Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2017г.

Базовым принципом функционирования Таможенного союза ЕАЭС является единый режим торговли товарами в отношениях с третьими странами, что должно быть достигнуто посредством создания единой системы таможенного регулирования [1]. Вместе с тем последние события наглядно свидетельствуют о нарушении данного принципа: торговая политика государств-членов ЕАЭС становится все менее согласованной. В начале августа 2014 года Россия применила «антисанкции» к производителям продовольствия из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады. В июне 2014 года Россией активно обсуждался вопрос о повышении таможенных пошлин на украинские товары с преференциального уровня до уровня режима наибольшего благоприятствования, который нашел свое реальное воплощение в принятом в сентябре постановлении Правительства РФ, вступающий в силу в случае выявления действий Правительства Украины по практическому применению Соглашения об ассоциации, заключенного Украиной с Европейским союзом 27 июня 2014 г., или его имплементации [6]. При этом партнеры по Таможенному союзу ни одну из данных инициатив России не поддержали.

Ввиду отсутствия в рамках Таможенного союза таможенных барьеров введенные Россией односторонние меры остро ставят вопрос о предотвращении попадания на национальный рынок запрещенных к ввозу товаров через союзные государства. В итоге России пришлось довольствоваться обещаниями президентов Республики Беларусь и Республики Казахстан о недопущении транзита запрещенных товаров в Россию через их территории. При этом следует учитывать, что существуют и легальный способ ввоза в Россию запрещенных товаров – они могут быть переработаны в иных государствах-членах ЕАЭС. Данные таможенной статистики внешней торговли лишь подтвердили вывод о том, что в складывающихся условиях у России нет реальных механизмов контроля за выполнением Белоруссией и Казахстаном вышеуказанных обязательств. Так, за пять месяцев 2014 г. в Россию было поставлено белорусских лимонов на $1,7 млн, белорусских бананов — на $183 000, белорусских ананасов — на $37 000, белорусских орехов (кокосовых, бразильских, кешью и миндаля) — на $1,8 млн, белорусских мидий — на $792 000, белорусских осьминогов — на $449 000 [4]. При этом Россельхознадзором России были выявлены многочисленные факты ввоза европейских продуктов, находящихся под российскими санкциями, под видом белорусских, следующих будто бы в Казахстан или другие страны. Примечательно, что с момента введения Россией «антисанкций» Республика Беларусь стала крупным поставщиком в нашу страну мандаринов, бананов, груш, ананасов, манго, авакадо, кокосовых орехов, киви, апельсинов, рыбы и морепродуктов и т.д. За пару лет Белоруссия нарастила экспорт в Россию почти всех товаров из запрещенного списка. Данная статистика позволяет предполагать, что Белоруссия фактически занимается контрабандой и функционирует либо как перевалочный пункт, либо как упаковочный цех для европейских товаров [3]. Выявлены логистические схемы, в рамках которых продукция поступает в Белоруссию с Запада, переупаковывается, снабжается государственными санитарными документами, оформляются накладные от реальных белорусских производителей и ввозится в Россию. Последствием чему становятся различные временные меры Россельхознадзора России, например, запрет на транзит товаров, попавших под санкции, через пункты пропуска Республики Беларусь [7]. Или другой пример, в феврале 2017 г. Россельхознадзор запретил ввоз мяса говядины из Минской области Республики Беларусь, в связи с выявлением ввоза сельскохозяйственной продукции украинского и европейского происхождения, ввоз из которых в Российскую Федерацию запрещен [5]. Проблемы есть и с Казахстаном, в частности контрабанда китайского товара.

Следует обратить внимание, что подобные меры, нарушающие основы функционирования Таможенного союза Не может не удивлять, что подобная мера, нарушающая основы функционирования Таможенного союза, вводятся в одностороннем порядке российским федеральным органом исполнительной власти. Безусловно, вопрос о введении подобных мер должен решаться на наднациональном уровне, и принятие данных мер единолично государством – показатель отсутствия налаженного механизма функционирования государств в рамках ЕАЭС и работы его наднациональных органов по созданию единой торговой политики.

