Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЧАСТНОГО ПРАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Построение «новой» России после крушения Советского союза это тот этап развития отечественной государственности, когда подвергаются коренному реформированию многие сферы жизнедеятельности общества. В их перечень входят социальные, экономические, политические, и конечно, правовые изменения. На базе накопленного опыта и его переосмысления, в нашем государстве в период с начала 90-х годов XX века происходит строительство новой государственности, основанной на гражданском обществе, демократии и, безусловно, рыночной экономике. В связи с этим следует появление множества товаропроизводителей с собственной частной собственностью и, соответственно, независимостью, что само собой порождает ряд проблем, в том числе определения форм, методов, объема государственного контроля за их деятельностью. В этом смысле стоит обратиться к мнению Ф.Н. Фаткуллина, который писал, что: «Государство, оказывая воздействие на общественные отношения, не может не следить за тем, как претворяются в жизнь вырабатываемая им политика, принимаемые целевые программы, законы и подзаконные акты. Оно должно осуществлять контрольную функцию, суть которой состоит в целенаправленном наблюдении за процессами правореализации, проверке фактического состояния выполнения тех или иных государственных установок всеми участниками регулируемых отношений».

Перед изучением поставленной проблемы определения объема, форм и методов государственного вмешательства в частные дела, следует обратиться к понятию контроля в целом. Научная доктрина под контролем понимает метод, средство, форму, фактор, систему, институт, функцию, элемент, атрибут, гарант, явление, регулятор, правомочие.

Под контролем (франц. controle) принято понимать вид деятельности, которая осуществляется для организации исполнения законотворческих документов и иных нормативно-правовых актов, соблюдения дисциплины, выполнения приказов и распоряжений вышестоящих органов, работы с заявлениями и жалобами граждан, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с предложениями. Правовед Калмыкова А.В. рассматривает государственный контроль, как важное звено государственного управления, функцию государственных органов. К.А. Пивоваров пишет о государственном контроле как об особой функции государства, выражающейся в деятельности его органов, которая направлена на извлечение и анализ информационных данных о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения режима законности. Контроль необходимо рассматривать в широком и узком смысле. Так, в широком значении контроль – это комплекс идеологических, экономическо-политических процессов и методов, которые должны гарантировать постоянство государственного строя и общества, выдерживание социальных норм, воздействие на массовое и индивидуальное состояние. В узком значении контроль – это исследование исполнений решений вышестоящих организаций, соблюдение организационных, экономических, технических правил, выполнения плановых мероприятий (заданий), соблюдение трудовой дисциплины и правовых предписаний. В доктрине также бытует мнение, что суть контроля, его сущность заключается в закреплении соответствия целям решений, способа управленческих действий и их результата. Следует учесть и мнение о том, что предмет государственного контроля включает в себя организационно-правовые способы и средства служащих в рамках собственных полномочий, направленных на установление соответствия действий подконтрольных объектов законам, постановлениям, указам и иным нормативно-правовым актам.

Развитие современной России, безусловно, это некий сплав опыта, накопленного в периоды различных исторических потрясений и тяжб, а также новых познаний в тех или иных отраслях. События, которые происходили в конце XX века, несомненно, наложили отпечаток на «новой» России, в первую очередь на ее экономике и уже в последующем на политике, праве, социальном аспекте. Период 90-х годов прошлого века – это прежде всего период – переходный. Переходный он в том плане, что мышление, способы организации труда, бизнеса, накопления капитала, стали по – другому восприниматься в обществе, можно сказать начали открываться новые «горизонты». Стоит признать, что переход от плановой советской экономики к экономике рыночной оказался очень болезненным для России в целом. Те поспешные реформы в сфере экономики, которые претворялись в жизнь в конце XX столетия в нашем государстве, еще более порождали отрицательные последствия переходного характера. Стоит сказать о том, что роль государственного контроля в тот период была уменьшена, что проявляется в различных кризисах и отсутствия стабильности в наше время. Здесь стоит указать мысль правоведа Тихомирова Ю.А., который писал, что потребность в контроле, надзоре и учете не исчезает. Также справедливо мнение о необходимости поиска тех форм и способов контроля, которые были бы более эффективными в тех или иных социально – экономических и политических условиях. На данный момент, частное право – это база правопорядка, основанная на рыночной организации хозяйства. На данный момент, как пишет Пузиков Р.В., «правовая политика России в сфере частного права отличается непоследовательностью и противоречивостью», что требует от юридической доктрины точного определения объем, оснований, пределов государственного вмешательства в частноправовые отношения.

