02 апреля 2016г.
Протестные отношения и протест как явление традиционно рассматривают в науке философии, социологии, политологии, но в рамках юридической науки данная проблема остается практически не изученной. Однако отрицать наличие юридического компонента в протестных отношениях, полагаем, нельзя, так как у данной проблемы есть ряд аспектов, связанных с конституционным регулированием данных отношений20.
Необходимо отметить, что ни в конституционной практике, ни в доктрине конституционного права не сложилось однозначных подходов к определению понятий «протест» и «протестные отношения».
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова понимают протест как решительное возражение против чего-нибудь и как заявление о несогласии с каким-нибудь решением21. В.И. Даль определяет протест как гласное заявление несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание22.
10 Авакьян С.А. Демократия протестных отношений: конституционно – правовое измерение // Конституционное и муниципальное права. 2012. №1. С.3.
11 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд, стер. М.:Аз, 1996.
12 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 7-е изд. Т. 1-4. М.:Русский язык, 1978.
В политологии протест понимают обычно как вид политического участия, выражающийся в проявлении отрицательного отношения к политической системе в целом или к ее отдельным элементам, нормам, ценностям в открытой, демонстративной форме23
По мнению профессора С.А. Авакьяна, протест может быть легальной формой участия в осуществлении власти.
На взгляд А. Троицкой, Протест как публично выражаемое несогласие с действиями и решениями органов публичной власти и реакция на него со стороны последних представляет собой неотъемлемую часть процесса управления государством24.
На наш взгляд, протест в контексте Конституционного права России, следует понимать как форму участия граждан в управлении делами государства.
Многие современные конституции закрепляют принцип народного суверенитета и основанное на нем право граждан на участие в управлении делами государства, предопределяющее их включенность во властные отношения не только в качестве «управляемых», но и в качестве «управляющих». При этом справедливо отмечено, что протест против решений, принимаемых управляющими органами, существует столько же времени, сколько сами такие органы. Практически любое решение и действие (бездействие) одних субъектов конституционно – правовых отношений может вызвать несогласии других. Несогласие, выражаемое с целью донесения его до властных структур (способами, адекватными этой цели), приобретает характер протеста. Именно по связи с публичной сферой, сферой осуществления власти протест следует рассматривать как политическое являемое, даже если непосредственно высказываемые требования носят социальный или экономический характер. В таком контексте выражение протеста и реакции на него представляет собой неотъемлемую часть процесса управления.
Отсюда следует, что, хотя право на протест и не закреплено в Конституции РФ напрямую, оно нуждается в контитуционно – правовой защите. Однако здесь необходимо сделать важное уточнение. Конечно, права, позволяющие людям добиваться проведения в жизнь определенных изменений или, наоборот, препятствовать этим изменениям, представляют собой большую ценность, неоднократно подчеркиваемую различными авторами. Так применительно к отдельным индивидам такие права выступают как необходимое условие для развития и самореализации личности, формирования активной гражданской позиции, способности отстаивать индивидуальные интересы и общего благо; применительно к обществу в целом они означают создание предпосылок для реализации принципа идеологического многообразия и основанной на этом принципе политической конкуренции, необходимой для поиска оптимальных на данном отрезке времени и пространства управленческих решений, при вовлечении граждан в этот процесс на началах самоуправления в широком смысле слова. Вместе с тем идеологическая нагрузка, которая стоит за правом на протест, разнообразие субъектов, способных его выразить, различие преследуемых ими при этом целей приводят к появлению целого спектра форм протеста: открытых и скрытых, активных и пассивных и т.д. при этом некоторые их сочетания (например, тайно проводимая деятельная подготовка насильственного изменения основ конституционного строя) явно находятся за рамками правовых возможностей. Таким образом, чтобы в рамках управления государством процесс выявления и согласования интересов различных групп граждан, с одной стороны, был реален, а с другой – не приводил к насилию как способу, используемому отдельными группами для получения желаемого результата, необходимо определение допустимых в правовом демократическом государстве форм выражения протеста, подлежащих закреплению и защите конституционно- правовыми средствами.
Право на протест может быть рассмотрено как комплексное, включающее весь спектр прав и свобод в сфере государственной и общественно-политической жизни и деятельности. С организационной точки зрения протест может быть выражен различными способами. В основе задействуемых возможностей лежат свобода мысли и слова, право на обращение, проведение публичных мероприятий, участие в выборах и референдумах, судебную защиту и т.д. Кроме того, реализация некоторых прав, например право на информацию или объединение, хотя и не направлена непосредственно на выражение протеста, может являться важнейшей предпосылкой для такого. Важным моментом является то, что протест может быть выражен не только гражданами (индивидуально или коллективно), но и представителями самой власти (отдельными депутатами парламента, главой государства и др.) в случае их несогласия с предлагаемым большинством курсом. Соответственно в этом случае в конструкции права на протест к правам общего статуса граждан Российской Федерации добавляются особые полномочия этих должностных лиц (представление альтернативного законопроекта, использование права вето, обращение с запросом в Конституционный Суд в порядке абстрактного нормоконтроля и т.д.). В принципе, можно, по-видимому, говорить о том, что протестные отношения регулируются комплексом норм самых разных институтов конституционного права – выборов, партийного строительства, статуса представителей органов власти, конституционного контроля, прав человека и гражданина и др.
13 Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Политологический словарь – справочник. Ростов на Дону, 2008.
14 Троицкая А. Право на протест: содержание и эффективность реализации // Сравнительное конституционное обозрение. – М.: Институт права и публичной политики, 2012, №5 (90). -С. 34-42.
Список литературы
1. Авакьян С.А. Демократия протестных отношений: конституционно – правовое измерение // Конституционное и муниципальное права. 2012. №1. С.3.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 7-е изд. Т. 1-4. М.:Русский язык, 1978.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд, стер. М.:Аз, 1996.
4. Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Политологический словарь – справочник. Ростов на Дону, 2008.
5. Троицкая А. Право на протест: содержание и эффективность реализации // Сравнительное конституционное обозрение. – М.: Институт права и публичной политики, 2012, №5 (90). -С. 34-42.