23 февраля 2017г.
Совершенствование правового регулирования предпринимательских отношений развертывается в условиях глобализации.[1] Рекламный бизнес, являясь не самым крупным в структуре валового национального продукта в России, тем не менее, через СМИ и Интернет получает мощный дополнительный сетевой эффект, оказывающий огромное воздействие на все сферы жизни. Показатели динамики российского рекламного рынка отличаются беспрецедентным ростом.[2] Аналогичные тенденции наблюдаются и в зарубежных странах. Так, в США еще в начале 90-х годов прошлого столетия было зафиксировано, что ежегодно рядовой американец смотрит более 20000 рекламных роликов. Около 1700- 3000 рекламных сообщений ежедневно обрушивается на потребителя[3]. Вот почему вопросы качественного правового регулирования рекламы, надлежащего государственного контроля рекламы рассматриваются не только в плоскости административных ограничений и запретов, но и влияния на развитие правовой регламентации предпринимательской деятельности, на эффективность экономики в эпоху информационного общества и глобализации, на всю систему фундаментальных ценностей в обществе. Проникновение духа торговли почти во все сферы общественных отношений актуализирует необходимость анализа наиболее приемлемых форм государственного контроля рекламной деятельности, являющейся катализатором рыночной системы. По справедливому и емкому замечанию Старилова Ю.Н., «публичные интересы становятся двигателем «юридического прогресса» в сфере организации и осуществления публичного управления; они способны не только изменять, совершенствовать нормативную основу реализации управленческих действий посредством социально значимых административно-правовых режимов, административных и судебных процедур».[4]
Интерес к данной проблеме обусловлен также самой динамикой административной практики в этом сегменте общественных отношений.
В ряде стран уже приняты законы, направленные на борьбу со спамом (Канада, США), имеются определенные достижения на этом направлении. В России эти аспекты регулирования пока что из разряда «черных дыр в законодательстве». В этой связи актуализируется необходимость междисциплинарного анализа на стыке норм административного, информационного и гражданского права.
За годы применения рекламного законодательства накопились противоречивые тенденции судебной практики. Собраны уникальные данные в этой связи, наиболее важные судебные прецеденты, связанные с рекламой в течение 2000-2006 года[5]. Однако в науке административного права основные тенденции судебно-арбитражной практики по данным вопросам редко становятся объектом последовательного научного анализа. В то время как в правовой науке накоплен большой материал, касающийся исследования механизма влияния на законодательство в предпринимательской сфере различных форм судебной практики.[6]
Имеется большая практика, связанная с проблематикой налогообложения рекламной деятельности и ее участников, характерная в плане постановки теоретических проблем, связанных с уточнением понятийного аппарата самой рекламы.[7] В этой связи актуализируется необходимость скрупулезного анализа эмпирической базы, ее классификации, установления общих теоретических проблем и выводов, направленных на внесение коррективов законодательство в сфере рекламы.
Следует также рассмотреть проблемы государственного контроля рекламы в аспекте ее конкретных видов, в том числе аспектов, вытекающих из взаимодействия норм законодательства в сфере рекламы и иными элементами правовой системы. Мировая практика свидетельствует о том, что такого рода проблемы обошли стороной, как США, так и страны Европейского Союза...
Следует систематизировать практику судебного и административного контроля по вопросам рекламы методов лечения, профилактики, диагностики, лекарственных препаратов, а также образовательных услуг.
См. об этом подробнее: Пирогова, В.В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от парижской Конвенции до новой Европейской директивы / В.В. Пирогова // Законодательство и экономика. - 2006. - № 4. - С. 7-16.
2 См. Осояну, Ю.В. Реализация государственных интересов в сфере социальной рекламы: Конституционно- правовые основы: дисс. … канд. юрид. наук / Ю.В. Осояну. - М., 2005. - 237 с. С.5.
3 Petty Ross D. The Impact of Advertising Law on Business and Public Policy. Quorum Books. Westport. Connecticut-London. 1992. P.ix.
4 Старилов, Ю.Н. Административные суды в России. Новые аргументы «за» и «против» / Ю.Н. Старилов. -М.: Норма, 2004. - 127 с. С. 36.
5 Судебная практика о рекламе. Сборник постановлений, решений и определений федеральных арбитражных судов. - М.: Эксмо, 2006.
6 См., например, Рогожин, Н. Судебная практика и ее роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности / Н. Рогожин. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 228 с.
7 См. Постановление кассационной инстанции по проверке обоснованности и законности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 18 июля 2001 года. № КА- А40/ 3650-01 // Судебная практика о рекламе. Сборник постановлений, решений и определений федеральных арбитражных судов. - М.: Эксмо, 2006. С. 62-63.
Список литературы
1. Пирогова, В.В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от парижской Конвенции до новой Европейской директивы / В.В. Пирогова // Законодательство и экономика. - 2006. - № 4. - С. 7-16.
2. Осояну, Ю.В. Реализация государственных интересов в сфере социальной рекламы: Конституционно-правовые основы: дисс. … канд. юрид. наук / Ю.В. Осояну. - М., 2005. - 237 с. С.5.
3. Petty Ross D. The Impact of Advertising Law on Business and Public Policy. Quorum Books. Westport.Connecticut-London. 1992. P.ix.
4. Старилов, Ю.Н. Административные суды в России. Новые аргументы «за» и «против» / Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2004. - 127 с. С. 36.
5. Судебная практика о рекламе. Сборник постановлений, решений и определений федеральных арбитражных судов. - М.: Эксмо, 2006.
6. Рогожин, Н. Судебная практика и ее роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности / Н. Рогожин. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 228 с.
7. Постановление кассационной инстанции по проверке обоснованности и законности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 18 июля 2001 года. № КА- А40/ 3650-01 // Судебная практика о рекламе. Сборник постановлений, решений и определений федеральных арбитражных судов. - М.: Эксмо, 2006. С. 62-63.
8. Топсхалов, Р.А. Законодательство о рекламе как элемент системы антимонопольного законодательства М.: Современное право № 1(1) 2008. -119 с. С. 107-112.
9. Казачкова З.М., Топсахалов Р.А., Зарубежные модели контроля рекламы в зеркале актуальных проблем обновления Российской модели регулирования рекламы: сравнительно-правовой подход М. «Черные дыры» в Российском законодательстве № 2 2008. – 345 с. С. 332-336.