Хотелось бы рассмотреть предпринимательские отношения, ввиду того, что они являются объектом активного государственного регулирования. Необходимо учесть то факт, что государству не нужно, без должной надобности вторгаться в сферу предпринимательских отношений, опять же, конечно, вне рамок закона. Хотелось бы оговориться сразу, что вмешательство государства в частноправовые, точнее в предпринимательские, отношения далеко не всегда носят отрицательный характер. Главной функцией государства, в лице его органов – это не ограничение предпринимательской инициативы, а создание для нее соответствующих условий для большей активности, например, при реализации новых перспективных технологий. Также, по нашему мнению, необходима поддержка  тех предпринимателей, чья работа строится  на основах добросовестности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности на данный момент происходит при помощи ряда административо-правовых методов:

-       требования, предъявляемые в качестве предпосылок для осуществления предпринимательской деятельности. К ним относятся такие требования, как обязанность по государственной регистрации юридического лица, по получению лицензии для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, и др.

-   требования, предъявляемые к процедуре осуществления предпринимательской деятельности

-     требования, предъявляемые к результатам предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Это требования в области защиты прав потребителей (стандартизация, сертификация, предоставление необходимой и достоверной информации о юридическом лице, реализуемых им товарах, работах, услугах), по учету результатов предпринимательской деятельности и предоставлению по ним отчетности, по уплате налогов и сборов.

Хотелось бы заострить внимание на том, что в данный момент в России отсутствует единая система органов, главной задачей которых будет контроль на предпринимательской деятельностью. Кроме этого, на наш взгляд, необходимо законодательное закрепление ответственности контролирующих органов за нарушение их своих обязанностей.

Один из наиболее существенных инструментов государственного регулирования частноправовых отношений является налоговый контроль. В данном случае происходит столкновение двух интересов, когда в одном случае наблюдается желание уменьшить отчисления в государственный бюджет, а с другой стороны поставлена цель пополнение бюджета и увеличение поступлений. Таким образом, необходимо вести диалог, причем диалог открытый, с представителями малого и среднего бизнеса с одной стороны, и государством, в лице уполномоченных служащих с другой.

Абсолютно положительный эффект имеет вмешательство государства в частноправовые отношения в сфере проверки качества, путем установления различных стандартов. Таким образом, рынок ограждается от продукции несоответствующего качества, а также охраняется здоровье граждан и окружающая среда.

В заключении хотелось бы сказать, что данный научный труд, показал, во – первых, существование государственного контроля за сферой частного права не зависит от политического строя или экономического устройства государства. Также всеобъемлющий контроль за частноправовыми отношениями неприемлем, особенно в условиях демократического общества и рыночной экономики. И, наконец, на наш взгляд, необходимо точное и четкое определений границ, объема, способов, пределов вмешательства в частноправовые отношения.

 

Список литературы

1.     Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: автореф. дис. … докт. юрид. наук / Беляев В.П. – Саратов, 2006. – С. 11.

2.     Вавилин. Е.В., Пузиков Р.В. Правовая политика в сфере частного права: проблемы и пути их решения, ред. Е.В. Вавилина, Р.В. Пузикова; Рос. акад. наук [и др.]. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – С.13.

3.     Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы // Государство и право. – 2008. – № 1. – С. 102.

4.     Демидов М.В. Парламентский контроль в Российской Федерации: современное состояние и проблемы реализации. // Государство и право. – 2009. – № 4. – С. 86.

5.     Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – М.: Дело, 1998. – С. 20.

6.     Калмыкова А.В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы // Журнал российского права. – 2004. – №8. – С. 25.

7.     Лукьяненко В.И. Общий контроль в системе государственной службы // Кадровый контроль в системе государственной службы. – М., 2002. – С. 178.

8.     Окриашвили Т.Г. Частноправовые отношения и механизм их формирования в современной России: теоретика-правовое исследование: Дисс…канд.юрид.наук. – Казань. – 2013. – с. 41, с. 145

9.     Пивоваров К.А. Государственный контроль в сфере местного самоуправления. / Пивоваров К.А. // Сибирский Юридический Вестник. – 2000. – № 3. – С. 12.

10. Погосян Н.Д Счетная палата РФ. – М.: Юрист, 1998. – С. 107

11. Саркисьян Г.И. Частноправовые аспекты влияния налогового регулирования на осуществление предпринимательской деятельности: автореф. канд. юрид. наук / Саркисьян Г.И. – Москва, 2011. – С. 17

12. Тихомиров Ю.А. О концепции развития административного права и процесса / Тихомиров Ю.А. // Государство и право. – 1998. – № 1. – С. 10.

13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. Словари и энциклопедии на Академике, 1999 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/839714, свободный. – Проверено 11.01.2016.

14. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань: Издательство Казанского университета, 2002. – С. 253.

15. Якупов А.Г. Принцип добросовестности как основа частноправовых отношений: историко - правовой аспект / Т.Г. Окриашвили, Якупов А.Г. // Пробелы в российском законодательстве. – 2015. – № 4. – С. 338– 341. (0,3 п.л.).