Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Одним из важнейших естественных прав человека является право на благоприятную окружающую среду. Оно закреплено в ст. 42 Конституции РФ, которая гласит, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением» [1]. Это  право получило  свое закрепление и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым граждане имеют право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (ст. 11) [2]. В названной норме закреплены и основные признаки, которым должна соответствовать экологическая информация – своевременность, полнота и достоверность.

   Рассматривая право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, необходимо обратить внимание на ряд конституционных норм, которые направлены на его обеспечение. Во-первых, это ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Во-вторых, это ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, предоставляющая каждому право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. В-третьих, это ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, устанавливающая ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Однако конституционный уровень закрепления права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, не гарантирует неукоснительного его соблюдения на практике.

    Так, 14 октября 2013 г., около 11 часов в цехе № 26 Верхнесалдинского комбината ОАО «ВСМПО- АВИСМА» Свердловской области, при производстве ремонтных  работ  произошел взрыв  и выброс азотной кислоты, из-за чего эвакуирован персонал завода. По словам рабочих, система оповещения о ЧП не сработала, в течение часа завод работал в обычном режиме. Никто не предупредил об опасности; люди массово жаловались на резкое ухудшение самочувствия: «Немеет язык, нечем дышать, горло сдавливает удавкой... Ощущается едкий запах, хотя, по официальной версии, ядовитое облако унесло в лесной массив». На главный вопрос - почему не сработало оповещение предприятия, города? - внятного ответа не было получено. Глава округа Константин Ильчев призывал слушать местное радио, однако право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности не только проживать, но и работать в здоровой отвечающей государственным стандартам окружающей природной среде, получать надлежащую экологическую информацию.

    В Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (п. 3 ст. 2) указано, что «экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды. Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают, должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды, и иные субъекты права в пределах их компетенции.

   Еще одним примером нарушения рассматриваемого права является ситуация, сложившаяся в городе Челябинск 25 ноября 2015 г. По данным сайта издания «Аргументы и факты» челябинцы двое суток жаловались на плохое самочувствие после прогулок по улицам мегаполиса. Так, по высказываниям граждан, находившихся в этом районе, по всему городу чувствовался резкий запах, а при длительном пребывании на улице появлялись такие симптомы, как головокружение, слабость, тошнота. Администрация города никаких пояснений по этому поводу не давала. Только 26 ноября, то есть по истечении суток, специалисты «ГорЭкоЦентра» обнародовали результаты лабораторных замеров качества атмосферного воздуха вечером 25 ноября. Экологи зафиксировали превышение допустимых концентраций фенола, формальдегида, оксида углерода и диоксида в Калининском и Центральном районах Челябинска [3]. Таким образом, жители Челябинска двое суток находились в неведении об экологической обстановке, сложившейся в месте их проживания.

    Однако на сегодняшний день существуют и положительные примеры реализации конституционного права граждан на получение информацию о состоянии окружающей среды. Так, 10 ноября 2014 г. станции экологического мониторинга атмосферного воздуха на востоке и юго-востоке Москвы зафиксировали превышение содержания сероводорода и стирола в воздухе, что в последующем подтвердили экологи. В связи со сложившейся   обстановкой   некоторые   СМИ   опубликовали   информацию,   при   этом   ссылаясь   на «Мосэкомониторинг», что в районе Капотнина нефтеперерабатывающем заводе произошла авария. Вполне вероятно, что повышение содержания сероводорода в атмосфере города, как и зафиксированное превышение содержания ядовитого стирола  в Кожухово в 2,2 раза, связано с этим происшествием [4]. Таким образом, граждане своевременно были проинформированы об ухудшении состояния окружающей среды и могли предпринять необходимые меры.

    Состояние окружающей среды относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека, поэтому нарушение права граждан на достоверную информацию о ней может повлечь негативные последствия не только в форме привлечения нарушителей этого права к юридической ответственности, но и более тяжкие последствия в виде причинения существенного вреда жизни и здоровью населения. В связи с этим необходимо и дальше совершенствовать механизм достоверного и своевременного информирования населения о состоянии окружающей среды как на национальном, так и на международном уровне.

Список литературы

1.     Конституция РФ от 12 декабря 1993г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2.     Федеральный  закон  от  10  января  2002  г.  №7-  ФЗ  «Об  охране  окружающий  среды» //  Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2014. № 30, ч. 1, ст. 4220.

3.     URL: http://www.chel.aif.ru/society/ecology/1031333 (дата обращения 22.03.2015)

4.     URL:  http://www.pravda.ru/news/districts/centre/moscow/10-11-2014/1234782-moscwa-0/  (дата  обращения 22.03.2015)