Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУБЛИЧНОСТЬ И ГЛАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ, КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Представленный материал статьи построен на анализе функционирования Российской ассоциации содействия розыску детей «РОДЕРО», основным направлением работы которой была деятельность правозащитного характера в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, и других возрастных категорий граждан, входящих в так называемую группу «риска»75.

Ограниченная рамками объема представляемого материала остановимся только на теоретико-правовом и публичном, а  также  философско-нравственном  аспектах указанной темы.  Так Ассоциация «РОДЕРО» была зарегистрирована 9 января 1992 года в Минюсте РСФСР, за номером 575, основными целями ее деятельности были «Содействие правоохранительным органам в розыске пропавших детей; разработка и внедрение в практику деятельности научных методов предупреждения пропажи детей и их розыска; оказание помощи детям, находящихся в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, унижающих их человеческое достоинство». Иными словами цели, которые ставила перед собой эта организация – оказание помощи государству в создании «системы искусственных средств, предназначенных упорядочить социальную жизнь, она нацелена, на такие ценности, как стабильность правопорядка, состояние динамичной уравновешенности всего общественного организма»76 и т.д.. Как показало время, власть сделав шаг в этом направлении зарегистрировав РОДЕРО, остановилась не став предпринимать попыток содействия и взаимовыгодного сотрудничество с организацией. Хотя актуальность решения вопроса, связанного как с преступлением против детей, так и с преступлениями совершаемыми несовершеннолетними, была и остается до сих пор, а в последние годы ситуация в стране только ухудшается. Появляются не только новые средства вовлечения несовершеннолетних в преступный мир, но и ужесточаются сами преступления в отношении детей и подростков. При этом задачи, которые ставила перед собой РОДЕРО и пути их решения в настоящий момент являются крайне востребованными и могут представлять собой

     

64   Группа «риска» - включает в себя наименее защищенные в правовом и социальном отношении категории граждан, которые в силу возраста (малолетние и престарелые) физического или психического состояния (врожденные или приобретенные пороки), а также лишенные социальной поддержки со стороны государства, в том числе лица, оказывавшемся за чертой бедности, а также беженцы и БОМЖи.


«специфический товар»77 информационного и практического обмена знаниями и действиями, предлагаемый в современных рыночных отношениях в обществе и государстве. Но к сожалению, этот самый «товар» оказался невостребованным со стороны государства, которое по каким-то непонятным причинам самоустранилось от решения проблем по социальной и правовой защите своих граждан в лице несовершеннолетних. Справедливости ради необходимо упомянуть, что в различных странах в разные века предпринимались попытки решения социально-правовых вопросов обеспечения безопасности несовершеннолетних, в том числе их реабилитации после совершенного в отношении них преступления, даже при успешном розыске, например, в течении полугода78. Так, в средние века во Франции при поддержке католической церкви Иоанн Баптист де Саль организовывал приюты для беспризорных детей, создавал первые ремесленные училища для мальчиков, оставшихся без попечения родителей, а также для «трудных» детей79. В XIX в. в Италии аналогичные структуры были созданы Иоанном (Джованни) Боско, но теперь его подопечными были не только мальчики, но и девочки80, а в ХХ в. их дело продолжил А. Макаренко. Например, в Российской Империи с 1779 по 1784 гг. в Москве действовало общественное формирование «Дружеское ученое общество» благотворительно-просветительского плана. Его основателем был Н. И. Новиков основная цель общества: «оказание помощи отцам в воспитании детей», а также «издание полезных книг»81. Отметить, что только в Москве на текущий момент зарегистрировано 50 правозащитных организаций различного профиля. Но организации подобной РОДЕРО еще не было ни в России, ни за рубежом. Создавались и благополучно существуют и по настоящее время различного профиля общественные организации, например, «Белый ринг» в Германии, организация по розыску пропавших и эксплуатируемых детей в США и им подобные организации в других странах. Как правило, членами таких организаций являются действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов, а также добровольцы, прошедшие специальную подготовку, оплата труда таких сотрудников осуществляется за счет пожертвований, как частных физических, так и юридических лиц. При этом государство не оказывается в стороне, и если не финансирует напрямую деятельность такой организации, то создает льготные условия для налогообложения жертвователей, которые тем охотнее оказывают помощь, так как это не только служит их  общественному статусу, но и облегчает бремя налогов, кроме того, сотрудниками организации являются волонтёры.

