Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫБРАННЫЕ АСПЕКТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ / SELECTED ASPECTS OF THE EUROPEAN SYSTEM OF INSURANCE OF BANK DEPOSITS/

Авторы:
Город:
Братислава
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2018г.

Аннотация в статье рассматривается третий уровень банковского союза. Представлены три этапа реализации Европейской системы страхования банковских вкладов. Выделены главные проблемы EDIS на основании предложенного анализа воздействия EDIS.

Ключевые слова Европейский систем страхования банковских вкладов, валютный союз, Европейский союз.

Идея о необходимости создания банковского союза начала формироваться уже в 2008 году. Именно начавшийся кризис наглядно продемонстрировал, что тесно взаимосвязанный сектор государственного управления и банков может создать многочисленные проблемы в странах-членах валютного союза. Проблемы одной страны могут легко перейти и на остальные «здоровые» страны-члены Европейского Союза (ЕС). Именно эта проблема явилась одной из основных причин для пересмотра нынешней модели валютного союза. Благодаря созданию валютного союза удалось объединить финансовые рынки находящиеся в странах-участниках ЕС, но к сожалению осуществление надзора за их деятельностью все- таки остался только на национальном уровне.

Проблемы, возникающие из-за несоответствия между функционированием и регулированием финансовой системы, были решены путем создания трехуровневого банковского союза:

-   Единый механизм банковского надзора,

-   Единый механизм урегулирования банкротств банков,

-   Европейская система страхования банковских вкладов.

Согласно законодательному предложению Европейской комиссии [2], Европейская система страхования вкладов (European Deposit Insurance Scheme - EDIS) будет реализоваться в три этапа:

1.        Схема обеспечения (2017-2020 г.)

2.        Схема совместного страхования (2020-2024 г.)

3.        Схема полного страховая (с 2024 г.).

В первом этапе, национальные системы страхования банковских вкладов стран-участниц ЕС будут иметь доступ к средствам EDIS только после того, как страна-участница ЕС исчерпала все свои «домашние» ресурсы. При этом EDIS предоставляет максимально 20 процентов с недостающей части. Остальные 80 процентов страна-участница ЕС должна получить от альтернативных источников.

Во второй этапе, схема обеспечения перейдет в систему совместного страхования. Риск, перебираемый EDIS будет постепенно возрастать, начиная с 20 процентов и увеличиваться каждый год на 20 процентов вплоть до достижения 80 процентов.

В третьем этапе EDIS возьмёт на себя сто процентов риска [3].

Опубликованный анализ [1] воздействия EDIS на законодательную базу стран-участниц ЕС, подтвердил ожидаемые предположения о том, что единый фонд страхования вкладов является лучшим вариантом, чем страхование через сеть национальных схем страхования вкладов. Однако некоторые государства-члены ЕС считают данный анализ недостаточным, поскольку ему не удалось устранить основополагающие проблемы, связанные с системой EDIS, в частности создание одинаковых условий на внутренних рынках стран-участниц ЕС.

Анализ воздействия EDIS также рассматривает взаимодействие между EDIS и «правом выбора», который имеют страны-участницы ЕС. Закрепленное «право выбора» позволяет государству-члену ЕС вводить правила, отклоняющиеся от предложенного законодательного предложения Европейской комиссии (например: право выбора из двух или более вариантов). Кроме этого анализ воздействия EDIS также рассматривал размер взноса до совместного фонда страхования вкладов. В соответствии с предложенным законодательным предложением Европейской комиссии размер взносов должен в первую очередь зависеть от вероятности использования EDIS конкретными странами-участницами ЕС. В этой связи страны- участницы ЕС потребовали закрепить методологию расчетов взносов непосредственно в постановлении EDIS.

Основной проблемой система EDIS является список кредитных организаций, спадающих до системы EDIS. В частности, кредитные организации не спадающие под конкретное постановление и директиву (Regulation (EU) No 575/2013 of the European Parliament and of the council of 26 June 2013 on prudential requirements for credit institutions and investment firms and amending Regulation (EU) No 48/2012 / Directive 2013/36/EU of the European Parliament and of the council of 26 June 2013 on access to the activity of credit institutions and the prudential supervision of credit institutions and investment firms, amending Directive 2002/87/EC and repealing Directives 2006/48/EC and 2006/49/EC) автоматически не спадают под предложенное постановление EDIS. В этой связи страны-участницы ЕС разделились на две группы. Первая половина требует включения всех кредитных организаций до системы EDIS, в противном случае возникнут две отдельные системы, работающие независимо друг от друга. Другая часть настаивает на удержании трех уровней банковского союза, даже за цену возникновения двух систем страхования банковских вкладов [4].

На основании выше указанных проблем с которыми столкнулась ЕС, можно в общей сложности констатировать, что система EDIS все-таки еще не приправлена к «реальной работе». По всей видимости в будущем для «запуска» EDIS будет необходимо пересмотреть и дополнить некоторые неясные области деятельности EDIS.

 

Список литературы

 

1.        Effects analysis (EA) on the European deposit insurance scheme (EDIS)

2.        Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EU) 806/2014 in order to establish a European Deposit Insurance Scheme.

3.        Čunderlík Ľ., Daudrikh Y., Heseková S., Mazúr J., Rakovký P.: Právo finančného trhu. Bratislava: Wolters Kluwer, 2017.

4.        Pénzeš, P., Ďuriač, D.: Aktuálny vývoj v rámci tretieho piliera bankovej únie. Biatec, roč. 25, č.1, 2017, s. 20 -23.