Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2017г.

Проблема финансирования образования и, в частности, высшей школы, непосредственно обеспечивающей рынок труда квалифицированными специалистами, является актуальной для всех современных экономик мира. В научной литературе рассматриваются механизмы процесса финансирования в сфере  высшего образования, источники,  предлагаются меры по  совершенствованию данного процесса [2, 4]. Нам представляется целесообразным в  рамках данной проблемы рассмотреть особенности процесса финансирования высшего образования в Германии, поскольку здесь имеется большой опыт как консолидированного финансирования, так и диверсификации источников финансирования образования и науки.

В Германии, как и в России, финансирование осуществляется на трех уровнях: федеральном (государство), региональном (земли) и  местном (муниципалитеты). Однако распределение средств отличается: основную финансовую нагрузку несут земли (региональный уровень), в отличие от России, где большая часть средств поступает от государства. Такая закономерность вполне объяснима самим федеративным устройством Германии, в котором земли обладают большой финансово-экономической самостоятельностью и являются учредителями вузов. Согласно данным Высшей школы экономики, государственные расходы на высшее образование в Германии составляют 3,0 % от общих расходов, в России – 1,9 % (сведения 2014 г.) [1].

Вузы в Германии находятся в ведении федеральных земель. Размер финансовой нагрузки определяется федеральной землей: например, земля Нижняя Саксония выделяет 9200 евро на одного студента в год, а земля Гессен – или Бранденбург – около 5500 евро. В среднем по Германии земли выделяют 7500 евро в год на одного студента [5].

Источники финансирования, как и в России, делятся на основные и дополнительные. Однако наполняемость и структура данных источников отличается. Так, основные источники составляют примерно 60 % в общей системе финансирования вузов, внутри них 90 % приходится на источники государства, 10 % –   на частные источники. При этом источники государства включают в себя финансовые средства земель (80%) и федерального правительства (10 %). Дополнительные источники составляют примерно 40 % в общей системе финансирования вузов, они включают в себя гранты, частные фонды, разнообразные фонды поддержки научной и инновационной деятельности, договоры с предприятиями, компаниями [5].

Согласно официальным данным, в Германии прослеживается тенденция к постоянному увеличению финансирования высшей школы, особенно за период с 2000 по 2013 гг. (в млрд. евро): 2000 г. – 1,9 (правительство), 15,3 (земли); 2005 г. – 1,8 и 16, 6; 2010 г. – 3, 2 и 19,3; 2012 г. – 4,0 и 20,7; 2013 г. – 4,9 и 21,8. Начиная с 2014 г., увеличение финансирования продолжает расти, однако более медленными темпами, при этом отмечено перераспределение нагрузки – финансирование растет за счет средств земель, а не правительства: 2014 г. – 5,0 и 23,0 млрд. евро; 2015 г. – 5,0 и 24 млрд. евро [7].

Среди дополнительных источников отсутствуют внебюджетные средства, получаемые от обучения студентов на платной основе. Однако в последнее время в рамках контроля за качеством образования в отдельных землях введено платное обучение для тех студентов, которые не укладываются в установленные сроки и обучаются больше 12 семестров, например, см. Закон о высшем образовании земли Нижняя Саксония [9].

К дополнительным источникам доходов относятся также доходы от коммерческой деятельности, которую составляют в основном средства, полученные от деятельности университетских клиник.

Следует заметить, что в рамках перераспределения полученных бюджетных средств вузы Германии обладают большей самостоятельностью, чем вузы в России. В России деление вузов на бюджетные и автономные расширило возможности последних в распределении в основном внебюджетных средств.

Таким образом, система дополнительных источников финансирования вузов в Германии является более упорядоченной и стабильной, поскольку, в отличие от России, действует давно и функционирует по устоявшейся схеме. Дополнительными источниками финансирования в Германии занимаются не только сами вузы, этим озабочены и федеральное правительство, и земли. Так, ими совместно были разработаны программы, направленные на выделение вузам дополнительных средств на конкурсной основе – Пакет пактов [10].

В Германии в рамках как основного, так и дополнительного финансирования выделяются критерии, показатели, влияющие на процесс финансирования вузов. К важным показателям относятся: количество выпускников и продолжительность их обучения; дополнительное привлечение средств из частных источников для проведения исследований; количество защищенных диссертаций; численность студентов первой ступени обучения (прикладной бакалавриат); количество ставок научного персонала и др. [5]. Как видно из данного перечня, здесь представлен несколько подход, согласно которому  важным является прежде всего выпуск студентов и научный потенциал.

Говоря о финансировании любой деятельности, следует заметить, что главным здесь будет результат. Мы считаем, что результат должен рассматриваться с точки зрения не только уже достигнутого, но и будущих достижений. В Германии в процессе финансирования высшей школы акцент делается не столько на итогах образовательной и научной деятельности, сколько на перспективах, ориентированности на будущий результат. Это во многом объясняется относительно стабильным развитием ведущих сфер экономики,  возможностью  делать  точные  прогнозы  востребованности определенных специалистов, исследований и т.д.

В рамках проблемы финансирования высшей школы отдельно следует остановиться на таком вопросе, как финансирование вузов в зависимости от их статуса.

