Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2017г.

Правовой статус государственных служащих, его правовая урегулированность имеет весьма важное значение в деле обеспечения эффективной системы государственной службы в стране. По мнению Ю.Н. Старилова, ведущего специалиста по служебному праву, правовой статус государственного служащего является центральным элементом правового института государственной службы. Следует согласиться с ним в том, что все другие элементы существуют лишь, для «обслуживания» функционирования государственной службы. То есть, все остальные элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и, позволяют в полной мере реализовать их потенциал.1. Безусловно, это возможно при условии, если нормативно закреплены способы замещения должностей государственной службы, а также система прохождения государственной службы. В противном случае, ни о какой эффективности использования прав и обязанностей государственным служащим не может быть и речи.

В юридической науке можно встретить различные подходы к определению правового статуса государственного служащего. Чаще всего правовой статус государственных служащих принято характеризовать как совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Исходя из положений Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ ( ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»2, правовое положение (статус) федерального государственного служащего и гражданского служащего субъекта Российской Федерации устанавливается федеральным законом о соответствующем виде государственной службы. Соответственно, правовой статус государственного служащего конкретного вида службы включает не только права и обязанности, но ограничения, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3 (далее Закон о гражданской службе РФ) является исторически первым законом, устанавливающим правовые основы отдельного вида государственной службы, а именно – гражданской службы. В нем регламентируется правовое положение (статус) гражданского служащего. Из положений названного Закона вытекает, что к составным частям правового статуса гражданского служащего следует отнести:

-   основные права гражданского служащего (Ст. 14);

-   основные обязанности гражданского служащего (Ст. 15);

-   ограничения, связанные с гражданской службой (Ст.16);

-   запреты, связанные с гражданской службой (Ст.17);

-   требования к служебному поведению гражданского служащего (Ст. 18);

-   порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе (Ст.19);

-        необходимость представления сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера, предоставления сведений о расходах (Ст.20).

За истекший с момента принятия Закона о гражданской службе РФ период в него неоднократно вносились поправки. Содержательная сторона перечисленных элементов правового статуса государственных гражданских служащих также претерпела изменения, в том числе и в плане совершенствования. Вместе с тем, в юридической литературе многими авторами отмечается наличие пробелов в регулировании гражданской службы и в частности вопросов статуса гражданских служащих. Зачастую причиной тому указывается отсутствие всесторонней регламентации прав и обязанностей гражданских  служащих, отсутствие системности    служебного законодательства, регулирующего прохождение гражданской службы4.

Некоторые авторы все же отмечают и достижения в данной области. Так, например, оценивая результаты реформы государственной службы 2003-2013 гг. Кодинцев А.Я отмечает, что она удалась только частично и фактически не завершена. В то же время он подчеркивает, что « … многое было сделано, особенно то, что решало проблемы статуса чиновников»5.

Следует признать, что в действующем служебном законодательстве по вопросам административно- правового регулирования правового статуса гражданских служащих имеются правовые пробелы. Анализ нормативно-правовых основ правового статуса государственных гражданских служащих в современной России свидетельствует о наличии значительного количества нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, среди которых законы, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие данный правовой институт.

Основными законодательными актами федерального уровня являются: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», которые напрямую определяют правовой статус государственных гражданских служащих. Сюда же следует отнести Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016)«О противодействии коррупции»6, поскольку в нем содержатся нормы, регламентирующие правовой статус государственных гражданских служащих. Согласно ст. 8 указанного Закона невыполнение государственным служащим обязанности представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности.

По нашему мнению одними из главных недостатков нормативно-правового регулирования правового статуса государственного гражданского служащего являются: разрозненность нормативных правовых актов, отсутствие системности, наличие большого количества отсылочных норм на подзаконные нормативные акты.

Следует признать, что подзаконные нормативные правовые акты, определяющие правовой статус государственных гражданских служащих, отличаются количественными характеристиками. В связи с чем, ряд авторов предлагают сократить число подзаконных актов, регулирующих государственную гражданскую службу. Например, С.В. Качушкин аргументирует необходимость резкого сокращения числа подзаконных актов, которыми регулируется гражданская служба 7. С этим предложением невозможно не согласиться, учитывая, что в правовом государстве основным регулятором должен быть закон. Идея о целесообразности разработки и принятия  Кодекса о государственной гражданской службе  в  Российской Федерации нам представляется весьма разумной и уместной.

Подводя итоги, отметим, что нормативно-правовая основа в области определения правового статуса государственных гражданских служащих в современной России далека от совершенства, что в целом негативно сказывается на состоянии дел в сфере организации и функционирования данного вида государственной службы. Для эффективной работы государственных гражданских служащих недостаточно двух выше указанных Федеральных законов. Для успешной реализации компетенции государственных гражданских служащих необходимо разработать и принять

Кодекс о государственной гражданской службе в Российской Федерации, благодаря которому будет обеспечена системность нормативно-правовой базы государственной гражданской службы, отпадет необходимость в таком количестве отсылочных норм на подзаконные нормативные акты.

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 № 22. Ст. 2063.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 № 31. Ст. 3215.

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.

4. Качушкин С.В. Конституционно-правовые основы государственной гражданской службы: автореф. дис. … док-ра юрид. наук. М., 2011. - 48 с.

5. Кодинцев А.Я. Концепция и программы реформы государственной гражданской службы в РФ в 2001-2015 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016.№ 4.С.59-63.

6. Миннигулова Д.Б. Совершенствование административно-правового регулирования статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 6. С. 30 - 32.

7. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации / Ю.Н. Старилов.- Воронеж. 1996. - 478 с.