23 февраля 2017г.
Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в современных реалиях становится одной из приоритетных задач в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена резко возросшей террористической угрозой национальному и мировому правопорядку; усилением тенденций распространения идеологии радикализма и экстремизма среди молодежи; недостаточным уровнем знаний представителей органов местного самоуправления и общества в целом о социальной опасности экстремистской и террористической деятельности, радикальных течениях, ответственности за указанные деяния; не готовностью и легкомысленным отношением большей части гражданского общества в вопросах помощи органам местного самоуправления в профилактической работе по борьбе с идеологическим экстремизмом в разнообразном его проявлении, в том числе в социальных сетях и Интернет ресурсах.
Следует подчеркнуть, что на государственном уровне определяются направления и устанавливаются ориентиры профилактических мероприятий. Уровень местного самоуправления, являясь наиболее приближенным к повседневным проблемам, к решению насущных вопросов поддержания достойного уровня жизнедеятельности граждан, призван непосредственно контактировать с широким кругом лиц в рамках профилактических мероприятиях распространения идеологии экстремизма и терроризма. Данный факт находит отражение в недавних поправках к Федеральному закону от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». В июле 2016 года данный закон дополняется статьёй 5.2 определяющей полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму. Для отечественного законодательства данные нормы не могут в полной мере считаться новеллами, так как в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поправками июля 2006 года вводились положения об отнесении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма»[5] на территории муниципальных образований.
Относительно рассмотрения вопросов противодействия экстремизму на уровне местного самоуправления, следует обратить внимание на положения Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В ст. 4 «Организационные основы противодействия экстремистской деятельности» органы местного самоуправления рассматриваются как участники в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции, в ст. 5 «Профилактика экстремистской деятельности» определено, что «органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности».[4] Определена роль органов местного самоуправления в противодействии экстремизму и в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года:
- разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по противодействию экстремизму;
- проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике экстремизма;
- своевременное реагирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций.[7]
Рассматривая положения Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам профилактики терроризма и экстремизма, следует обратить внимание на конкретизацию полномочий и повышение роли органов местного самоуправления в данных вопросах.
Так, согласно положениям ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления в данном направлении:
- разрабатывают и реализовывают муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
- организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
- участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.[3]
Рассмотренный перечень не является исчерпывающим, поскольку п.6 ст.5.2 ФЗ «О противодействии терроризму» предусматривает осуществление органами местного самоуправления иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.[3]
Анализируя данные полномочия, следует констатировать усиление роли органов местного самоуправления в вопросах профилактики распространения идеологии радикализма и терроризма. Нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма не предполагали углубленного и всестороннего погружения муниципальных служащих в вопросы профилактической работы, поскольку категория «участие» является общей и менее «ответственной» в отличие от введенных в 2016 году категорий «организуют», «разрабатывают», «реализовывают», «обеспечивают».
Приоритетным направлением профилактических мероприятий в борьбе с экстремизмом и терроризмом в современных реалиях является работа с молодежью. Анализируя практику реализации молодежной политики в городе Тюмени за 2015-2016 годы и на плановый период до 2019 года, следует отметить, что большинство мероприятий носят опосредованный характер, направлены на:
- профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящейся в социально-опасном положении;
- вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, добровольческую деятельность, а также на развитие гражданской активности молодежи и формирование здорового образа жизни;
- формирование системы развития талантливой и инициативной молодежи, создание условий для самореализации подростков и молодежи, развитие творческого, профессионального, интеллектуального потенциалов подростков и молодежи;
- гражданское и патриотическое воспитание молодежи, воспитание толерантности в молодежной среде, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.[1]
Очевидно, что, предлагая молодежи альтернативные пути развития её потенциала, происходит профилактика распространения идеологии экстремизма и терроризма. Однако, учитывая конкретизацию полномочий органов местного самоуправления в области противодействия экстремизму и терроризму в федеральном законодательстве, логично предположить, что в планы молодежной политики на муниципальном уровне будут вводиться информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности экстремизма и терроризма.
Конкретизация полномочий органов местного самоуправления по профилактике терроризма накладывает дополнительные требования, предъявляемые к компетенции муниципальных служащих, которым предстоит реализовывать данные полномочия.
Определяя круг муниципальных служащих, вовлеченных в профилактическую деятельность, необходимо говорить и о специалистах в сфере молодежной политики, и о специалистах в сфере образования. Именно данные категории служащих в самое ближайшее время будут нуждаться в повышении квалификации по вопросам противодействия идеологии экстремизма и терроризма в целях эффективной реализации конкретизированных полномочий органов местного самоуправления в области противодействия терроризму. Поскольку такие направления деятельности, как разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, разработка муниципальных программ в области профилактики терроризма, требуют от муниципальных служащих соответствующей теоретической и методологической подготовки. Данное обстоятельство напрямую связано с положениями Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. В Концепции предусматривается научное обеспечение противодействия терроризму, которое включает в себя, в том числе, «разработку теоретических и методологических основ противодействия терроризму, рекомендаций для решения практических задач по конкретным направлениям деятельности в области противодействия терроризму».[2]
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, предусматривает, что в ближайшие 10 - 15 лет приоритетами научно-технологического развития России следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, которые обеспечат противодействие «техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства».[6]
Анализируя положения нормативной правовой базы по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, следует констатировать, что на федеральном уровне сформулирована четкая позиция по подготовке научной и методологической основы профилактической деятельности. Гражданское общество через деятельность Координационного Совета по противодействию терроризму при Общественной палате Российской Федерации также осознает необходимость создать пул экспертов в регионах, в том числе из представителей общественных палат, для выстраивания тесного сотрудничества. А в связи с конкретизацией полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму и терроризму, следует распространить данную практику и на муниципальный уровень.
Необходимость повышения квалификации муниципальных служащих в связи с конкретизацией полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму и терроризму призвана снять субъективность в суждениях и трактовках идеологии экстремизма и терроризма, усовершенствовав правовую и методологическую компетентность служащих.
Проанализировав тенденции внесения изменений в нормативную правовую базу, регулирующую основы противодействия идеологии экстремизма и терроризма, можно констатировать повышение роли органов местного самоуправления в профилактической деятельности по рассматриваемому направлению.
Список литературы и источников
1. Календарный план мероприятий муниципальной программы «Реализация молодежной политики в городе Тюмени на 2015-2017 годы», утвержденной распоряжением Администрации города Тюмени 05.11.2014 года № 818-рк, на 2016 год
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05 октября 2009 г.)// Российская газета. 2009. № 198.
3. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 г.
№ 35-ФЗ (по сост. на 06.07.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006.№ 11. Ст. 1146.
4. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.08.2002 г. № 114-ФЗ (по сост. на 23.11.2015 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации. 2002. №30. Ст. 3031.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (по сост. на 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
6. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642).
7. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ 28.11.2014 г. № Пр-2753// Текст стратегии официально опубликован не был