В Германии с 2005 г. действует инициатива по выделению элитных вузов (Exellenzinitiative), которая осуществляется в несколько этапов. На первом этапе (до 2012 г.) было выделено на конкурсной основе 50 таких университетов и элитных кластеров; на втором этапе (до 2017 г.) увеличен объем финансирования до 2,7 млрд. евро и выделено 45 университетов и 43 кластера (см.: официальный сайт федерального министерства образования и научных исследований BMBF) [6]. Причем финансирование таких вузов увеличивается с каждым этапом. Так, на третьем этапе предусмотрено выделение только со стороны федеральных властей 9,9 млрд. евро на период до 2023 года. Сопоставимые суммы выделят и федеральные земли. Всего же за период с 2017 по 2023 годы федеральное правительство потратит 20,2 млрд. евро, земли выделят 18,3 млрд. евро [5, 6].

Россия также восприняла идею по разделению вузов согласно их статусу. Так, в современный период развития высшей школы в России принята следующая градация вузов [3]: ведущие университеты – федеральные, национальные исследовательские, отдельное место занимают МГУ, СПГУ; опорные вузы экономики регионов; прочие вузы.

Как отмечают исследователи, с одной стороны, такая практика выделения ведущих вузов достаточно эффективна с точки зрения развития науки, инноваций, конкурентоспособности, повышения качества образования [2, 8]. Но, с другой стороны, вузы, не вошедшие в данный список, оказываются в трудном положении, особенно это касается финансирования [11]. Однако в Германии, как мы уже отмечали, сложилась устойчивая практика привлечения средств из дополнительных источников, поэтому вузам, не вошедшим в "элитный список", легче выживать в образовательном пространстве.

Преимущества немецкой программы в данном случае заключаются в большей "подвижности" таких вузов в перечне, статус элитного присваивается вузу не навсегда, а на определенный (и это оговаривается) период, поэтому у любого университета есть возможность продолжать участвовать в конкурсе и войти в этот список (ср. с Россией – статус "федеральный университет" не ограничивается временным промежутком).

Таким образом, проведенный анализ процесса финансирования высшей школы в Германии позволяет выделить следующие закономерности:

в Германии, начиная с 2000 г., наблюдается тенденция к увеличению финансирования высшей школы и особенно – элитных вузов;

распределение средств между вузами в рамках финансирования высшего образования в немецкой практике ориентировано прежде всего на прогнозируемые результаты;

дополнительные источники финансирования в немецкой системе высшего образования зависят прежде всего от количества заключенных между вузами и землями, предприятиями соглашений;

среди ведущих университетов преимущества в рамках финансирования в Германии имеют элитные вузы.

На наш взгляд, в российской практике финансирования высшей школы следует учитывать зарубежный опыт и, в частности, опыт Германии. Проведенный анализ процесса финансирования вузов Германии позволяет предложить для российской системы финансирования высшей школы следующее.

Необходимо не замедлять тенденцию постепенного увеличения размеров государственного финансирования вузов. В настоящий момент в России финансирование по своему объему не соответствует затратам на качественную подготовку будущих специалистов. Возможным способом такого увеличения могло бы быть заключение соглашений (контрактов) региональной власти с соответствующим вузом на подготовку определенных специалистов (опыт, апробированный в Германии), проведение инновационных проектов с последующей обязательной отработкой выпускников в данной сфере в течение конкретного срока и с последующим внедрением проектов в экономику региона. В данном случае речь по сути идет о широком применении и внедрении целевых форм обучения (данная форма обучения есть, но применяется в очень малых количествах и весьма выборочно).

Следует уточнить критерии, включающие ряд показателей, которые влияют  на процесс финансирования вуза. Данные критерии должны включать в себя не только итоги, но и перспективы, результаты, направленные в будущее.

Необходимо более глубоко и обоснованно продумать распределение финансовых потоков между ведущими вузами и остальными. Следует установить определенные сроки, предполагающие возможность изменения на конкурсной основе статуса ведущего вуза и присвоения этого статуса другому вузу. Это будет способствовать здоровой конкуренции и стимулированию образовательной и научной деятельности.

 

Список литературы

 

1.      Краткий статистический сборник "Образование в цифрах": 2014; 2016 / Л.М. Гохберг, И.Ю.Забатурина, Г.Г. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2014; 2016. – 80 с.

2.   Кулакова М.Н. Международные модели финансирования вузов и их применения для вузов России в период реформирования системы высшего образования // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2011. – №1 (10). – С. 51–60.

3.     Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" от 10.02.2009 N 18-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84791/

4.      Юрга В.А. Структура и механизмы финансирования системы высшего профессионального образования как условие инновационного развития высшей школы (российский и зарубежный опыт) // Сибирская финансовая школа, 2011. – № 3. – С. 1–11.

5.    Bildungsxperten [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bildungsxperten.net/wissen/wie-werden-hochschulen-finanziert/

6.      BMBF [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bmbf.de/de/die-exzellenzstrategie-3021.html

7. Dölle Frank Hochschulpolitischen Arbeitskreises im DGB. Hannover, den 13. Mai 2016. Finanzierung der Hochschulen in Deutschland [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dzhw.eu/.../2012-05- 11_Doelle_Hochschulfinanzierun.

8. Hartmann Michael Die Exzellenzinitiative – ein Paradigmenwechsel in der deutschen Hochschulpolitik // Leviathan, 2006. – Nr. 4. – S. 447–465.

9.     Niedersächsisches Hochschulgesetz (NHG) Dritter Abschnitt §11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.schure.de/22210/nhg.htm#p13

10.             Pakt der Hochschulen 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bmbf.de/de/hochschulpakt-2020-506.html Hochschulpakt 2020

11.   Wagner Gerhard: Does excellence matter? Eine wissenschaftssoziologische Perspektive. In: Soziologie. – Nr. 1, 2007. – S. 7–20.