Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
02 июня 2017г.

Содержание принципа российского федерализма, раскрывается в Конституции РФ, которая закрепляет следующие важнейшие положения, на которых строится российская государственность:

государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в РФ и равноправие субъектов РФ (ст. 5).

Д. Дж. Элейзер в своей статье «Сравнительный федерализм» пишет, что понятие «федерализм» в узком смысле обозначает взаимоотношения между различными правительственными уровнями, а в более широком –сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации[1].

По  мнению  Н.  Глазуновой,  федерализм  –  это  совокупность  структур,  норм  и  методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, таки её субъектов[2].

С точки зрения Л. Карапетяна, федерация – это тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма, и является воплощением его философии. Другими словами, федерализм содержит теорию определенной формы государственного устройства, а федерация – реальный институциональный механизм ее организации и функционирования[3].

Следовательно, вышеотмеченное обосновывает прикладной характер федерации и теоретический характер федерализма.

Н. Глазунова, отмечает, что федерализм   как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия – федеративное государство. Подобная теория исходит из явного приоритета принципа федерализма над федерацией как формы государственно- территориального устройства[4].

Следовательно, мы приходим к выводу, что под федерацией подразумевается одна из форм государственного устройства, а под федерализмом, один из принципов деятельности органов государственной власти, который подразумевает под собой разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти федерации и субъектов федерации.

Развитие федеративных отношений в России показывает, что с течением времени требуется уточнение системы и содержания принципов федерализма.

В    начале  2000-х    гг.  в     связи     с  объективной     необходимостью    укрепления  российской государственности был взят курс на укрепление «вертикали власти», в результате чего наметилась тенденция к централизации в сфере разграничения предметов ведения и полномочий, судебного устройства, построения силовых структур, а также формирования бюджета страны. На практике это привело к отступлению от самой идеи федерализма и создало определенную опасность для государственной целостности России. Отступления от принципов федерализма в последние годы не должны приводить к унитаризации российского государства. Необходимо устранить сложившийся дисбаланс в разделении власти по вертикали, установив дополнительные правовые гарантии эффективного и демократичного федерализма. В частности, представляется возможным приращение конституционно-правовых принципов федерализма.

Сложившаяся сегодня российская модель разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами носит централистский характер, поскольку круг полномочий в компетенции субъектов РФ весьма ограничен перечнем, закрепленным в статьях 71 и 72 Конституции РФ. Более демократичным в федеративном государстве представляется распределение объема прав Федерации и ее субъектов по вертикали на основе принципа субсидиарности, т.е. оптимального разграничения предметов ведения, полномочий, а также ответственности  между Федерацией  и  ее субъектами, в соответствии с которым публичная власть осуществляется преимущественно на том уровне, который ближе к гражданам и субъектам хозяйственной деятельности, а вышестоящий уровень власти сохраняет за собой только те полномочия, выполнение которых наиболее эффективно осуществляется на данном уровне власти, обеспечивает государственный суверенитет и безопасность страны[5]. Принцип субсидиарности в настоящее время не получил своего системного правового закрепления и лишь только частично раскрывается в отдельных федеральных законах.

Актуальным для России является также конституционно-правового закрепление принципа верности Федерации, который является ключевым принципом в некоторых зарубежных странах, например, Германии. В соответствии сданным принципом не противоречащее интересам Федерации поведение является основной обязанностью Федерации и ее субъектов, ограничивает «эгоизм» как Федерации, так и ее субъектов, противодействует проявлениям ослабления федеративных связей и сепаратистских тенденций, возлагая на участников обязательство не предпринимать ничего, «что могло бы повредить государству в целом или его частям»[6]. Не имея нормативного выражения в российском законодательстве, принцип верности Федерации все же нашел воплощение в позициях Конституционного Суда РФ. Он отражен в ряде его решений о юридической природе Российской Федерации, связанных с разрешением споров о компетенции, защитой прав и свобод человека и гражданина, конституционно-правовым статусом субъектов Российской Федерации, государственным строительством в субъектах Российской Федерации[7]. Таким образом, представляется, что принцип верности Федерации является неписаным конституционным принципом российского федерализма.

Таким образом, по итогам данного исследования можно сделать вывод о том, что Конституция России закрепляет систему принципов федеративного устройства, в развитии федеративных отношений очевидно проявляет себя тенденция к централизации, что ставит под сомнение существование в России реального федерализма.

Предполагается, что доктринальное и судебное обоснование таких принципов федерализма как субсидиарность, а также принципа верности Федерации, их последующее нормативное закрепление и проведение в жизнь позволит повернуть вектор развития федеративных отношений в сторону демократизации и обеспечит большую эффективность российского федеративного государства.

 

 

1Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.

2Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М., 2006.

3Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Издательство НОРМА,2005.

4Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М., 2006.

5   Умнова И.А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности//Современное конституционное обозрение.2012. № 2. С. 46-52

6      Бауэр  Х.   Верность  федерации  как определяющий  принцип германского  федерализма  // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М., 2003. № 3. С. 14-21.

7Витрук Н.В. Конституционный принцип верности федерации в практике Конституционного суда Российской Федерации//Сравнительное конституционное обозрение.2003. № 3. С. 22-38

 

Список литературы

 

1.     Бауэр Х. Верность федерации как определяющий принцип германского федерализма // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М., 2003. - № 3. - С. 14-21.

2.     Витрук Н.В. Конституционный принцип верности федерации в практике Конституционного суда Российской Федерации//Сравнительное конституционное обозрение. - 2003. - № 3. - С. 22-38

3.     Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М., 2006. – 512 с.

4.     Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Издательство НОРМА,2005. – 352 с.

5.     Умнова И.А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности//Современное конституционное обозрение. - 2012. - № 2. - С. 46-52

6.     Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. - 1995. - № 5. -С.63-65.