Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЕРХНЕЛЮБАЖСКОЙ ШКОЛЫ- ИНТЕРНАТА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    Проблема социализации выпускников школ-интернатов и детских домов по данным социологических исследований на сегодняшний день одна из актуальных. Возникающие трудности, испытываемые выпускниками интернатных учреждений, можно условно разделить на два больших блока:

-      комплекс социальных затруднений: неустроенность жилищно-бытовая, недостаточная развитость социальной сети, в которую могут быть включены выпускники, отсутствие мотиваций социальной реализации, не сформировавшиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.

-      комплекс психологических затруднений: недоверие к миру людей, искаженное представление о формировании своего образа и значимости взаимоотношений с окружающими людьми, значительные затруднения в планировании и управлении своей жизнью, депривация, перенос собственного негативного опыта семейных взаимоотношений на своих детей, неготовность или боязнь самостоятельно решать возникающие жизненные задачи и т. п.

   Социологические опросы выпускниц школ-интернатов и детских домов показали, что у большинства отсутствует представление о будущей семье, семейных обязанностях, супружеской жизни, функциях женщины и матери в семье.

   Анализ социальной среды, в которой выросли дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, позволяет отнести к основным неблагоприятным факторам их адаптации в обществе следующие: низкая жизненная активность, заниженная самооценка, невысокое интеллектуальное развитие, без инициативность, эмоциональная нивелировка, чрезмерная доверчивость и открытость либо наоборот – скрытность и замкнутость, а также психопатические черты – неустойчивость, возбудимость, ранние сексуальные и патологические влечения (воровство, лживость, бродяжничество и т.п.), нервно-психическая неустойчивость (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

   Ситуация, в которую попадают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания учреждения интернатного  типа, может быть  охарактеризована следующим образом:  происходит переход от знакомой, более или менее безопасной атмосферы, известных людей, ежедневного распорядка, к новой жизни, к иному распорядку и личному, и жизненному, который до сих пор был мало известен. Получив самостоятельность, ребята оказываются не готовы к ней. Они сталкиваются с трудностями в поисках жилья, работы, в организации  быта, питания, в обеспечении себя  прожиточным минимумом, во взаимодействии с широким социумом, в организации свободного времени, в получении медицинской помощи, в создании и сохранении собственной семьи. Выпускники обычно остаются один на один с проблемами, не знают никого, кому бы могли доверять, на кого могли бы рассчитывать.

   В настоящее время идет становление системы сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализируем итоги деятельности государственных органов власти и местного самоуправления по разрешению возникшей проблемы на примере детского дома, расположенного в Фатежском районе города Курска.

    В Курской области утверждена и реализуется программа по постинтернатному сопровождению выпускников «Социальная адаптация и постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из их числа» на 2012-2015 годы (утверждена постановлением Администрации Курской области №152-па от 20 февраля 2012 г., в целях создания условий, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной интеграции в общество данных категорий детей.

    В рамках реализации вышеназванной программы в Верхнелюбажской школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей реализуется программа социальной адаптации, созданная на основе «Программы социальной адаптации воспитанников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для 1 – 11 классов», разработанная кандидатом философских наук Курского института непрерывного профессионального образования О.Н. Дьяченко в 2012 году.

    Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и рассчитана на 1 – 11 классы. В каждой группе или классе предусмотрено 34 занятия в год, которые проводятся 1 раз в неделю. Работа по профилактике дезадаптации выпускников ОКОУ «Верхнелюбажская школа-интернат» состоит из двух основных направлений:

-   Подготовка выпускников к самостоятельной жизни.

-   Постинтернатное сопровождение.

    Подготовка детей-сирот ориентирована прежде всего на формирование у них готовности к самостоятельной жизни:

-        социальной готовности (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);

-   трудовой готовности (сформированность общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);

-       морально-волевой (психологической) готовности (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рыночных отношений);

-     физической готовности (сформированность навыков здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к различным видам деятельности).

    Постинтернатное сопровождение – это процесс профессионального взаимодействия специалистов разного профиля с ребенком и его социальным окружением с целью создания оптимальных условий для его адаптации и социализации в обществе. Постинтернатное сопровождение строится на основе единства трех направлений деятельности:

-   социально-правовая поддержка выпускников;

-   психолого-педагогическая помощь;

-   аналитическая и информационно-методическая работа.

  В осуществлении постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната активное участие принимают ответственные педагоги, закреплѐнные за выпускниками, администрация, социальная служба, педагог-психолог школы-интерната и специалисты учреждений системы СПО и НПО.

   Каждый из выпускников нуждается в постоянной помощи и поддержке. В целях социальной адаптации и поддержки выпускников школы-интерната за каждым из них приказом директора закреплѐн ответственный педагог, который отслеживает их дальнейшую судьбу в течение 3-х лет.