Поэтому, когда в России была создана РОДЕРО, ее основными членами стали именно сотрудники правоохранительных органов. Но сходство на этом и закончилось. Не только потому, что члены организации ставили перед собой более широкие цели, а именно не только оказание помощи в розыске пропавших детей, реабилитации тех, кто подвергся насилию, но в первую очередь их целью была разработка новых методов и средств предупреждения преступлений как несовершеннолетних, так и в отношении них. Однако в нашем случае государство не только самоустранилось от решения вопроса финансирования организации, а жить только на голом энтузиазме в эру товарно-рыночных отношений, которые в России можно назвать «базарными», так как они не имеют под собой четко выстроенной базисной основы, практически невозможно. К тому же деятельность организации, живущей на голом энтузиазме вызвала резкую критику со стороны некоторых правительственных чиновников, а именно со стороны Е. Лаховой, которая не только потребовала необоснованной проверки организации, но и исключению из числа ее членов действующих сотрудников правоохранительных органов. Результат не заставил себя ждать, к началу 2000 годов организация прекратила свое существование. В этом же году (2000) члены РОДЕРО провели экспертное «исследование (по авторской методике) по расшифровке смыслового содержания криминальных татуировок «запечатленных фотографическим путем нашими немецкими коллегами на двух фигурантах». (Из сопроводительного письма ГУ по борьбе с организованной преступностью МВД РФ от 15.09.2000, № 8/6/400). Справедливости ради необходимо отметить, что отдельные ее члены по- прежнему оказывают правовую помощь родным и близким в поиске пропавших детей. Так, в 2005 г. по просьбе пожилой москвички было установлено, что ее внучка, чудом выжила после цунами 2004 г. в Шри-Ланке, где погибли ее родители, из-за недобросовестности российских чиновников из МИДа и мошенников из Германии она была похищена. И до сих пор ее судьба остается неизвестной82, по-прежнему бывшие ее члены разрабатывают превентивные меры защиты несовершеннолетних от преступлений, например, карточка идентификационно- удостоверительной безопасности ребенка, детский паспорт, а также настольные руководства в виде книги «72 способа уберечь ребенка от преступления» (О. Дубягиной и Ю. Дубягина), но эта очень нужная книга увидела свет очень ограниченным тиражом, как и ряд других книг указанных авторов. 

 

65 Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 618.

66    Термин заимствован из обихода сторонников информационного обществе. Где представленная категория должна оцениваться «как специфический товар», что рассматривается как «основная социальная ценность общества» и в то же время как новое средство и формы «человеческих контактов в виде информационного обмена. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. (рук. Авт. кол. П.Н. Гриценко). М., 2002. С. 119.

67 Дубягин Ю. П. Руководство розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 1998.

68 Католические святые. Энциклопедия. Catholic.ru.

69 Википедия. www. wikipedia.ru.

70 Большой российский энциклопедический словарь. М., 2008. С. 483.


Возвращаясь к рассмотрению проблемы сути деятельности РОДЕРО и ей подобных организаций необходимо сказать, что она должна рассматриваться не только в публицистических информационных источниках, но и в процессуальной, криминалистической, медико-криминалистической, психолого- педагогической, социально-общественной, экономической, философско-правовой и иных проблематики и во многом с позиции публичного и частного права. И как отмечал один из исследователей в этой области, рассматривая субъекты публичного права, они «являются одной из наименее изученных в теории права и государства», отчасти потому, что «существующее в нашей стране понятие «частное право» сменилось в начале 90-х гг. ХХ в. принижением значения права публичного. Многие годы со стороны государства и общества имела место недооценка как роли публичных начал в правовом регулировании, так и роли субъектов права, деятельность которых носит публичный характер»83, другой исследователь, продолжая общую тему, отмечает:

