02 июня 2017г.
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов включения в реестр недобросовестных поставщиков как мера преддоговорной ответственности. На основе нынешнего законодательства наиболее распространённым основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является уклонение от заключения государственного контракта в сфере государственных закупок. На наш взгляд, в настоящее время, законодательство по данному вопросу требует совершенствования.
Ключевые словосочетания: реестр недобросовестных поставщиков, государственные закупки, уклонение от заключения государственного контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является эффективным механизмом защиты интересов заказчиков и мерой преддоговорной ответственности, применяемой к недобросовестным поставщикам в сфере государственных закупок.
Все особенности ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации [3].
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это ресурс в сети интернет с открытым доступом, в который включаются сведения о неблагонадежных участниках закупок, так называемый «черный список» поставщиков.
Основанием для включения в РНП являться только недобросовестное поведение участника торгов.
Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков является запрет поставщику в течение двух лет участвовать в торгах (конкурсах). Это фактически означает уход такого предпринимателя с «бюджетного» рынка. Однако, для избежания ситуаций, при которых учредители недобросовестных поставщиков, включенных в реестр, создают новую фирму и вновь участвуют в торгах (конкурсах), законодатель установил следующее правило. Так, в реестр недобросовестных поставщиков наряду с хозяйствующим субъектом вносятся так же сведения и о его учредителях.
В соответствии с ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» (далее – Закон № 44-ФЗ) [2] к таким основаниям относятся:
1) уклонение от заключения государственного контракта победителя торгов (например, не подписывает проект государственного контракта);
2) уклонение от заключения государственного контракта единственного участника торгов;
3) поставщик существенно нарушил условия государственного контракта, как следствие, он расторгнут в одностороннем порядке заказчиком;
4) расторжение государственного контракта по решению суда.
Наиболее распространённым основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является уклонение от заключения контракта. В этом случае субъектом недобросовестного поведения является победитель соответствующих торгов.
Процедура начинается с того, что заказчик обязан направлять в контрольный орган (Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС)) информацию о недобросовестном поставщике.
Заказчику необходимо направить соответствующие сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков по месту своего нахождения в следующие сроки:
1) если победитель торгов уклонился от заключения контракта – в течение трёх рабочих дней с даты соответствующего уклонения;
2) если единственный участник закупки отказался от заключения контракта – в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации срока;
3) если государственный контракт расторгнут по решению суда – в течение трёх рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.
При нарушении указанных сроков заказчик может быть привлечен к административной ответственности[1]. При этом если заказчик не передал победителю проект государственного контракта, то победитель торгов не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков. В частности, из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2015 № Ф05-15911/2014 по делу № А40- 62415/14 следует, что в соответствии с проектной документацией заказчик был обязан передать победителю конкурса государственный контракт для подписания в течение 5 рабочих дней с даты проведения конкурса. Заказчик направил контракт на электронный адрес победителя конкурса. Данный вид связи не обеспечивает получение победителем конкурса соответствующей документации. Поэтому, заказчик надлежащим образом не передал победителю конкурса контракт в соответствии с требованиями документации. Как следствие, заказчиком нарушен порядок заключения договора, а сведения в отношении победителя конкурса не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков [4].
Существует два способа направления заявления в ФАС:
в электронной форме с использованием электронной подписи; на бумажном носителе.
После получения заявления от заказчика собирается соответствующая комиссия ФАС.
Комиссия ФАС осуществляет проверку информации и документов, в течение 10 рабочих дней с даты их поступления. В рассмотрении заявления вправе принять участие заинтересованные лица: заказчик, поставщик. Если последние не явились на заседание, комиссия ФАС принимает решение в их отсутствие.
По итогам заседания комиссия ФАС выносит заключение о соответствии действительности изложенной в обращении информации либо нет. После этого, заключение в течение двух рабочих дней передается руководителю ФАС. Руководитель принимает решение о включении поставщика либо не включении в РНП, которое оформляется приказом.
Реестр о недобросовестных поставщиках ведется в электронном виде. Информация о нем доступна для ознакомления в Интернете (сайт единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru).
Таким образом, рассмотрев более подробно вопрос о включении недобросовестных поставщиков в РНП, можно сделать следующий вывод: практика применения в этой области не однозначна по причине несовершенства действующего законодательства.
В частности, спорным является вопрос: «Стоит ли включать в реестр уклонившегося от заключения контракта участника, если он уже туда включен? Необходимо ли заказчику в этом случае направлять сведения о таком участнике для включения в реестр?». Ряд судебных инстанций отвечают отрицательно, другие положительно. Видится правильной вторая позиция, так как закон обязывает направить данные о таком участнике в ФАС. Каких-либо исключений Закон № 44-ФЗ не содержит. Однако, для устранения противоречий нужно внести соответствующие изменения, так как состояние нынешней практики свидетельствует о необходимости заказчикам подробно регламентировать и четко исполнять свои действия по заключению контрактов.
Так же, перспективным видится создание реестра недобросовестных заказчиков. Например, в США заказчики, которые затягивает оплату по выполненным государственным контрактам, попадают в такой реестр.
В России уже высказываются такие планы. В частности, в рамках форума – выставки «Госзаказ- 2016» депутатом Государственной Думы РФ Виктором Климовым (фракция «Единая Россия») была предложена идея создания публичного рейтинга недобросовестных заказчиков.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=215567&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3397710737795254#0 (дата обращения 26.04.2017г.)
2. Федеральный закон от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // [Электронный ресурс] //
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=214629&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.715908694740321#0 (дата обращения 26.04.2017г.)
3. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» // Российская газета. - № 273. - 2013.
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2015 № Ф05-15911/2014 по делу № А40-62415/14 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=AMS; n=216297#0 (дата обращения 19.04.2017г.)