Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КАТЕГОРИЯ «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ- ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕАЭС

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   Реализация исполнительной власти, осуществление государственного управления происходит в рамках нормативно установленных правовых процедурных порядков, которые наполняются конкретным содержанием с учетом сферы их реализации. Установлению полного, эффективно действующего, соответствующего современным стандартам в области публичного управления порядка осуществления управленческих действий, принятия административных актов, рассмотрения административных дел, а также четкому урегулированию правом взаимоотношений, складывающихся между органами государственной власти (их должностными лицами), с одной стороны, гражданами и (или) юридическими лицами, с другой стороны, способствуют многочисленные административные процедуры.

   Образование в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза обусловило установление общих правил таможенного регулирования на единой таможенной территории союза, которые в совокупности должны создавать для физических и юридических лиц интегрированных государств единый правовой режим внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности. Правовая регламентация административных процедур с участием таможенных органов РФ и иных государств-членов Таможенного союза, наличие национальных особенностей оказывает непосредственное влияние на осуществление участниками таможенных правоотношений своих прав и обязанностей в области таможенного дела, условия осуществления внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории. Переход государств-членов Таможенного союза к более высокой стадии экономической интеграции – евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), основы которого заложены в Договоре о создании ЕАЭС [1], еще более актуализирует проблему определения общих подходов к порядку реализации таможенными органами своих полномочий, прежде всего, реализуемых во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.

   Понятие «административная процедура» стало одним из ключевых категорий проводимой в нашей стране административной     реформы.    В    отечественной    науке    административного    права    вокруг    понятия «административная процедура», его соотношения с понятием «административный процесс» уже длительное время ведется оживленная научная дискуссия. Вместе с тем единый концептуальный подход так и остается не выработанным, что предопределяет наличие разнообразных научных суждений по указанной проблематике. В связи с этим разделяем мнение специалистов, указывающих, что административная процедура – явление комплексное, которое может быть рассмотрено с различных аспектов: как некий порядок деятельности, деятельность уполномоченных субъектов и, наконец, как комплексный нормативный регулятор деятельности административных органов [3, с. 32].

Существующая полярность мнений относительно сущности административного процесса во многом обусловливает и многообразие научных подходов к правовой дефиниции «административная процедура». В юридической литературе предложено большое количество определений административной процедуры, отражающие различные аспекты данного явления. Следует согласиться с А.В. Филатовой, указывающей, что «единственным бесспорным моментом сегодня является характеристика административной процедуры в виде разновидности правовой (юридической) процедуры[5].

    Несмотря на широкое обсуждение в науке вопроса о принятии закона об административных процедурах, данный закон в нашей стране до сих пор не принят. В свете происходящих интеграционных процессов целесообразно отметить, что в отличие от Российской Федерации, в иных государствах-членах Таможенного союза законодательные акты об административных процедурах действуют уже несколько лет. Несмотря на то, что их предмет правового регулирования имеет определенные различия, что во многом является следствием отсутствия единообразия к использованию в праве интегрируемых государств института административных процедур, тем не менее все действующие в интегрируемых государствах административно-процедурные законы хотя и в разном объеме направлены на регулирование деятельности публичной администрации при их взаимодействии с гражданами и юридическими лицами.

   Так, Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 г. № 107-II«Об административных процедурах» не содержит общего определения административной процедуры, а перечисляет сформулированные в широком значении виды административных процедур: 1) порядок принятия и исполнения решений при осуществлении государственными органами и должностными лицами государственных функций и должностных полномочий и их оформление, в том числе в электронной форме; 2) процедура организации работы государственного аппарата;

1)    процедуры рассмотрения обращений граждан по реализации их прав, а также процедуры административной защиты прав и законных интересов граждан; 4) основные начала процедур принятия решений в области экономики[6].Регламентация первого вида процедур сводится к определению порядка принятия правовых актов индивидуального применения, организации их оформления, исполнения и контроля за исполнением. Процедуры организации работы в сжатом виде включают такие вопросы, как планирование работы государственных органов, виды функций данных органов; рассмотрение и прохождение в органах служебных документов. Процедуры защиты прав и законных интересов граждан сводятся к определению требований, предъявляемых к процедурам реализации прав граждан, причем без конкретизации перечня данных процедур. Четвертый обозначенный в законе вид административных процедур включает распределение средств республиканского и местных бюджетов (в том числе при размещении государственных заказов и государственных закупках), выделение кредитных ресурсов; выдачу разрешений; предоставление субъектам хозяйственной деятельности установленных законодательством льгот и преференций; приватизацию государственного имущества; управление государственными активами. Однако непосредственно регламентация процедур принятия решений в области экономики в законе фактически отсутствует, она ограничена двумя краткими статьями, в которых определены требования к принятию решений в рамках данных процедур и ограничения и запреты в сфере принятия экономических решений.

    Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» административную процедуру понимает как действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности [7]. Административные процедуры выступают как основной регулятор взаимоотношений органов публичной власти республики с гражданами и юридическими лицами. При этом виды административных процедур нормативно конкретизированы. Согласно закону, перечни административных процедур, осуществляемые уполномоченными органами в отношении граждан (кроме индивидуальных предпринимателей, утверждаются законодательными актами Республики Беларусь [4], а перечни административных процедур, осуществляемые уполномоченными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь [2]. При этом нормативными правовыми актами, утверждающими указанные перечни, определяются основные параметры осуществления административных процедур: уполномоченные органы, перечень документов и (или) сведений, срок, размер платы, ответственные лица и др.

    В Республике Армения административные процедуры раскрываются в рамках действия Закона от 16 марта 2004  г.  «Об основах администрирования и административном  производстве»,  который устанавливает основы администрирования, регулирует отношения, возникающие между административными органами и физическими или юридическими лицами в связи с принятием административных актов, обжалованием административных актов, действий и бездействия административных органов, исполнением административного акта, административными расходами, а также с возмещением ущерба, причиненного администрированием[8].

    В связи с тем, что согласно Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г.Москве 23.12.2014) Кыргызская Республика присоединяется к ЕАЭС, становясь его полноценным участником в мае 2015 года, целесообразно также затронуть административно-процедурный закон  данной республики. Административные процедуры  в Кыргызстане регламентируются Законом Кыргызской Республики от 1 марта 2004 г. № 16 «Об административных процедурах».Согласно закону, административные процедуры - установленные регламентные нормы, определяющие основания,  условия, последовательность  и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя: порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий; порядок организации работы административных органов; порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по реализации или защите их прав и интересов [9].Закон Кыргызской Республики регулирует отношения по рассмотрению и разрешению административным органом дел по предоставлению, удостоверению, регистрации и приостановлению (прекращению) правомочий заинтересованных лиц (административных дел). Следует отметить, что закон содержит четкий, хотя и неисчерпывающий, перечень сфер, на которые распространяется рассматриваемый закон: регистрация (учет) заинтересованных лиц; регистрация прав на имущество и сделок с ним; лицензирование отдельных видов деятельности; выдача разрешений на выполнение отдельных видов работ (услуг), на эксплуатацию объектов или оборудования, а также принятие иных управленческих решений по вопросам инвестиционной и предпринимательской деятельности; предоставление земельных участков, участков недр, участков лесов, водных объектов,; предоставление заинтересованным лицам кредитов, ссуд, субсидий, компенсаций, финансовой и материальной помощи, инвестиций, квот, гарантий, льгот и преимуществ за счет средств республиканского бюджета; назначение и выплата государственных пенсий, пособий и др.

   Как было отмечено выше, в Российской Федерации, несмотря на активную научную деятельность отечественных ученых уже не один десяток лет по исследованию категории «административная процедура», доктринальную проработку концептуальных положений федерального закона «Об административной процедуре», административно-процедурный закон так и не принят. Представляется, что в свете интенсивных процессов по углублению евразийской экономической интеграции, стремлений к максимальной гармонизации и сближению национальных законодательств государств-членов ЕАЭС, требуется соответствующая корректировка усилий ученых и практиков в рассматриваемом направлении. В частности, необходима выработка общего подхода к использованию категории «административная процедура» в праве интегрируемых государств, а также содержанию и реализации административных процедур на интеграционном пространстве ЕАЭС. В связи с этим видится целесообразным и перспективным принятие модельного закона «Об административных процедурах», в соответствии с которым государства-члены ЕАЭС придут к терминологическому единообразию, и в целом, к сближению нормативного правового регулирования взаимодействия органов публичной власти с физическими и юридическими лицами, что является важнейшим условием на пути формирования в рамках союза единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

    В связи с созданием в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза особую актуальность и значимость приобретает выработка единообразного подхода к реализации таможенными органами интегрируемых государств своих полномочий и процедур. Для эффективного функционирования единой таможенной территории с единым таможенным регулированием, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности государств-членов ЕАЭС требуется максимальная унификация действующих в союзе таможенных правил, четкость, упорядоченность, прозрачность и ясность данных правил, их единообразное толкование и применение.

 

Список литературы

1.     Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/

2.     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» // http://www.pravo.by

3.     Синюгин В.Ю. Административная процедура: проблемы дефиниции // Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 30-33.

4.     Указ Президента Республики Беларусь 26 апреля 2010 г. № 200  «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» // http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/11590

5.     Филатова А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / Под ред. Н. М. Конина. Саратов: Научная книга, 2009 // СПС «КонсультантПлюс»

6.     http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1020750

7.     Национальный                         правовой                        Интернет-портал                          Республики                         Беларусь: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1530

8.     http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29382

9.     http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30291837#sub_id=290000