Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСТАНА

Авторы:
Город:
Бишкек
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Вопросами исследования информационного права и информационного законодательства занимаются ряд ученых стран СНГ: Бачило И.Л., Копылов В.А., Мелюхин И.С., Кузнецов П.У., Аристова И.В., Баранов А.А., Кормич Б.А., Цимбалюк В.С. и другие. Однако, теоретических наработок, исследований проблематики систематизации, группировки, инкорпорации, других вопросов кодификации информационного права, по нашему мнению, еще недостаточно. Нет еще единодушия среди ученых относительно путей реформирования информационного законодательства. Так, Бачило И.Л., Копылов В.А. [1,4], а также Баранов А.А., Цимбалюк В.С. [2,5] исследуют вопросы становления информационного права как отдельной отрасли права и кодификации информационного законодательства в информационной и электронно-коммуникационной сфере. Есть другие мнения, согласно которых современное информационное законодательство требует лишь усовершенствования путем принятия новых редакций законов в сфере информатизации, а лишь затем перейти к систематизации и кодификации.

Проанализируем действующее законодательство в сфере информационных отношений и определим направления регулирования этих общественных отношений.

Прежде всего отметим, что ключевым признаком информационного законодательства является понятие "информация", и от его применения зависит и правовая природа регулирования.

Соответственно, источниками информации являются предусмотренные или установлении законодательством носители информации: документы и другие носители информации, которые представляют собой материальные объекты, хранящие информацию, а также сообщения средств массовой информации, публичные выступления.

Анализируя исследования ученых, необходимо отметить, что Копылов В.А. определяет структуру информационного законодательства по различным признакам.

По действию закона:

"Вертикальная" структура информационного законодательства, как и всего кыргызского законодательства, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы высшего по иерархии акта имеют высшую юридическую силу, как правило, являются определяющим для соответствующих норм всех низших актов.

"Горизонтальная" структура информационного законодательства включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных актов по  институтам информационного  права, но  и нормы других отраслей законодательства КР. Анализ зарубежного опыта, проведенные исследования в этом направлении подтверждают, что информационное законодательство является комплексной отраслью, включающей как некоторые отрасли законодательства и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы других отраслей законодательства.

Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту, регулирующему отношения в информационной сфере.

Кроме того, Копылов В.А., классифицируя нормы информационного законодательства, определяет следующую структуру:

• информационно-правовые нормы международных актов;

• информационно-правовые нормы Конституции;

• нормативно-правовые акты области информационного законодательства;

• информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства [4, с. 78].

Боер В.М., Павельева А.Г предлагают несколько иной подход. В частности, они предлагают информационно-правовые нормы классифицировать по отдельным видам объектов информационных отношений, систематизированных в пять групп:

1.   Информационно-правовые нормы, непосредственно регулирующие особенности формирования текстов реклам, пропаганды, агитации (плакаты, стенды, календари и т.д.).

2.      Информационно-правовые  нормы,  непосредственно  регулирующие   отношения,  возникающие  в локальных и глобальных компьютерных сетях.

3.       Информационно-правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения распространения массовой информации на телевидении и радио.

4.       Информационно-правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения распространения массовой информации прессой.

5.    Информационно-правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения создания произведений искусства (кино, книги, аудио-и видеокассеты, компакт-диски, которые являются информационными продуктами) [3, с. 89].

Одним из основных нормативных  актов, который регулирует информационную сферу общественных отношений, является Закон КР "Об информатизации", в котором закреплены права граждан КР на информацию, заложены правовые основы информационной деятельности и определены правовые формы международного сотрудничества в области информации.

Главными направлениями и способами государственной информационной политики в соответствии с Законом являются: обеспечение доступа граждан к информации; создание национальных систем и сетей информации; содействие постоянному обновлению, обогащению и хранению национальных информационных ресурсов; создание общей системы охраны информации; содействие международному сотрудничеству в области информации и гарантирование информационного суверенитета КР [6].

Целая группа законодательных актов регулируют основные направления государственной информационной политики, государственного управления и пути дальнейшего развития указанной сферы. Это прежде всего Постановление Правительства Кыргызской Республики (далее КР) от 24 апреля 2002 г. № 248 «О Государственном плане мероприятий по реализации Программы развития информационно-коммуникационных технологий в КР», который определяет стратегию решения проблем обеспечения информационных потребностей и информационной поддержки социально-экономической, экологической, научно-технической, оборонной, национально-культурной и иной деятельности в сфере общегосударственного значения.

Национальная программа информатизации направлена на создание необходимых условий для обеспечения граждан и общества своевременной, достоверной и полной информацией путем широкого использования информационных технологий, обеспечения информационной безопасности государства.

Примером государственной политики в сфере управления информационной отраслью является Постановление Правительства КР от 8 ноября 2001 г. № 697 «Об утверждении Программы развития информационно-коммуникационных технологий в КР».

Следующая группа нормативных актов устанавливает статус электронного документа на уровне бумажного, обеспечивает оборот электронных документов, устанавливает правила применения цифровой подписи и определяет порядок обращения документов.