«Современный этап развития правовой системы РФ характеризуется научным переосмыслением основных понятий, что связано с трансформацией как правопонимания, так и общих принципов права. Особую важность для правовой теории и практики представляют вопросы понятия источников права, их классификации, правовой природы и характера их соотношения друг с другом. Расширение сферы усмотрения граждан в их инициативном правомерном поведении, признание приоритета общепризнанных принципов и норм, международного права»84 и как мы понимаем  и правового  обычая. Поэтому деятельность РОДЕРО должна исследоваться и с позиций научного понимания таких понятий как «правовое поле», «правовое пространство», «обычай», и в особенности

«правовой обычай», где «обычай – правило, форма поведения, в которых закреплено то, что складывается в результате длительной общественной практики»85. «У права нет четко обозначенного места в окружающем человека пространстве. Оно принадлежит к числу непосредственно наблюдаемых предметов. Все предпринимаемые попытки  построения его  теоретических моделей вынуждены опираться на основания, не зависящие от критериев чувственного восприятия… содержание составляют нормы, ценности и смыслы характерной регулятивной … направленности вместе с опирающимися на них деятельности соответствующих социальных институтов»86. По мнению В.А. Бачинина, обычай – это «исторически устойчивая типовая модель соцкультурного поведения, считающаяся необходимым элементом жизненного мира конкретной общности»87.

«Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми. Правовые обычаи составляют обычное право»88. Как известно, соблюдение оправдавшего себя в общественных отношениях обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия и является продолжением наработанного веками опыта. Рассматривая эту деятельность как обычай, мы в первую очередь опираемся на возможность признания обществом для каждого гражданина права на осуществление какой-либо деятельности разрешенной законом (или не запрещенным им). Исходя из этого и опираясь на понятие правового обычая, то есть на «исторически сложившемся путем многократного повторения, правиле поведения, которое взято под охрану государства89, где правовой обычай «один из источников права. В исследуемой нами литературе рассматриваются различные виды обычаев90, в нашем случае деятельность таких организаций как РОДЕРО должна опираться на все виды, так как взаимоотношения на которые направлена деятельность таких организаций затрагивает многие сферы жизни деятельности государства и его граждан, но в первую очередь эти правовые и иные обычаи должны опираться на методологические, в том числе исторические основы правоприменительной (правоохранительной) деятельности.

 

71   Более подробно см.: Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Меликджанов А.Л., Безъяычный А.И. Криминалистическая медицина. М., 2005. С. 314; Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Сигида-Дутчев Е.А. Возможность отдельных положений теории идентификационно-удостоверительной безопасности в политике туристического бизнеса. Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции (10.02.2016) «Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом». Вып. III. Новосибирск. 2016. С. 117 – 119.

72 Лаврененко А.В. Субъекты публичного права: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. к.ю.н. М., 2007. С. 3.

73 Миронова И.Н. Правовой обычай как источник современного российского публичного права. Автореф. дис. к.ю.н. М., 2008. С. 3.

74 Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М. 2010. С. 527.

75 Бачинин В.А. Право и религия. Российский юридический журнал, № 5. Екатеренбург. 2008. С. 7.

76 Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М. 2010. С. 550.

77   Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М. 2010. С. 640. По мнению В.А. Бачинина «правовые обычаи, являющиеся одним из источников права, отличающиеся стихийно сложившимися массовыми представлениями о справедливости и прошедшие в условиях государственности процедуру легитимации» именно этим они и отличаются от внеправовых обычаев и от неправовых обычаев. Бачинин В.А. Там же. С. 551.


Значение общественных организаций правоохранительной направленности в защите прав и свобод ребенка и несовершеннолетних трудно переоценить. В ситуациях, когда гражданин попадает в сферу уголовного судопроизводства (особенно несовершеннолетний), в качестве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика, то для его защиты прав и законных интересов должен начать работать институт «представителей», чаще в лице адвокатов, как это имеет место за рубежом, где такая практика является общественной, но обязательной и дополнительной к основной деятельности адвокатов. Тем более, что личное участие в уголовном деле потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя не лишает его права по этому уголовному делу представителя»91.