Начало функционирования ЕАЭС сопряжено с активным применением государствами-членами Союза в отношении друг друга мер, ограничивающих импорт товаров. Взаимные торговые запреты периодически возникают у Российской Федерации с Республикой Казахстан, Республикой Беларусь. Так, Россельхознадзором России вводились временные ограничения на поставки молочной, мясной продукции белорусских производителей, которые были расценены Республикой Беларусь как «протекционионистские меры Россельхознадзора», подталкивающие республику не только на поиск новых рынков сбыта товаров, но и к выходу из Союза [8]. В ответ на эти меры в Республике Беларусь стал осуществляться усиленный ветеринарный контроль в отношении всех российских товаров, ввозимых в республику. Взаимные торговые запреты характерны для Российской Федерации и Республики Казахстан. Девальвация рубля также отразилась на  экономической ситуации в государствах союза. В начале  2015 года в Казахстане  стал обсуждаться вопрос о запрете или ограничении на поставки из РФ ставших слишком дешевыми нефтепродуктов, автомобилей, металла, курятины, муки, соков и кондитерских изделий: казахским производителям стало сложно конкурировать по ценам с российскими. Указанные меры постепенно реализуются. Осенью 2014 года Казахстаном был введен запрет на продажу у себя многих российских марок алкоголя из-за несоответствия требованиям пищевой безопасности, который был отменен после проведения Россией двусторонних консультаций с казахстанской стороной. Или другой пример, с 5 марта 2015 года Министерство энергетики Республики Казахстан ввело временный запрет на ввоз бензина и дизтоплива из России. В марте 2015 года в Республике Казахстан из-за нарушений санитарно-гигиенических норм стали изымать из торговли российский майонез, масло и сладости, в ответ на  что Россельхознадзор России предпринял точечные ответные санкции, запрещая в некоторых регионах России ввоз тана, айрана и кефира из Казахстана. Получается, что, несмотря на заключенные международные соглашения государств-членов Союза, направленные на свободное перемещение товаров, государства не готовы полностью отказаться от защиты своего внутреннего рынка и применяют различные административные меры, ограничивающие импорт товаров из интегрируемых государств. В результате возникают всевозможные «торговые войны», которые противоречат принципам свободного рынка внутри Союза и негативно сказываются не только на экономической ситуации государств-членов Союза, но и на интересах потребителей интегрируемых государств.

Указанные события наглядно демонстрирует, что у государств-членов Союза по-прежнему нет единой торговой политики как важнейшего условия функционирования Таможенного союза, что ставит под сомнение полномасштабность и эффективность функционирования Евразийского экономического союза. Свободного перемещения товаров в рамках Союза до сих пор нет, в связи с чем существующая версия интеграция пока явно имеет невнятный результат.

Следует добавить, что положения Договора о ЕАЭС практически не вносят принципиальных изменений в порядок введения государствами мер нетарифного регулирования в одностороннем порядке (приложении № 7 к Договору), что не создает радужных перспектив относительно большей консолидации позиций в отношении единства торговой политики.

Важнейшими направления пресечения в рамках союза различного рода «серых» схем, контрабанды является:

-    усиление международных регуляторов наднационального уровня, направленных на повышение прозрачности совершаемых в рамках союза внешнеторговых операций;

-     создание сквозного контроля и мониторинга за внешнеторговыми сделками хозяйствующих субъектами государств-членов Союза, позволяющий таможенным и налоговым органам государств союза иметь доступ к базам данных друг друга, совмещенные программы по сквозному учету товаропотоков, иные реальные механизмы совместного контроля за законностью совершаемых операций;

- активное использование в решение возникающих проблем сектора законопослушных участников ВЭД, в том числе привлечение уполномоченных экономических операторов, налаживание таможенными органами РФ тесного и взаимовыгодного сотрудничества с представителями добросовестных участников ВЭД, действующий в режиме обратной связи и максимальной консолидирующий сектор добросовестных участников ВЭД, и создающий реальный действенный стимул в получении ими наибольших льгот и упрощений;

-            усиление консолидации усилий таможенных органов государств-членов Союза по осуществлению правоохранительной деятельности на едином таможенном пространстве. Перспективными направлениями в указанном направлении представляется:

-       выработка согласованных подходов к изменению национального законодательства об административной, уголовной ответственности, введения (изменения) мер юридической ответственности, вызванных ростом контрабанды и иных правонарушений, связанных с перемещением через таможенную границу Союза, а также усиление взаимодействия таможенных и иных контролирующих органов государств-членов Союза [10, с.70-74];

-      установление единых правил совершения административных процедур, направленных на единообразие и прозрачность совершения таможенных операций участниками ВЭД на единой таможенной территории Союза [11, с.50-57];

-       в целях обеспечения безопасности общего таможенного пространства, представляется целесообразным создание единых внешних границ ЕАЭС и единого наднационального органа Союза, обеспечивающего единые требования к функционированию и управлению расположенными на них пунктами пропуска.

