovaniya.htm.



Несмотря на то, что негосударственные образовательные организации могут создаваться исключительно в формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, при оказании образовательных услуг, извлечение прибыли является de facto одним из основных стимулов эффективной организации бизнеса. De jure государство не может допустить ущемления фундаментального права на образование по сравнению с извлечением прибыли. Однако старт процессу коммерциализации образовательной сферы дан. В данной ситуации считаю возможным оставить за государственным сектором тот "госзаказ", который необходим стране, обеспечить бесплатное качественное школьное образование, обдуманно уменьшить бюджетные места в вузах. Например, сократить количество бюджетников в "ведущих вузах страны", чтобы обеспечить элитное качественное обучение. А также важным является обеспечить со стороны государства контроль за частным сектором.

Предпринимательство в сфере образования есть, данная деятельность возрождается по причине остро возникшей потребности. Не должно существовать конкуренции между двумя  сферами  - государственной и частной. В современном мире это необходимое сотрудничество. Государственное классическое образование - это традиции, которые требуют бережного сохранения и преемственности поколений. Частное образование влечет за собой свежий виток новых технологий преподавания, новые направления развития. Образовательные услуги в предпринимательской сфере - это потребность современного совершенствования, новой точки развития.

 

Список источников

1.     20 лет пути негосударственного образования // URL: http://www.obrazovanie- ufa.ru/Vuz/20_let_puti_negosudarstvennogo_obrazovaniya.    htm.

2.     Государственное или частное образование: сотрудничество или конкуренция? // URL: http://businesspress.ru.2012.11.04.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. 14-ФЗ // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

4.     Интервью с Г. Окороковой, ректором Курского института менеджмента, экономики и бизнеса и зампредседателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ // Наука и технологии РФ URL: http://www.strf.ru.

5.     Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2000. С. 508

6.     Половова Т., Баталова О.С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования // URL: http://old.nsaem.ru/Science/Publications/     Science_notes/Last_issue/516.pdf.

7.     Превращение школы в сферу обслуживания // Citizen (журнал). Февраль. 2012. № 1-2(23). С. 59.

8.     Приказ Минобразования РФ от 21 ноября 2013 г. N 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования //СПС Консультант Плюс

9.     Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.