   Учитывая, что большинство выпускников испытывают трудности в социуме, не могут самостоятельно устроить свою жизнь, трудоустроиться, тяжело или вовсе не могут создавать свои семьи, государство приходит к тому, что детей необходимо устраивать в семьи граждан РФ, либо вести работу по возврату в кровные семьи.

   Подтверждение этому – Указ президента РФ от 28.12.2012 г. № 168 « О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - о мерах социальной поддержки граждан, желающих принять в свою семью детей, упрощении процедур передачи детей и запрете на усыновление детей гражданами США.

   В России реализуется федеральная целевая программа «Россия без сирот» на 2013-2020 годы. Цель подпрограммы «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - реализация выполнения поставленной государством задачи обеспечить в максимально возможной мере устройство каждого ребѐнка-сироты и ребѐнка, оставшегося без попечения родителей на воспитание в семью.

   Ребенок, который растет и воспитывается без семьи, - всегда нежелательное и, скажем прямо, противоестественное явление. Однако в школу-интернат постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по различным причинам. Основным показателем эффективности работы такого учреждения, как школа-интернат, является количество детей, определенных в семьи. Согласно 54-й статье Семейного кодекса каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Именно поэтому, понимая в полной мере проблемы сирот и действуя в интересах ребенка, коллектив Верхнелюбажской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделил приоритетным направлением своей деятельности работу по устройству обучающихся в семью.

   Статья 121-я Семейного кодекса возлагает на органы опеки и попечительства защиту прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения

   Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

   Социальная служба Верхнелюбажской школы-интернат регулярно (не реже 1 раза в месяц) направляет в СМИ, а именно газета «Курская правда», «Фатежские будни» статьи о детях-сиротах с целью их устройства в семью. Систематически проводится работа по взаимодействию с семьями родственников и граждан, проживающих по месту первичного выявления воспитанников, ведутся телефонные переговоры с ними и со специалистами городских и районных отделов по опеке и попечительству Курской области о возможности оформления первоначально заключений, в которых указано, что препятствий на временное пребывание ребѐнка в семье данного гражданина не имеется, а в случае установления отношений, не препятствующих  законным интересам детей и устройство в семью по известным формам – опека (попечительство), приѐмная семья, усыновление.

    Для жителей с. Верхний Любаж в социально значимых объектах размещена информация о формах семейного устройства и социальной поддержке замещающих семей.

   Для педагогического коллектива школы-интерната 14.10.2013 года проведена встреча со специалистами отдела по опеке и попечительству над несовершеннолетними Фатежского района на тему «Меры социальной поддержки замещающих семей. Семейные формы устройства».

    Педагогический коллектив школы-интерната проводит разъяснительную работу с местным населением о возможностях оформления воспитанников на воспитание в свои семьи.

    На сайте ОКОУ «Верхнелюбажская школа-интернат» fat-intverhb.ru размещены фотографии с указанием имени, возраста, кратких характеризующих данных о детях, желающих жить в семье.

    В результате проделанной работы за 2013-2014 год под опеку и попечительство передано 4 ребѐнка: Беликова В.В., Якушева М.В., Мещеряков А.А. и Кучина Т.Г. Под опеку и попечительство в 2012-2013 учебном году передано 8 детей: Белова Е.Н., Белова А.Н., Костина К.П., Игнатов А.Н., Игнатова Т.Н., Алябьев В.С., Алпеев М. В., Малютин В.В. В свою, в кровную, семью, 31.05.2013 г. до окончания срока постановления, по заявлению родителей и постановлению о возврате вернулись 7 детей школы-интерната: Яковлева О.М., Яковлева Л.М., Перелыгина К.Н., Чаплыгина А.А., Болотина Е.А., Чабаненко А.В., и Греков В.Г. По окончании сроков постановлений в кровную семью вернулись Бельчиков Роман, Сороколетовы Анастасия и Андрей. В настоящее время проводится работа по подготовке и определению в семью воспитанников Небогатых Романа, Дарьи и Антона, Челнокова Даниила, Кореневой Лилии, Дятловой Марии, Комиссаровой Анны, Лазутина Евгения, Каменева Алексея. Таким образом, за 2013-2014 года 22 ребенка обрели семью, а вместе с ней заботу, любовь, поддержку. Анализ деятельности Верхнелюбажской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дает основания сделать вывод, что в нашей стране ведется большая работа по сокращению лиц воспитывающихся вне семьи, как на государственном уровне, так и на местах.

    Таким образом, государственная политика в области предоставления каждому ребенку возможности воспитываться в семье находит свое отражение и воплощение на местах, то есть в регионах. Курская область в этом направлении занимает одно из ведущих мест в ЦФО. Воспитание не родных детей – очень ответственное занятие, но данное обстоятельство не пугает жителей Курской области. В последние годы число приемных семей в регионе растет.

    

Список литературы
1.     Конституция Российской Федерации

2.     Семейный кодекс Российской Федерации

3.     Беленко О.Н. Проблема насилия в семье глазами молодежи /Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 8 апреля 2014г.- Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. – с.389.