Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ /ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF MODERN SOCIETY IN RUSSIA/

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
21 февраля 2020г.
Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с определением состояния и оценкой уровня правовой культуры современного российского общества. Обозначены основные аспекты, определяющие в совокупности правовую культуру, а также причины и последствия проявления правового нигилизма, являющегося следствием низкого уровня правовой культуры и возможные меры совершенствования и повышения уровня правовой культуры всего общества в целом.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовой нигилизм, правовое воспитание, российское общество, правовое информирование, правовая жизнь общества.

Annotation

This article deals with problematic issues related to determining the state and assessing the level of legal culture of modern Russian society. The main aspects that determine the legal culture and the causes and consequences of the manifestation of legal nihilism, which is a consequence of a low level of legal culture, and possible measures for improving and raising the level of legal culture of the whole society are outlined.

Keywords: legal culture, legal awareness, legal nihilism, legal education, Russian society, legal information, legal life of society.

Зачастую в настоящее время обсуждают вопрос о необходимости развития и повышения уровня правовой культуры современного общества.

Прежде чем оценить состояние и обозначить основные проблемы развития правовой культуры российского общества, необходимо понимать, что правовая культура определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, а также степенью прогрессивности и эффективности юридических норм и, тем самым, зависит от многих показателей. Имеет значение уровень развития теоретической, научной мысли в обществе, юридической науки, научная обоснованность и эффективность современного законодательства, уровень правосознания граждан и должностных лиц, компетентная, качественная и эффективная работа правоприменительных и правоохранительных органов, обеспечение законности и правопорядка и, безусловно, состояние юридического образования и правового воспитания гражданского общества.

Индивидуальная правовая культура личности отличается от правовой культуры всего общества и зависит от таких показателей как, знание и понимание права, уважение к праву в силу личного убеждения, умение пользоваться и применять право в реальной жизни, в конкретных жизненных ситуациях и подчинение своего поведения требованиям, выдвигаемым правовыми нормами российского законодательства.

По мнению Морозовой Л.А., "источником правовых знаний личности обычно служит практический опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, рода занятий, возраста. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правового поведения и правовой активности" [ 4, c.351].

Совокупность правовых ценностей, положительных явлений и качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правосознания, совершенстве нормативных правовых актов и юридической практики, определяют правовую культуру современного общества.

По мнению А.С. Автономова, "правовая культура формируется и развивается в конкретно- исторических условиях, и с одной стороны, опирается на право, выступая в качестве одного из правовых явлений, и существование права является обязательной предпосылкой существования правовой культуры.

С другой стороны, правовая культура является фактором обеспечения права, так как любые нормы, не соответствующие господствующим в обществе ценностям и преобладающим моделям поведения, окажутся недействующими, либо они будут игнорироваться и не выполняться, либо их постараются приспособить к моделям поведения путем толкования, правоприменительной практики, но содержательно в результате этого процесса эти нормы будут уже другими, либо эти нормы будут изменены или отменены. В любом случае без изменения правовой культуры изменение законодательства бесперспективно. В то же время законодательство, несомненно, влияет на правовую культуру.

В каждой стране имеются свои особенности формирования и развития правовой культуры. В России одним из факторов, определяющих формирование и развитие правовой культуры является многонациональный, многоэтнический состав ее населения.

С самых ранних этапов возникновения Древней Руси и до настоящего времени государство выступало в качестве политической организации полиэтнического общества. Этнический состав населения с течением времени расширялся.

При этом единство в многообразии возможно только на основе взаимопроникновения и взаимообогащения культур и формирования общей для всех культуры. Это относится не только к культуре в целом, но и к правовой культуре и сформировавшемся в ее рамках ценностям и моделям поведения"[1,с.6 ].

Оценивая современный уровень правовой культуры можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты.

Наличие развитой законодательной системы, опирающейся на Конституцию и международные нормативные правовые акты, осознание широкими кругами населения необходимости знания законов и следования им, стремление граждан к фактической реализации принципов справедливости и законности возможно отнести к положительным чертам.

Однако зачастую в обществе можно столкнуться с проявлением неуважения к закону и высоким уровнем недоверия к суду и процессу реализации конкретных юридических норм в правоприменительной практике.

Недостаточный уровень развития правовой культуры влечет за собой возникновение деформации правосознания и, как следствие, проявление правового нигилизма, выражающегося в обществе в непризнании и неисполнении законов, в отрицании социальной значимости права и возможности с помощью правового регулирования достичь общественно значимых, полезных результатов.

