Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИСТАНЦИОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2017г.

Постепенное развитие электронных технологий в мире способствует их поспешному внедрению во многие сферы жизни государства и общества [3], [4]. В настоящее время в зарубежных странах они стали все шире использоваться при организации и проведения выборов. Правовое регулирование выборов и выборного процесса образуется и вытекает из совокупности нормативно-правовых актов национального и международного характера. Основополагающей нормой, которая регулирует вопрос выборов, можно назвать часть 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Более детально это рассматривается в статье 25 Международного Пакта от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах» и в статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

На различных стадиях избирательного процесса применяются формирование и ведение электронного регистра избирателей,  прямая электронная регистрация и установление  итогов голосования и определения результатов выборов. В современном обществе под электронным голосованием в основном понимается процесс подсчета голосов электронными средствами (автоматические ящики для голосования, которые сканируют бюллетени и т.п.) в связи с тем, что сам процесс подачи голоса осуществляется посредством различных новых телекоммуникационных средств. Фактически электронное голосование является дистанционным голосованием, которое позволяет не привязывать волеизъявление граждан к их фактическому местонахождению. Предполагается, что нормативное закрепление электронного голосования позволит повысить явку избирателей из заинтересованной молодежи и людей, которые испытывают сложности с посещением своего избирательного участка. Одной из целей электронного голосования является снижение вероятности искажения или подтасовки результатов за счет уменьшения влияния на весь процесс так называемого «человеческого фактора». Поэтому данная форма голосования сегодня вызывает живой интерес, как у самих избирателей, так и у исследователей в области избирательных технологий [5]. Как ранее отмечалось в научной литературе, основной целью создания системы электронного голосования должно быть не существующего голосования в помещениях участковых избирательных комиссий с использованием бумажным бюллетеней (в том числе, и с помощью автоматизированным комплексов по обработке бюллетеней), а предоставление избирателю возможности в день голосования независимо от места его нахождения принять участие в выборах и проголосовать за кандидатов, списки кандидатов, которые баллотируются непосредственно по избирательному округу, где этот избиратель имеет место жительства [2].

К настоящему времени в мире накоплен достаточный опыт проведения электронного голосования. Так в Норвегии, Швейцарии, Эстонии в разных формах применяются Интернет-технологии, а в Австрии, Бразилии и ряде других стран проводится голосование с использование электронных комплексов. Стоит более подробно рассмотреть зарубежную практику использования дистанционного электронного голосования во время выборов.

В целом, в Европарламенте интерес к вопросу электронного голосования поддерживается с 2002 года. Однако стоит отметить пару стран, в числе которых находится Швейцария, в которой первые проекты были еще в 2001, а законодательно возможность голосовать и избирать по Интернету была закреплена в 2009 году. Механизм процесса голосования здесь выглядит следующим образом: используется полностью автоматизированная система, которая направляет избирателя на специализированный сайт. Перед выборами каждый избиратель может по предъявлению паспорта, взять в ближайшем почтовом отделении карточку для электронного голосования, которая содержит уникальный номер (совпадение не более раза на 5 миллиардов избирателей) и секретный PIN-код, который скрыт под непрозрачным защитным слоем. На сайте электронного голосования избирателю требуется ввести номер с полученной карточки. После этого уже избиратель допускается на сервер, где проводится сама процедура голосования, включающая в себя проставление галочек напротив выбранных кандидатов, введение секретного PIN-кода, данных паспорта и получение электронного подтверждения своего голоса. Все полученные в ходе выборов голоса затем проверяются в администрации кантона. Так же в ходе выборов используется в Швейцарии свой способ обеспечения анонимности проголосовавших: кроме уникальных номеров карточек и PIN-кодов избирателей, используется автоматическое перемешивание «урны для голосования» на сервере после каждого считывания файла с голосом избирателя. Внедрение электронного голосования не обогатило политическую практику в этой стране чем-то принципиально инновационным, так как там давно существует возможность голосования по почте.