Видится очевидным, что добиться ощутимых позитивных результатов в достижении стоящих перед Евразийским экономическим союзом задач невозможно без обеспечения на должном уровне взаимодействия между национальными органами власти государств-членов Союза [12, с.11-15]. При этом для его налаживания не достаточно принятия соглашений, регулирующих межведомственное взаимодействие. Указанное взаимодействие должно координироваться и направляться на наднациональном уровне. Указанный вывод подтверждает, например, создание при Коллегии ЕЭК в 2013 году Консультативного комитета по взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе Таможенного союза [8]. Комитет рассматривает вопросы взаимодействия контролирующих органов в местах перемещения, развития инфраструктуры и технологии таможенного и иных видов государственного контроля, вырабатывает предложения по предмету своей компетенции, в том числе по проектам решений Коллегии Комиссии. Представляется, что стоящие сегодня перед таможенными органами государств-членов Союза задачи, а также спектр проблем, неминуемо возникающих с отменой таможенного контроля на внутренних границах, требуют постановки вопроса о координации и контроле в определённом объеме на наднациональном уровне деятельности таможенных служб государств-членов Союза. Определённые шаги в указанном направлении уже делаются. Например, ЕЭК разрабатывается методика оценки работы контролирующих органов в пунктах пропуска через внешнюю границу Союза, а также единые для всех государств - членов Союза типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации всех видов государственного контроля в пунктах пропуска через внешнюю границу Союза [2]. Таким образом, свободное перемещение товаров в рамках ЕАЭС – еще не свершившийся факт, а важная и непростая задача, от решения которой во многом зависит экономическая эффективность создания ЕАЭС.

 

Список литературы

 

1.     Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) //Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org. 05.06.2014.

2.        ЕЭК предложила представителям бизнес-сообщества ТС продолжить разработку методики оценки работы контролирующих органов в пунктах пропуска // URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-12-2014-3.aspx

3.        Есть ли будущее у Евразийского Экономического Союза? // http://www.posprikaz.ru/2017/03/est-li-budushhee-u-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soyuza/

4.     Ни Казахстан,          ни Белоруссия           не откажутся           от импорта           из ЕС            //           URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/32013971/soyuz-lomitsya-ot-edy

5.     О введении временных ограничений на поставки в Российскую Федерацию говядины и говяжьих субпродуктов     со      всех      предприятий      Минской      области     Республики      Беларусь           //URL:http://www.fsvps.ru/fsvps/news/20048.html

6.        Постановление Правительства РФ от 19.09.2014 № 959 «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина» // URL:http://www.pravo.gov.ru, 22.09.2014.

7.        Письмо Россельхознадзора России от 21.11.2014 № ФС-НВ-7/22886 «О запрете транзита товаров через пункты пропуска Республики Беларусь» // СПС «КонсультантПлюс»

8.        Лукашенко      не      исключает     возможности      выхода     Белоруссии     из      состава     ЕАЭС      // URL:http://www.rosbalt.ru/exussr/2015/01/29/1362375.html

9.        Решение Коллегии ЕЭК от 02.12.2013 № 283 «О создании Консультативного комитета по взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе Таможенного союза, внесении изменения в Положение о Консультативном комитете по таможенному регулированию и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза» // URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635220164351527893.pdf

10.     Трунина, Е.В., Федасова Ю.В. К вопросу об унификации административно-деликтного законодательства государств-участников Таможенного союза //Административное право и процесс. 2013. № 8. С. 70-74.

11.     Трунина Е.В. Административные регламенты в области таможенного дела: вопросы методологии // Право и экономика. 2013. № 12. С. 50-57.

12.     Трунина Е.В. Актуальные вопросы правового регулирования взаимодействия таможенных органов при исполнении государственных функций // Таможенное дело. 2011. № 4. С. 11-15.