Стоит отметить, что правовой нигилизм не является спонтанным явлением, так как проявляется в течение длительного периода времени. Распространенность правового нигилизма в России вызвано целым комплексом причин. "Если обратиться к истории, на протяжении многих веков политический режим российского государства характеризовался крайней жесткостью. В таких условиях право неизбежно играло репрессивную роль, что, в свою очередь, порождало негативное отношение общества к существовавшей правовой системе" [ 7, c.213].

Основными причинами правового нигилизма являются несовершенство современного законодательства, наличие пробелов в праве, противоречивость законов и их взаимоисключаемость, неэффективная работа правоохранительной и судебной системы, низкий уровень правового воспитания.

Давая оценку причинам правового нигилизма, нельзя не отметить влияния общего уровня жизни населения государства на развитие этого негативного состояния в обществе.

Достаточно серьезными являются возможные последствия правового нигилизма, требующие обращения особого внимания. Это явление может привести как к нарушению принципа законности в целом со стороны государственных органов и населения, к процветание коррупции, росту преступности, так и к революционным решениям вопросов и вооруженным конфликтам.

В настоящее время можно отметить явную необходимость повышения уровня правовой культуры, развития правосознания, юридического образования и повышения активности граждан в реализации правовой политики государства.

Недоверие власти, закону со стороны населения является препятствием в становлении правовой культуры в России.

Нормативно-правовые акты современного законодательства должны быть понятны и доступны населению по своему содержанию, так как правовая неграмотность граждан, не имеющих юридического образования, незнание своих прав, влечет неспособность распознать их нарушение и требовать защиты.

Подводя итог, можно отметить, что формирование правосознания и правовой культуры - это длительный процесс. Правовой нигилизм искоренить сложно вследствие неравномерности осознания и понимания права и системы законодательства различными слоями современного общества.

Но государственная политика должна быть направлена на устранение противоречий и коллизий в современном законодательстве, необходимо разработать четкий механизм действия нормативно-правовых актов с целью понимания пути реализации того или иного закона, при этом важна организация согласованной работы законодательной и исполнительной власти, направленной на обеспечение гарантий осуществления прав и свобод человека и гражданина, на борьбу с бюрократизмом и коррупцией, укрепление законности и правопорядка.

Деятельность государственных органов, должностных лиц должна служить примером исполнения нормативно-правовой базы в государстве, чтобы население, реально фактически понимало, что законодательство разрабатывается компетентными лицами на серьезном профессиональном уровне и предназначено для исполнения не только гражданами, но и всеми представителями власти. Все эти составляющие в совокупности оказывают влияние на уровень правовой культуры современного российского общества.

Кроме этого, необходимо осуществлять активную деятельность в направлении правового воспитания молодежи, студенчества и всего общества в целом, разрабатывая и уделяя особое внимание разработке государственных программ, направленных на повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан, осуществляя правовое информирование населения нашего государства с помощью средств массовой информации, правовое просвещение в общеобразовательных учреждениях, формируя уважение к праву у молодого поколения.

Государство и общество заинтересованы в повышении уровня правовой культуры, используя с этой целью правовое воспитание и правовое просвещение, включающие в себя правовое образование как целенаправленную организацию системы познавательного и воспитательного воздействия с заранее определенными задачами познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами, предусматривающие решение вопросов правового обучения в школах, профессиональной правовой подготовке в юридических вузах, выпуск разнообразной юридической литературы, распространение правовой информации через Интернет.

Важно стремиться к тому, чтобы каждый гражданин нашего государства знал свои права и имел представление о возможностях законной защиты нарушенных прав, доверяя системе правосудия, ощущая себя комфортно и в полной мере защищенным в правовом пространстве современной России.

 

Библиографический список

 

1.        Автономов     А.С.     Структурный     анализ    правовой    культуры    //     Журнал    зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 2.

2.    Ахметов А.С. Проблемы формирования правовой культуры современного общества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.2017. № 3.

3.     Малышев Е.Р., Никулов М.К. Проблемы повышения правосознания и правовой культуры общества в современной России // Аллея науки.2018. № 10.

4.   Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017.

5. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учеб. пособие.-М.:РИОР: ИНФРА-М, 2016.

6.   Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. — 6 е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2012.

7. Цыганов В. И. Теория государства и права: тезисы лекций. - 8-е изд., исправ. и доп. - Нижний Новгород: Кириллица. 2017.