Второй страной, которую стоит отметить, является Эстония, где дистанционное электронное голосование впервые было применено в 2007 году. В целях решения проблемы увеличения активности избирателей (особенно молодых избирателей) и необходимости глобальной модернизации процедуры голосования была реализована система интернет-голосования, основанная на цифровой подписи и достаточно эффективной и быстрой системы проверки ее подлинности. В основе этой системы в Эстонии лежит использование идентификационной карты (персонального документа, удостоверяющего личность), которая применяется для удостоверения личности в сети Интернет и предполагает использование электронной цифровой подписи. Поэтому для волеизъявления в Эстонии гражданину требуется кроме  выхода  в Интернет еще  и устройство для считывания данных с идентификационной карты. Так же была предусмотрена возможность предотвращения спекуляций по влиянию на волеизъявление избирателей (продажа голосов), а именно допущение повторного голосования с использованием электронной формы, но учет при подсчете голосов только окончательного решения избирателя.

Похожий принцип голосования, только с помощью смарт-карты, использовалось на муниципальных выборах 15 сентября, 26 и 27 октября 2003 года в нескольких районах Норвегии. Идентификация избирателя проводится при помощи смарт-карты. Так же стоит отметить и одну особенность голосования в Норвегии – это двухступенчатая система голосования, в которой происходит сначала голосование за список кандидатов, а затем за конкретных кандидатов в рамках этого списка.

В Австрии вопрос электронного голосования рассматривается с 2004 г. и предполагает только упрощение процедуры идентификации избирателя в пунктах голосования, принцип которой основывается на идентификации граждан через электронные id-карты (Bürgerkarte). В день выборов избиратель для подтверждения своего право голоса предоставляет только токен, для получения которого необходимо заранее подать заявку о получении токена, который будет храниться на электронной id-карте.

Электронные устройства для голосования, используемые в Бразилии состоят из двух взаимосвязанных частей: устройства для идентификации избирателя и «электронной урны», имеющей связь с технологическим центром и состоящей из экрана и цифровой клавиатуры. Идентификация производится только с помощью карты избирателя – универсального документа, который гражданин обязан получить по достижении им 18-летнего возраста. Само голосование происходит посредством набора на «электронной урне» цифрового кода кандидата.

Если рассматривать развитие электронного голосования в нашей стране, то стоит отметить несколько важных нюансов. На законодательном уровне в Российской Федерации присутствует понятие электронное голосование в пункте 62 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и обозначает голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы», применяемого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее ЦИК РФ) с 2000 года. Под данное определение подпадают комплексы для электронного голосования (далее – КЭГ), которые обеспечивают возможность только для стационарного (но не дистанционного) электронного голосования. Стоит отметить, что понятие «дистанционное электронное голосование» в законодательстве отсутствует, а электронный бюллетень, согласно пункту 63 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ, представляет собой бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами  в электронном виде, применяемый  при  проведении электронного голосования, которое проводится с использованием КЭГ стационарно.

Решение о проведении электронного голосования принимается ЦИК РФ или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что общее число избирательных участков на конкретной территории, на которых возможно проведение электронного голосования, не должно превышать одного процента от общего числа образованных избирательных участков. Положительным аспектом использования автоматизированных систем во время выборов можно назвать обеспечение быстрого и точного подсчета голосов и отсутствие проблемы доставки бюллетеней и протоколов из отдаленных и труднодоступных регионов. При проведении голосования используются комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и КЭГ. Но пока на большинстве участков подсчет голосов ведется вручную.

Как отмечали в избирательной комиссии Нижегородской области, в которой в единый день голосования 2016 года ГЭК применялись впервые в регионе: голосование с помощью комплексов электронного голосования гораздо быстрее, чем с помощью бюллетеней; процедура голосования достаточно проста и удобна в использовании. Только у некоторых граждан заняла длительное время (пожилые граждане); использование КЭГ исключает значительное бумажное сопровождение самой процедуры голосования [1].

Возможность голосовать дистанционно в Российской Федерации в настоящее время законодательством не предусмотрено. ЦИК РФ с 2008 г. разрабатывает возможность проведения дистанционного голосования – через интернет или посредством смс. Согласно экспертам данный способ голосования может позволить значительно сократить затраты на организацию выборов в дальних и труднодоступных регионах. Стоит учитывать, что по статистическим данным, доля избирателей, проживающих там, составляет около 1% (примерно 11 тыс. избирателей). При этом на организацию выборов тратится до 10% от общих расходов [7, 349].

