Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИСИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Гродно
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Работа государственных служащих имеет свою специфику, которая определяется выполнением определённой деятельности государственных органов, возложенных на него государством, в которых эти государственные служащие работают. Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. в связи с этим к государственным служащим предъявляются особые повышенные требования, устанавливаются ограничения, и в то же время им предоставляются льготы и гарантии в качестве компенсаций за особые требования и ограничения. Государственные служащие, как и всякие работники, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей государственные служащие несут установленную законом ответственность. Каковой является дисциплинарная ответственность. Общее состояние современных теоретических разработок в области дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства относительно государственных служащих нельзя признать совершенным. Сегодня необходимо констатировать некоторое снижение интереса к этой, бесспорно, актуальной теме по сравнению с наукой советских времен, когда вопросу дисциплинарной ответственности уделялось весьма  серьезное внимание таких известных ученых-юристов, как Ю. С. Адушкин, С. С. Алексеев, В. Б. Аверьянов, Д. М. Бахрах, Ю. П. Битяк, А. Т. Барабаш, В. С. Венедиктов, Е. В. Додин, А. А. Гришковец, Б. И. Жерлицин, Б. М. Лазарев, В. Д. Сорокин, В. М. Манохин, И. А. Галаган, В. А. Лория и др. Несмотря на это, дисциплинарная ответственность государственных служащих требует углубленного изучения. В частности полезным для научного исследования может быть сравнительный анализ законодательства о дисциплинарной ответственности государственных служащих в Республике Беларусь и в Российской Федерации. В данной статье будут проанализированы определение государственной службы, понятие и виды дисциплинарных взысканий, порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности.

В юридической науке нет единого мнения относительно понятия дисциплинарной ответственности государственных служащих ни в Республике Беларусь, ни в Российской Федерации.

Кеник К. И. считает, что «дисциплинарная ответственность – это ответственность, применяемая к государственным служащим руководителем государственного органа, в котором он работает, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей. Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из видов дисциплинарного взыскания, предусмотренных соответствующим законодательным актом» [2].

Витрук Н. В. Считает, что «дисциплинарная ответственность представляет собой меру государственного воздействия карательного характера лиц за нарушение дисциплины (трудовой, служебной, учебной и т. д.), т. е. за дисциплинарный проступок» [1, с. 120]

По нашему мнению наиболее полное определение дано Кеник К. И., потому что в нём содержатся основные черты дисциплинарной ответственности государственных служащих.

В законодательстве Российской Федерации дисциплинарная ответственность государственных служащих регулируется главой 12 Федерального Закона от 27 июня 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3].

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона «о государственной гражданской службе Российской Федерации». В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки. Частью первой статьи 58 Закона  «о государственной гражданской службе Российской Федерации» на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Закон Республики Беларусь от 14  июня 2003  г. "О государственной службе в Республике Беларусь" основаниями для привлечения к ответственности государственных служащих указывает неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно несоблюдение установленных законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой (ст. 56 данного Закона). При наличии указанных оснований государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством [4].

Особенность трудовых отношений государственных служащих предопределяет особенности регулирования их дисциплинарной ответственности. Законом «о государственной службе в Республике Беларусь» установлено, что к государственным служащим за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев; увольнение с занимаемой должности в соответствии с законом о государственной службе, законодательством о труде и иными законодательными актами (ст. 57). К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (дисциплинарный проступок). Следует отметить, что в дисциплинарном производстве (в отличие от других видов юридической ответственности) отсутствует перечень нарушений, которые являются дисциплинарным проступком и могут влечь применение дисциплинарных взысканий. Дисциплинарным проступком государственного служащего являются любые действия или бездействия, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением его должностных обязанностей. Они могут выражаться в умышленном нарушении правил служебного распорядка, должностных инструкций, приказа руководителя, правил работы со служебной информацией, отказе участвовать в служебных мероприятиях, отказе от служебной командировки и т.д.

При решении вопроса о привлечении государственного служащего к дисциплинарной ответственности следует руководствоваться Законом «о государственной службе в Республике Беларусь», который устанавливает права и обязанности государственного служащего, правоограничения. Злоупотребление правами, неисполнение обязанностей, несоблюдение правоограничений в любом случае является должностным проступком и может влечь дисциплинарную ответственность. Это общие права, обязанности и правоограничения. Каждому государственному служащему устанавливаются его конкретные права и обязанности в должностных инструкциях. Неисполнение обязанностей, содержащихся в должностной инструкции, также является дисциплинарным проступком [2].

Согласно ч. 4 ст. 57 Закона «о государственной службе в Республике Беларусь» порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства. Поэтому на государственных служащих распространяется общий порядок наложения, снятия и обжалования дисциплинарных взысканий, установленный трудовым законодательством Республики Беларусь.

Вывод: на основании изучения действующего законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере дисциплинарной ответственности государственных служащих необходимо констатировать, что нормативное регулирование этого института в этих странах имеет свою специфику. Исходя из анализа дисциплинарной ответственности государственных служащих Республики Беларусь и государственных (гражданских) служащих Российской Федерации мы пришли к выводу, что регламентация указанного института по законодательству обеих стран схожа. Вместе с тем не лишена и пробелов в регулировании такой ответственности государственных служащих. Например: в дефиниции понятия «дисциплинарный проступок», которые предлагают российский и белорусский законодатель отсутствует такой важный признак как виновность деяния, совершенного государственным служащим; проведение служебного расследования в законодательстве Республики Беларусь не урегулирован, в отличии от законодательства Российской Федерации.

 

Список литературы

1.     Витрук, Н. В. Общая теория юридической ответственности / Н. В. Витрук. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 432 с.

2.     Кеник, К. И. Дисциплинарная ответственность государственных служащих / К. И. Кеник // Сервис публикации документов [Электронный ресурс] – 2016 – Режим доступа: http://www.lawbelarus.com/repub2008/sub17/text17137.htm. – Дата доступа: 12.03.2016

3.     О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон российской Федерации: с изм. и доп.: текст по состоянию на 30.12.2015 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ – Дата доступа: 12.03.2016

4.     О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14.06.2003 №204–З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 15.07.2015 // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.