Нет сомнений, что общественные организации правоохранительной направленности в своей функциональной деятельности должны соблюдать соответствующие нормы, которые должны быть разработаны специально для этого вида деятельности. Так как норма права это «один из видов социальных норм, то есть правило поведения людей в обществе отличающаяся от других (норм морали, обычаев, традиций, норм общественных организаций и др.) своей связью с государством»92. Поэтому можно утверждать, что правоохранительный механизм действующей власти в РФ в сфере уголовного и гражданского производства который должен в своей методологической основе опираться на сотрудничество с общественными организациями правоохранительной направленности в настоящий момент не соответствует ни культурно- национальным, ни международным достижениям и не опирается на позитивный рассматриваемый нами отечественный опыт в системе его инициативного развития и обеспечения, в целях решения поставленных перед ним задач, хотя это напрямую вытекает из соглашений подписанных нашим государством: «к ним относятся Декларация прав ребенка 1959 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., ряд конвенций МОТ»93. Замечу, что в «системе ООН вопросами прав ребенка ведает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Важнейшим этапом стало принятие Конвенции о правах ребенка. Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.»94.

Таким образом, в процессе исследования мы пришли к мнению, что для эффективного правового регулирования деятельности общественных организаций правоохранительной направленности в сфере соблюдения и защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних, и в т.ч. от не розыска, не опознания, не установления, а также безвестного исчезновения и безымянной смерти необходимо претворение в жизнь целого ряда мер, основанных на регулятивном аспекте присутствия власти закона, когда имеет место «реальное влияние постановлений и актов государственных органов на жизнь и судьбы общества, его структур и отдельных граждан, на их взгляды, настроения, поведение, взаимоотношения»95. Когда исполнительная и судебная власти уважают и соблюдают законы, а их правоприменительная практика исходит из неукоснительного принципа регулирования «нормально  устроенной,  цивилизованной  жизни»96.  Следующим  важным  условием  для  качественного

функционирования  организаций  типа  РОДЕРО,  это  их  материальное  финансирование,  основанного  на зарубежном опыте, о чем мы писали выше, так как в условиях гражданского общества его высокая ступень развития достигается не только наделением граждан широкими демократическими правами, но в первую очередь обязанностями, так же ответственностью которые общество и государство несут друг перед другом.

 

78 Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М. 2010. С.650 .

79        Например, «религиозные, ритуальные, коммуникативные, этикетные, политико-дипломатические военно-церемониальные, производственно-технологические, лексические, художественные (эстетические каноны), судебно-процессуальные и др.». Бачинин В.А. указ. работа. С. 550.

80 Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М. 2010. С. 652.

81   Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002. С. 114 – 115. Кроме того «норма включает в себя: гипотезу (указывает на круг лиц, которым адресуется норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется), диспозицию (само правило поведение, которое состоит из прав и обязанностей правовых отношений), санкцию (указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям норм права)». Барихин А.Б. Указ. работа. С. 505.

82 Барихин А.Б Указ. работа. С. 626.

83 Барихин А.Б. Указ. работа, там же. В свою очередь правовые нормы прав детей «зафиксированы в Гражданском и Семейном кодексах РФ. По российским законам «дети обладают правоспособностью и с 14 по 18 лет частично дееспособны. Особо следует отметить право ребенка (с 10 лет) выражать собственное мнение, без которого нельзя усыновить, изменить его имя и фамилию и т.д. По семейному праву совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Для защиты своих прав родители могут обратиться в суд». Там же.

95 Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. М., 2005. С. 217.

96 Халипов В.Ф. Указ. работа, С. 217.



 

Список литературы

1.     Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. М. 2010.

2.     Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006.

3.     Дубягин Ю. П., Дубягина О. П., Меликджанов А. Л., Безъязычный А.И. Криминалистическая медицина. М.2005.

4.     Дубягин Ю. П., Дубягина О. П., Сигида-Дутчев Е. А. Важность отдельных положений теории идентификационно-удостоверительной безопасности в политике туристического бизнеса. Сб. научных трудов по итогам IIIМеждународной научно-практической конференции (10.02.2016) «Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом». Вып.III. Новосибирск. 2016. С. 117-119.

5.     Дубягин Ю. П. Руководство к розыску и расследованию неочевидных убийств. М. 1998.

6.     Лаврененко    А. В. Субъекты публичного права: теоретико-правовое исследование. Автореферат дисс. к.ю.н. М., 2007.

7.     Миронова И. Н. Правовой обычай как источник современного российского публичного права. Автореферат дисс. к.ю.н. М., 2008.

8.     Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.