Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

В своих решениях Конституционный Суд Республики Беларусь неоднократно обращался к определению объемов содержания конституционного принципа социальности государства. Далее приведем некоторые, представляющие на наш взгляд особенный исследовательский интерес, выдержки из этих решений.

Согласно Решению Конституционного суда Республики Беларусь № Р-626/2011 от 27 сентября 2011 г. «О законодательном определении термина “трудоспособное лицо” для целей применения пункта “д” части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении”» [1], «Республика Беларусь является социальным правовым государством (часть первая статьи 1 Конституции), одна из целей которого – достижение социальной стабильности через осуществление прав и свобод каждого человека и гарантированности их обеспечения».

В Послании Конституционного суда  Республики Беларусь от  18 января 2012 г. «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году» [2] содержится указание на то, что важнейшими задачами социального правового государства выступают обеспечение и защита конституционных прав и свобод личности, а также соблюдение баланса конституционно защищаемых ценностей и целей.

В Решении Конституционного суда Республики Беларусь № Р-927/2014 от 6 июня 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “Аб беларусах замежжа”» [3] содержится указание на то, что «основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, белорусы вместе с другими национальными общностями, которые проживают в Беларуси, создали демократическое правовое социальное государство – Республику Беларусь».

В соответствии с Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № Р- 528/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь”» [4], «согласно Конституции Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1), в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2). В соответствии с частью первой статьи 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства ... Конституционное определение Республики Беларусь как социального государства и провозглашение в Конституции обеспечения прав и свобод граждан высшей целью государства развиваются также в иных положениях Конституции, регулирующих социальные права граждан и гарантии их реализации».

Схожая позиция Конституционного суда Республики Беларусь содержится также в Решении от 23 апреля 2013 г. № Р-801/2013 «О соответствии  Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О семеноводстве”» [5].

Как отмечается в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 июля 2015 г. № Р-991/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об обращениях граждан и юридических лиц”» [6], «Конституция провозглашает Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством (часть первая статьи 1), в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 21)».

В Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 июля 2015 г. № Р-994/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики  Беларусь “Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения”» [7] содержится указание данного судебного органа на следующее: «Конституцией установлено, что Республика Беларусь является социальным государством…. Одно из важнейших социальных прав каждого – право на достойный уровень жизни, составной частью которого является достаточное питание (часть вторая статьи 21 Конституции)…».

В Решении от 7 июля 2014 г. № Р-942/2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь”» [8] Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что «в Конституции предусмотрено, что Республика Беларусь является социальным государством (часть первая статьи 1); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции и законах (часть третья статьи 21); гражданам гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47)».

Как отмечается в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 июля 2009 г. № Р-358/2009 “О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов”» [9], «социальный характер государства (часть первая статьи 1 Конституции) проявляется прежде всего в отношении к наиболее уязвимым, нуждающимся в поддержке и особой заботе и внимании слоям населения, в том числе инвалидам. В соответствии со статьей 47 Основного Закона гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов».

В соответствии с Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 ноября 2010 г. № Р- 508/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам жилищных отношений”» [10], «социальный характер государства проявляется как в закреплении на конституционном уровне социальных прав граждан, так и в ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, обеспечения и гарантированности прав и свобод граждан Республики Беларусь как высшей ценности и цели общества и государства (статьи 2 и 21 Конституции). Одно из основных социальных прав – право на жилище закреплено в статье 48 Конституции. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья».

В Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 июня 2014 г. № Р-924/2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О здравоохранении”» [11], содержится указание на то, что «характер обязанностей Республики Беларусь как социального государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан» предопределяется необходимостью обеспечения права на охрану здоровья.

Согласно Решению Конституционного Суда Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. № Р-930/2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства”» [12], «одновременно социальный правовой характер государства возлагает на законодателя обязанность осуществлять такое регулирование, которое не приводило бы в рамках исполнительного производства в случае необходимости обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество к умалению достоинства и нарушению прав, свобод, законных интересов человека (часть первая статьи 1, часть первая статьи 25, статья 53 Конституции)».

Анализ данной судебной практики Конституционного Суда Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что Республика Беларусь является социальным государством, реализующим конституционный принцип социальности государства посредством многочисленных нормативных актов различных отраслей права.

 

Список литературы

1.     Решение Конституционного суда Республики Беларусь № Р-626/2011 от 27.09.2011 «О законодательном определении термина “трудоспособное лицо” для целей применения пункта “д” части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении”» //.kc.gov.by/main.aspx?guid=24413>.

2.     Послание Конституционного суда Республики Беларусь от 18.01.2012 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году» // <http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=18485>.

3.     Решение Конституционного суда Республики Беларусь № Р-927/2014 от 06.06.2014 «О соответствии Конституции  Республики  Беларусь  Закона  Республики  Беларусь  “Аб  беларусах  замежжа”»  //.kc.gov.by/print.aspx?guid=36563>.

4.     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № Р-528/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь”» // >.

5.     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 апреля 2013 г. № Р-801/2013 «О соответствии Конституции      Республики      Беларусь     Закона     Республики      Беларусь     “О      семеноводстве”»  // .kc.gov.by/main.aspx?guid=30673>.

6.     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 июля 2015 г. № Р-991/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон      Республики      Беларусь      “Об      обращениях      граждан      и      юридических      лиц”» //.kc.gov.by/main.aspx?guid=40473>.

7.     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 июля 2015 г. № Р-994/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения”» // >.

8.     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № Р-942/2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь”» // <http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=37393>.

9.     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 июля 2009 г. № Р-358/2009 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые   законы   Республики   Беларусь   по   вопросам   социальной   защиты   инвалидов”» //.kc.gov.by/main.aspx?guid=15663>.

10. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 ноября 2010 г. № Р-508/2010 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений в некоторые законодательные     акты     Республики     Беларусь     по     вопросам     жилищных     отношений”» //.kc.gov.by/main.aspx?guid=21363>.

11. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 июня 2014 г. № Р-924/2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О здравоохранении”» // <http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=36513>.

12. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. № Р-930/2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства”» // <http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=36813>.