Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ СТУДЕНЧЕКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
16 января 2016г.

   Профилактика преступности в студенческой среде осуществляется целым рядом государственных и общественных институтов, специализированными и неспециализированными субъектами, а так же иными формированиями. Для одних из указанных субъектов профилактики это основная функция, для других она осуществляется наряду с более широким кругом социальных задач.

   Система субъектов профилактики в широком смысле включает в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви государственной власти, а так же институты гражданского общества и негосударственные организации выполняющие профилактические функции.

   Учитывая автономность высших учебных заведений, основные субъекты профилактической деятельности возможно поделить на несколько категорий внутривузовские и внешние по отношению к вузу субъекты профилактики.

    Рассматривая внешние субъекты профилактики можно выделить органы исполнительной и законодательной власти различных уровней, органы осуществляющие управление образованием (Минобрнауки России), органы осуществляющие правоохранительные функции (органы прокуратуры, МВД России), общественные организации и объединения ведущие работу со студентами (ВСС – Всероссийский студенческий союз, РСМ – Российский союз молодежи и т. п.). В отдельную  группу можно выделить  Российский союз ректоров, Совет ректоров вузов.

    В структуру субъектов профилактики внутри вузов входят: органы управления вузом (ректорат, ученый совет), структурные подразделения вуза (кафедры, факультеты, библиотеки), профильные комиссии и советы, общественные формирования правоохранительной направленности, выборные студенческие общественные органы. Но первичным звеном во всей иерархии субъектов профилактической деятельности является студенческая группа.

    Важнейшим направлением в создании условий, препятствующих формированию противоправного поведения, выступает воздействие на личность студента группы. Студенческая группа является первичным формированием коллектива. Формирование группы происходит из числа студентов обучающихся по одной специальности, по решению декана факультета. Основным органом управления группой выступает общее собрание студентов, назначающее старосту профорга, а так же избирающее совет студенческого самоуправления. Воздействие группы на личность студента выражается в стимулировании к занятию учебой, формировании верных ценностных ориентиров, в побуждении к принятию правомерного поведения, одобряемого коллективом, в своевременной помощи в разрешении различного рода конфликтов.

   Студенческие группы выступают посредниками между обществом вузом и личностью конкретного студента, олицетворяя собой часть социальной действительности, значительно предопределяя будни студентов, выражающиеся в обилии коммуникативных отношений. Действие групп происходит в комплексе факторов, а не автономно.

   Группа, для студенчества, в общественном и личном плане определяет их мировоззрение, профессиональное и политическое развитие. Микросреда таких групп не только влияет на формирование интересов и идеалов, взглядов, убеждений, поведение личности, привычек, но и представляет своеобразную призму, через которую личность не редко оценивает свои поступки и всё происходящее вокруг.

   Отдельный студент в оценке своих взглядов, общественной активности и, конечно, своей успеваемости ориентируется в основном на группу, которая нередко бывает единственным коллективом, дающим возможность такого сравнения. Группа образует базу для основных форм профилактики преступлений.

    На разных факультетах условия развития групп отличаются друг от друга, что частично объясняется, числом и характером подгрупп, особенностями учебного процесса, видами и частотой общения друг с другом, содержанием деятельности студентов и т. д. Лишь некоторая часть студентов (3-4%) не идентифицируют себя со своей группой. В то же время, проведенный опрос показал, что у 15% студентов имеется эмоциональный отход от группы. Студенты, причисляя себя к группе, все же критически относятся к ней. У большинства студентов эмоциональный отход от группы не связан с отсутствием духа коллективизма, просто не всегда удается образовать единый сплоченный коллектив. Многие студенты в ходе учебы сплачиваются в микрогруппы.

    Особо следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Иногда в группах (или в вузе) образуются по разным признакам мелкие образования, которые имеют существенное воздействие на студента. Сила и эффективность воздействия конкретной социальной среды на личность объясняется тем, что они непосредственны, разносторонни и устойчиво повторяемы в течение длительного времени. В условиях таких групп действуют психологические механизмы убеждения, принуждения, примеры подражания, внушение и другие, которые оказывают формирующее влияние на личность. A.M. Яковлев, раскрывая мотивы готовности подчинения групповой психологии, справедливо отмечал что «группа является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения и служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствующего поведения членов группы указанным нормам»[1, с.41]. Образование микрогруппы происходит в результате стихийного сближения на основе землячества, дружбы, занятий по интересам и др. Как правило, такие группы имеют лидера (авторитетного в них человека). Группы становятся опасными, когда они обособляются, если групповые интересы становятся выше интересов всего коллектива, что существенно влияет на процесс воспитания, мешает установлению правильных взаимоотношений. В этом случае целесообразны меры, ведущие к расколу таких микрогрупп. Для этого проводится индивидуальная работа с теми студентами, которых проще всего высвободить от влияния группы, одновременно публично развенчивается ложный авторитет лидера группы, показывается скрытая корысть его устремлений. В отдельных случаях целесообразно наказание в дисциплинарном порядке, в плоть до отчисления из вуза.

    Исследование выявило, что есть и такие студенты, которые одинаково хорошо чувствуют себя во всех группах. Эти социально-активные молодые люди становятся ядром коллектива. Мы пришли к интересному выводу, что эти студенты совершают правонарушения реже и, в основном, случайного характера.

    Высокий исходный потенциал членов группы сам по себе еще не является гарантией отсутствия преступлений в период обучения в вузе. Это только благоприятная стартовая предпосылка, которую следует реализовать в ходе образовательного и воспитательного процесса. Чем активнее побудит руководство факультета участвовать группу в студенческих заботах и делах, и чем активнее группа в учебе, тем она лучше развивается и тем эффективнее ее влияние на становление законопослушной личности и в целом на профилактику преступлений в своей среде

    Среди многочисленных факторов, важных для развития группы, особое значение имеют условия, сложившиеся на факультете, включая административное руководство и работу профессорско-преподавательского состава и общественных организаций[2].

    Группа, как ближайшее окружение студента, может зафиксировать очень важный момент, когда в поведении студента начинает проявляться антисоциальная переориентация его сознания. Справедливо утверждение А.Г. Ковалева, что преступное поведение не возникает спонтанно, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм и криминальные отклонения образуются на основе моральных[3, с. 67.].

    В переходе от антиобщественных мыслей к правонарушению часто немалое значение имеют личные контакты и влияние людей, занимающихся противоправной деятельностью, и в сплоченном коллективе можно не только заметить негативное влияние подобных контактов, но и блокировать их, и тем предупредить правонарушение.

   Права и обязанности группы должны быть закреплены в локальном нормативном акте образовательного учреждения, где в частности, следует подчеркнуть, что академическая группа является первичным субъектом профилактики преступлений, и закрепить за группой право ходатайствовать перед ректором об отчислении студента, допустившего отклонение от установленных норм, из высшего учебного заведения либо оставить его на перевоспитание в коллективе.

    Подводя черту под сказанным, можно констатировать особое место студенческой группы среди субъектов профилактики преступности в рассматриваемой среде.



Список литературы

1.    Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. -М.: 1968, с.41.

2.    Нечаева Т.А. Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе [Электронный ресурс]. URL: http://www.nostalgia.ncstu.ru (дата обращения: 21.03.2014).

3.    Яковлев A.M. Преступность и социальная психология. -М. 1971, с. 167