Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются источниками права Российской Федерации и выступают в качестве таковых и для муниципального права [3, с. 116].

К сожалению, в России, процесс формирования местного самоуправления не единожды прерывался на весьма длительные периоды времени, именно в результате этих перерывов, у нас в настоящее время, имеется целый ряд проблем в его становлении и развитии. Первостепенной задачей в данное время выступает обеспечение развития местного самоуправления в России и повышение эффективности его деятельности, так как без развития местного самоуправления просто невозможно становление социального и экономически развитого государства [7, с. 36].

Как известно, отличительной чертой решения вопросов государственного строительства в большинстве современных государств является дифференциация публичной власти на государственную и местную. В свою очередь, реальное функционирование местной власти является одним из признаков, характеризующих государство как демократическое и правовое [1, с. 26].

История местного  самоуправления в России уходит своими корнями  в глубину веков. Многие исследователи видят истоки российского самоуправления в ранних формах общинного самоуправления и в вечевой городской непосредственной демократии [4, c. 60], но первые попытки закрепить элементы местного самоуправления законодательно были сделаны в эпоху реформ Ивана  IV, Петра I  и Екатерины II.  Можно утверждать, что с тех пор и до сегодняшнего дня законодательство в сфере местного самоуправления не перестает развиваться. Новый толчок такого развития произошел в 1998 году с ратификацией Россией Европейской хартии местного самоуправления (далее - Европейская хартия МСУ или Хартия) [6, c. 62].

Создание Хартии было связано с необходимостью достижения большего единства между членами Совета Европы в защите и укреплении местного самоуправления в европейских демократических странах с децентрализованной властью.

Европейская хартия МСУ является тем фундаментом, который определяет организацию и регулирование системы местного самоуправления в России и закрепляет основополагающие принципы, на которых основывается местное самоуправление. Однако существует немало проблем применения данного международного документа в Российской Федерации.

Актуальность указанной проблемы обусловлена тем, что принцип народовластия, закрепленный в Европейской хартии МСУ, находит свое дальнейшее развитие в законах и иных правовых актах. Именно от того, насколько полно и непротиворечиво отражены в действующем законодательстве институты народовластия, зависит их реальное воплощение в жизнь российских граждан и качество такой жизни [5, c. 56].

Одной из таких проблем является проблема пренебрежения некоторыми принципами, на которых базируется система МСУ. Например, принцип субсидиарности - один из базовых принципов организации деятельности органов местного самоуправления. Он вытекает из ч.3 ст.4 Европейской хартии МСУ и означает, что осуществление управленческих полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к населению. Передача какой-либо функции другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной цели, а также требований эффективности и экономии ресурсов. То есть, центральная власть не должна вмешиваться в те вопросы, которые могут эффективно решаться на местах. Но это только в теории.

На практике же принцип субсидиарности проявляется как некая мера ответственности субъекта управления за ненадлежащее осуществление своих полномочий.

В  настоящее  время  наблюдаются  попытки  реального  «огосударствления»  МСУ  для  повышения эффективности управленческой деятельности на местном уровне. Именно поэтому следует говорить о том, что вмешательство центральной власти в деятельность органов МСУ выглядит оправданной, несмотря на то, что согласно ч.2 ст.4 Хартии органы МСУ в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из их сферы и компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.

Европейская хартия МСУ предусматривает административный контроль за деятельностью органов МСУ, который должен быть целесообразным. Получается, что законодательно закреплена возможность вмешательства центральной власти, когда она обусловлено необходимостью сохранения равенства условий жизни на территории всего государства и соблюдения принципа правового или экономического единства. Это и является одной из причин пренебрежения принципа независимости органов МСУ.

Следующим фактором, влияющим на применение Европейской хартии МСУ, связан с внутренними недостатками самого международного документа. Среди значимых пробелов — отсутствие официального толкования терминов и действенного механизма контроля за исполнением принятых обязательств. Правоведы объясняют это тем, что текст документа готовился странами “старой” демократии, для которых его положения рассматривались как естественные, устоявшиеся обычаи, не требующие пояснений и дополнительных механиз- мов реализации. Что  неприменимо  к российскому государству,  развивавшемуся и  развивающемуся особым самобытным путем.

Еще одной проблемой реализации положений Европейской хартии МСУ является некорректный перевод некоторых терминов, из-за чего некоторые выражения, используемые в русской редакции этого международного договора, не соответствуют терминологии, применяемой в нормативных правовых актах российского законодательства, регулирующих соответствующие правоотношения в сфере муниципального права.

Одним из ярких примеров такого несоответствия является английское понятие “local authorities”. Данное выражение обозначает достаточно многозначный феномен, поэтому при переводе нужно учитывать контекст, в котором оно употреблено, ведь термин может означать само местное сообщество (население как носитель власти), муниципальное образование (населенное  территориальное образование  как субъект народовластия), орган местного самоуправления (субъект, обладающий полномочиями по осуществлению конкретных действий в сфере МСУ) и понятие местной власти (как уровень публичной власти) [2, c. 6-20].

При осуществлении перевода текста Хартии специфика данного термина не была учтена. Так, например, из русской редакции ч.1 ст.9 следует, что органы МСУ могут обладать собственными финансовыми ресурсами, тогда как эти ресурсы являются собственностью самого муниципального образования.

Несмотря на то, что языковые аспекты не являются областью изучения правоведов, они считаются немаловажными факторами, влияющими на адекватное применение норм международного документа, имеющего правовое значение.

Решением обозначенных проблем может послужить пересмотр русской редакции текста Европейской хартии местного самоуправления, а также выработка механизма, который бы не позволял игнорировать принцип независимости органов МСУ, ведь обладая конституционным правом на местное самоуправление, народ Российской Федерации в силу объективных причин не способен его реализовывать должным образом и в полной мере.

 

Список литературы

1.     Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25-29.

2.     Замотаев А.А. О русской редакции Европейской Хартии местного самоуправления: Некоторые вопросы обеспечения адекватности применения документов Совета Европы, касающихся осуществления публичной власти / А. Замотаев, В. Чекалкин // Муниципальная власть. 2007. № 1. С. 6-20.

3.     Ибрагимов Т.М., Аминов И.Р. К вопросу о международно-правовых источниках муниципального права // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Перспективы развития научных исследований в 21 веке», Махачкала 2014 года. С. 116-120.

4.     Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций: Кн.1. - М:. Проспект, 1993. - 365 с.

5.     Конышева Е.Г. Европейская хартия местного самоуправления и некоторые аспекты ее реализации в России // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №2 (81). - 270 с.

6.     Малько А.В. Муниципальное право России: учебник / А.В. Малько, С.В. Корсакова. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 398 с.

7.     Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIV Международной  научно-практической  конференции.  Научно-информационный  издательский  центр «Институт стратегических исследований». М., 2015. С. 35-40.