Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Одним из направлений надзора, который осуществляют органы прокуратуры, является надзор за исполнением законов при предоставлении государственных услуг в транспортной сфере. В соответствии с приказом Генпрокуратуры от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»[1] транспортные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов о транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих его безопасное функционирование, защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, охране их жизни, здоровья и имущества (п.5). Транспортные прокуроры по итогам проведенных проверок в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» принимают соответствующие меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона и привлечение к ответственности виновных лиц. Выбор той или иной меры реагирования, зависит от вида правонарушения, его общественной опасности, распространенности. За нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрена административная ответственность, установленная ст.5.63 КоАП РФ[2].

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» [3] обозначены приоритеты и цели государственной политики в сфере транспортного комплекса, касающиеся формирования и распространения новых транспортных (перевозочных) и транспортно - логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг. Минтранс реализует ряд инновационных проектов, которые позволят использовать современные технологии для повышения безопасности и уровня автоматизации. В 2015 году введена в промышленную эксплуатацию государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС», а с 1 января 2016 году выполняет функции оператора системы АО «ГЛОНАСС» со 100%-ным государственным участием. Создается отраслевая госсистема мониторинга и управления транспортным комплексом (АСУ ТК), которая будет интегрирована со всеми важнейшими информационными и телематическими ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики[4]. В целях повышения качества и доступности названных услуг, а также эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления, участвующих в их предоставлении, в России был реализован комплекс соответствующих мероприятий. Одной из обязанностей органов, предоставляющих государственные услуги, является обязанность предоставлять данные услуги в соответствии с административными регламентами. Между тем, как показывает прокурорская практика, при предоставлении транспортных услуг выявляется значительное количество нарушений закона. В частности, нарушается порядок предоставления услуг. К примеру, в деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии прокуратурой республики в ходе проверки были выявлены факты нарушения установленного законом порядка предоставления государственной услуги по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории РС (Я) и их дубликатов. В ходе проверки Департамента дорожной службы и автомобильного транспорта были установлены факты принятия решения о выдаче разрешения с нарушением установленного законом тридцатидневного срока в два и более раз. Также установлено, что вопреки требованиям административного регламента ведомства, государственная  услуга предоставлялась Министерством без проверки достоверности сведений, представленных заявителями. В целях устранения выявленных нарушений в адрес министра транспорта и дорожного хозяйства республики внесено представление[5].

Прокуратурой Калининградской области выявлены нарушения закона при предоставлении государственных услуг, при лицензировании деятельности по перевозке пассажиров, а также при осуществлении государственного контроля (надзора). По сообщению Прокуратуры, Управление государственного автодорожного надзора, в нарушение закона о госуслугах, при оказании услуг требовало у предпринимателей излишние документы. Также в ходе проверки было выявлено, что межведомственное информационное взаимодействие Управлением было налажено не со всеми государственными органами, а на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) и на официальном сайте отсутствовала информация о государственных услугах, предоставляемых Управлением государственного автодорожного надзора по Калининградской области, и порядке их предоставления. Кроме того, в нарушение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в УГАДН по Калининградской области нарушалась процедура лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, что выразилось в проведении внеплановых выездных проверок на предмет возможности соблюдения соискателями лицензии (лицензиатами) лицензионных требований и условий в отсутствие приказов (распоряжений) о проведении проверки. После прокурорского вмешательства руководством Управления приняты меры к устранению нарушений, причин и условий, им способствующих, а к виновным лицам применены меры дисциплинарной ответственности[6]. Прокурорами выявляются нарушения федерального законодательства в деятельности транспортных предприятий, оказывающих услуги в сфере пассажирских перевозок. Печорская межрайонная прокуратура установила многочисленные нарушения правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Так, в салонах транспортных средств, используемых для регулярных перевозок пассажиров и багажа, не размещалась соответствующая информация о перевозчике и стоимости проезда, отсутствовали контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок. Отсутствовали указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, мест расположения огнетушителей, кнопок остановки транспортного средства, указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами. Кроме того, путевые листы не содержали обязательных реквизитов, а предрейсовый медицинский осмотр водителей проводился не в полном объеме. Всего работниками Печорской межрайонной прокуратуры в рамках настоящей проверки выявлено 90 нарушений. Для их устранения индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские автоперевозки, внесено 21 представление. Также представление об устранении нарушений закона направлено руководителю Отдела ГИБДД ОМВД России по г. Печоре[7]. Прокуроры постоянное внимание уделяют вопросам доступности для инвалидов и маломобильных граждан транспорта, информации, связи, а также других объектов и услуг. Меры судебного понуждения использовались прокурорами с целью создания специальных условий для их жизнедеятельности и адаптации в обществе. Реального исполнения решений суда по искам, предъявленным в интересах лиц с ограниченными возможностями, добились органы прокуратуры Республики Алтай, Забайкальского края, Иркутской, Тамбовской областей и других регионов.

Проведенная в 2015 году прокурорская проверка исполнения законодательства в данной сфере показала, что дети с ограниченными возможностями здоровья не могут посещать все необходимые для их  развития объекты социальной инфраструктуры. Достаточно большое количество детских организаций не оснащены пандусами, специальными приспособлениями для инвалидов, что лишает их возможности вести полноценный образ жизни. Например, в Алтайском крае не оснащено специальными приспособлениями около 68% объектов социальной инфраструктуры, в Удмуртской Республике не доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов 92% объектов образования, здравоохранения, спортивных сооружений, 56% органов и организаций социальной защиты населения, 72% аптек и аптечных пунктов, 97% жилых зданий, в которых проживают инвалиды-колясочники, 56% общественных зданий, 9% мест отдыха, 85% культурно-зрелищных организаций[8]. При подтверждении в ходе проверочных мероприятий сведений о нарушении законодательства прокуроры принимают необходимые меры реагирования. Средствами прокурорского надзора решается актуальная для многих стран проблема защиты прав потребителей, в том числе путем обеспечения соблюдения законодательства при предоставлении услуг в транспортной сфере.

 

Список литературы

1.     Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».

2.     «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

3.     Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

4.     Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова газете «Транспорт России» 24 декабря 2015 года. Электронный     ресурс     http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=30005     (дата     обращения 18.03.2016).

5.     Электронный ресурс: http://www.1sn.ru/154420.html (дата обращения 24.03.2016).

6.     Электронный ресурс: http://d-russia.ru/prokuratura-kaliningradskoj-oblasti-shtrafuet-za-narusheniya-zakona-o- gosuslugax.html (дата обращения 25.03.2016).

7.     Электронный ресурс: http://www.prockomi.ru/ news/?ELEMENT_ID=6209 (дата обращения 01.04.2016).

8.     Электронный ресурс: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-982386/ (дата обращения 04.04.2016).