Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА КОРЕННЫХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Развитие арктического региона имеет для нашей страны стратегическое значение в научном, ресурсном, транспортном и военном аспектах. Кроме того, российская Арктика является жизненной средой для коренных народов Севера, чья культура составляет неотъемлемую часть богатейшей культуры нашей страны. В суровых климатических условиях эти народы создали среду обитания человека, которая отличается уникальной духовной и материальной традицией, экологическим и гуманистическим характером взаимодействия человека с окружающей природой [10, с. 262]. Однако экстремальные условия жизни в Арктике, активная ресурсная разработка этого региона, а также глобальные процессы унификации и стандартизации жизни угрожают самому существованию древней культуры коренных народов, проживающих в Арктическом регионе, их образу жизни и промысловой активности.

Согласно ст. 69 Конституции РФ [1] наша страна гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Международное право выработало ряд актов (имеющих как императивный характер, так и рекомендательное значение) в области защиты прав коренных народов.

Нормы, определяющие права коренных народов, нашли выражение в Международной конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. [3] (ратифицирована Россией), Конвенции № 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» 1989 г. [4] (Россия не участвует), а также Декларацией о правах коренных народов, принятой ГА ООН в 2007 г. [2]

Сотрудничество арктических государств породило практику заключения ими региональных договоров, в которых, помимо прочего, конкретизируется статус коренных народов Севера. Заключение арктическими государствами договором преследует, как правило, цель установления для коренных народов Арктики отдельных изъятий из общих правил охоты и рыбных промыслов. Преференциальные права коренных народов в этом случае объясняются традиционной зависимостью указанных групп от отдельных видов возобновляемых природных ресурсов, которые выступают объектом сохранения и рационального использования [14, с. 221].

Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей отнесена Конституцией РФ к предметам совместного ведения РФ и её субъектов (п. «м» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Это означает, что в указанной сфере органы государственной власти РФ и субъектов РФ реализуют собственные полномочия, что способствует более полному учёту специфики жизни данных народов органами государственной власти субъектов РФ, но одновременно актуализирует проблему разграничения полномочий.

На сегодняшний день Минэкономразвития РФ подготовлен проект Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» [9], которым разграничиваются полномочия органов публичной власти различных уровней (федеральных, региональных и местных) по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов Арктики. Законопроект определяет механизмы, позволяющие включить хозяйственный и культурный потенциал коренных народов Севера в процесс устойчивого развития российской Арктики. При этом учитывается, что представители коренных народов традиционно обеспечивают территорию Арктической зоны России продукцией сельского хозяйства, рыболовства и охоты, а навыки народов Севера в области охраны окружающей среды имеют непреходящую ценность и представляют интерес для развития образования, туризма и осуществления природоохранных мероприятий [13, с. 62]. Представляется, что в проекте Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» должны также найти выражение особенности оказания коренным народам медицинской помощи (поскольку это один из важнейших вопросов правового регулирования в Арктике [15, с. 17]) и получения ими качественного образования. Следует учитывать, что обеспечение прав коренных народов в ряде случаев может затрудняться их кочевым образом жизни [11, с. 102]. Это требует от государства применения особых подходов при организации медицинской помощи, социального обеспечения и образования в Арктической зоне.

Указом Президента РФ от 02 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [5] определено, что к Арктической зоне России относится территория следующих субъектов РФ: Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также территории ряда муниципальных образований в Республике Карелия, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае и Архангельской области.

Арктическими субъектами РФ накоплен значительный опыт поддержки коренных народов [12]. Урегулированы вопросы:

1. Языковой политики в отношении коренных народов (Закон Красноярского края от 5 ноября 2015 г. № 9-3816 «О родных (национальных) языках коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края»[7]).

2.   Культуры и фольклора коренных малочисленных народов (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 декабря 2007 г. № 110-ЗАО «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало- Ненецком автономном округе» [8]).

3.   Традиционных видов промыслов и животноводства (Закон Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2016 г. № 275-ОЗ «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе» [6]).

Перечисленные законы субъектов РФ дополнительно конкретизируют полномочия государственных органов субъектов РФ в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

В то же время не во всех арктических субъектах РФ целенаправленно обеспечивается защита прав коренных народов. Специальное законодательство, направленное на защиту указанных этнических общностей, практически отсутствует в Чукотском автономном округе, Республике Коми и Архангельской области. Среди причин такой ситуации – недостаточность финансовой самостоятельности субъектов Федерации, что не позволяет им уделять должное внимание нуждам коренных народов, а также отсутствие политической воли руководителя субъекта Федерации по решению указанных проблем, которое в сочетании с нечёткостью в определении полномочий субъекта РФ позволяет проводить такую пассивную политику [14, с. 260].

Таким образом, в процессе развития российской Арктики следует учитывать, что её территория является не только богатым источником природных ресурсов, но и местом проживания коренных народов Севера, древняя культура, промысловая активность и уникальный образ жизни которых нуждаются во всесторонней поддержке как федеральных, так и региональных властей. Общее совершенствование регионального законодательства о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов является задачей, актуальность которой безусловна: именно на уровне субъектов РФ возможно учесть все особенности развития коренных народов Севера. Однако пока не все арктические субъекты РФ обеспечивают защиту прав коренных северян. В последовательном разрешении нуждается проблема разграничения полномочий по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов между органами публичной власти различных уровней. Развитие коренных народов, проживающих в Арктической зоне, в XXI в. трудно представить без изменения парадигмы взаимоотношений между государством и этими народами: необходим отказ от государственного патернализма и переход к повышению ответственности самих народов за собственное развитие.

 

Список литературы

 

1.                   Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2.                   Декларацией ООН о правах коренных народов 2007 г. // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 15 ноября 2017 г.).

3.                   Международная конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.

4.                   Конвенция № 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» 1989 г // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1957-1990. Женева, 1991. Т. II. С. 2193-2207.

5.                   Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18. Ст. 2136 (ч. I).

6.                   Закон Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2016 г. № 275-ОЗ «Об оленеводстве в Ненецком   автономном  округе»     //     Официальный     интернет-портал    правовой    информации www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15 ноября 2017 г.).

7.                   Закон Красноярского края от 5 ноября 2015 г. № 9-3816 «О родных (национальных) языках коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края» // Наш Красноярский край. 2015. № 88 (776).

8.                   Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 декабря 2007 г. № 110-ЗАО «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» // Красный Север. 2007. Спецвыпуск № 109-110.

9.                   Проект Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России)// СПС КонсультантПлюс.

10.               Арктика: современные проблемы развития региона: колл. монография / под общ. ред. Г.А. Дзида. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 340 с.

11.               Васильева Л.Н. Законодательное регулирование использования языков в Российской Федерации. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. С. – 128 с.

12.               Гоголев П.В. Конституционно-правовые основы патернализма и партнёрства в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: Дис. ... д.ю.н. М., 2014. – 434 с.

13.               Куликовская Л.Ю. Правовые основы обеспечения национальной безопасности Арктической зоны Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. № 7. С. 61-64.

14.               Российская Арктика – территория права: альманах / Т.Я. Хабриева, Д.Н. Кобылкин, В.П. Емельянцев и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Салехард: администрация Ямало- Ненецкого автономного округа; ИД «Юриспруденция», 2014. – 280 с.

15.               Чернов С.Н., Куликовская Л.Ю. Проблемы народосохранения в Арктической зоне Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 1. С. 15-20.