Однако все это еще находится в разработке и во время последнего единого дня голосования в 2016 году избиратели, которые находились за пределами своих участков в день выборов, могли проголосовать только по открепительным удостоверениям.

Пробные эксперименты, связанные с электронным дистанционным голосованием в Российской Федерации проводились двумя способами: через Интернет и сети мобильной связи. Так, электронный опрос через Интернет [5] с использованием специальных дисков (раздавались избирателям), экспериментально проводилось в октябре 2008 года в ходе муниципальных выборов в городе Новомосковске Тульской области и в 2009 году в Волгоградской и Томской областях [8]. ЦИК РФ после апробации решила отказаться в дальнейшем от работы в данном направлении в связи с неуверенностью в системе безопасности, связанной с защитой подобных дисков от взлома и незаконного копирования. Более успешным был признан эксперимент электронного голосования с использованием сети мобильной связи (мобильных телефонов), который был проведен в 2009 в городе Радужный Владимирской области, а так же в рамках 1-го Тульского молодежного образовательного форума «Селистарт» и Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер- 2009». Использование мобильного телефона для голосования оказалось наиболее защищенным с технической точки зрения и наиболее удобным в связи с тем, что в труднодоступных районах нет Интернета, в то время как мобильная связь работает.  Недостатками данного вида  голосования стало то, что для запуска присланной программы необходим некий минимум ресурсов, присутствующий далеко не у каждого владельца телефона. Для этого предусматривались дополнительные мобильные телефоны с уже установленным программным обеспечением, которые выдавались гражданам вместе с индивидуальным пин-кодом прямо на избирательном участке, что существенно будет усложнять проведение всеобщего дистанционного голосования на муниципальных или региональных выборах.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что нормативно-правовая база дистанционного электронного голосования в России находится в стадии формирования. На данном этапе электронное голосование сводится лишь к автоматизации на избирательном участке процедуры подачи голосов и обработки электронных бюллетеней избирателей.

Если суммировать все проблемы, возникающие при организации процедуры электронного дистанционного голосования в России и в зарубежных странах, то стоит отметить, что основными являются сложность организации технической безопасности процесса, огромные затраты на оснащение избирательных пунктов требуемыми техническими устройствами, невозможность полностью перейти на электронное голосование, неготовность общества к полномасштабному введению электронного голосования, даже стационарному.

Исходя из этого, реальными перспективами дистанционного электронного голосования в мире можно назвать:

- внедрение во всех районах стран;

- снижение расходов по организации и проведению избирательных кампаний в связи с внедрением систем электронного голосования на избирательных участках;

- постепенная автоматизация процессов и уменьшение задействованных в обработке результатов выборов сотрудников.

Ни в одной стране электронное голосование не было единственным способом волеизъявления, а внедрялась такая практика голосования, в которой у избирателей появлялся выбор: проголосовать на избирательном участке или дистанционно. С этого времени расширение возможностей для дистанционного голосования существенно не повлияло на количество избирателей, принявших участие в голосовании. Дистанционное электронное голосование становится скорее удобным способом волеизъявления, чем способом увеличения политической активности населения.

 

Список литературы

 

1. Голосование с помощью комплексов электронного голосования гораздо быстрее, чем с помощью бюллетеней. [Электронный ресурс] URL: https://informatio.ru/news/society/edinyy_den_ golosovaniya_2016_goda_chto/ (дата обращения 08.04.2017).

2. Громыко С.В., Курячая М.М. Основные направления развития системы избирательного законодательства, или возможен ли в России Избирательный кодекс? // Юридический мир. 2015. № 8. С. 41-44.

3.       Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.

4.     Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 52-54.

5.   Курячая М.М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № l. С. 39-46.

6. Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

7. Цаплин А. Ю. Перспективы дистанционного электронного голосования в России // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Социология. Политология. 2016. №3 С.345-350.

8.   Чуров В.Е. Электронное голосование – обеспечение баланса между доступностью голосования и доверием граждан к системам голосования // Роль политических партий в политическом процессе:материалы семинара ОБСЕ. Варшава, 2011. [Электронный ресурс] URL: http:// http://www.cikrf.ru/news/relevant/2011/06/01/churov_electron.html (дата обращения: 06.04.2017).