Закон КР " Об электронном документе и электронной цифровой подписи" определяет правовой статус электронной цифровой подписи и регулирует отношения, возникающие при использовании электронной цифровой подписи, устанавливает основные организационно-правовые принципы  электронного документооборота и использования электронных документов. Установлено, что  государственное регулирование электронного документооборота в КР осуществляется Кабинетом Министров и другими органами исполнительной власти, которые реализуют государственную политику электронного документооборота [7].

Закон КР "Об обязательном экземпляре документов" [8] определяет правовые основы функционирования системы обязательного экземпляра документов и регулирует информационные отношения, связанные с пополнением национального информационного фонда КР. Закон устанавливает принципы государственной политики по пополнению национального информационного фонда обязательными экземплярами документов, регулирует информационные отношения, связанные с функционированием системы обязательного экземпляра документов; устанавливает обязанности и права производителей и получателей документов.

Следующую группу законодательных актов составляют законы, регулирующие общественные отношения, связанные с  выполнением профессиональных обязанностей, осуществлением специфической деятельности в сфере информационных отношений.

Закон КР "О средствах массовой информации» создает правовые основы деятельности средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы. Закон декларирует свободу слова и свободное выражение в печатной форме взглядов и убеждений, которые гарантируются Конституцией КР и означают право каждого  гражданина  свободно  и  независимо  искать,  получать,  фиксировать,  хранить,  использовать  и распространять любую информацию с помощью печатных средств массовой информации. Он устанавливает недопустимость злоупотребления свободой деятельности печатных средств массовой информации, определяет язык печатных средств массовой информации [9].

Закон КР "О телевидении и радиовещании" регулирует отношения, возникающие в сфере телевизионного и радиовещания на территории КР, определяет правовые, экономические, социальные, организационные условия их функционирования, направленные на реализацию свободы слова, прав граждан на получение полной, достоверной и оперативной информации, на открытое и свободное обсуждение общественных вопросов [10].

Закон КР «Об электрической и почтовой связи» определяет полномочия государства по управлению и регулированию указанной деятельности, а также права, обязанности и принципы ответственности физических и юридических лиц, участвующих в данной деятельности или пользуются телекоммуникационными услугами [11].

Отдельная группа законодательных актов касается соблюдения государственной тайны,  хранения информации, поддержка информационной безопасности государства.

Так Закон КР "О защите государственных секретов" регулирует общественные отношения, связанные с отнесением информации к государственной тайне, засекречиванием, рассекречиванием ее материальных носителей и охраной государственной тайны в целях защиты национальной безопасности КР. Этот Закон определяет компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере охраны государственной тайны и определяет, что специально уполномоченным  органом государственной власти в сфере обеспечения охраны государственной тайны является ГКНБ КР. Кроме того, устанавливает формы контроля за обеспечением охраны государственной тайны и ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне [12].

Анализируя законодательные акты, мы определили основные группы по сфере их действия, взяв за основу такой признак, как сфера регулирования информационных отношений. Поэтому определяем следующие квалифицирующие группы законов КР в сфере информационного регулирования:

• законы, устанавливающие основополагающие стандарты информационной сферы регулирования;

• законы, устанавливающие основные принципы государственной политики в информационной сфере;

• законы, определяющие статус электронных документов, цифрового удостоверения документов;

•   законы, регулирующие общественные отношения по профессиональным признакам в информационной сфере;

• законы, регулирующие порядок предоставления, использования государственного пространства;

• законы, регулирующие вопросы защиты информации, соблюдения информационной безопасности. Систематизация   информационного   законодательства    дает     возможность      определить     основные приоритетные направления развития и дальнейшего формирования нормативной базы в указанной сфере. Можно отметить недостаточную, практически отсутствующую законодательную базу, которая упорядочивала бы такой значительный сектор информационных отношений, как регулирование общественных отношений в Интернете. Необходимо отметить, что при создании информационного законодательства следует руководствоваться общими принципами Конституции КР, а также базироваться на принципах свободы создания, получения, использования и распространения информации; объективности, полноты и точности информации; гармонизации информационного законодательства; ограничение доступа к информации исключительно на основании закона; минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий функционирования ИКТ; недопущения незаконного распространения, использования и нарушения целостности информации.

 

Список литературы

1.     Бачило, И. Л. Информационное право: учебник / И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов; под ред. Б. Н. Топорнина. – 2-е изд., с изм. и доп. – Санкт-Петербург: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. –725 с.

2.     Баранов А.А. Проблемы развития информационного права в контексте развития информационного общества. Журнал «Право.by» №5 (25) 2013. С. 115-119.

3.     Боер В.М. Информационное право: учеб. пособие. Ч. 1 / В.М. Боер, А.Г. Павельева; ГУАП. - СПб., 2006 -116 с.

4.     Копылов В.А. Информационное право: Учеб.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Юристъ, 2005.-512с

5.     Цымбалюк В. С., Гавловський В. Д. и др. Основы информационного права Украины: Учебное пособие. К.: Знання, 2004.-441с.

6.     Закон КР от 8 октября 1999 года №107 "Об информатизации".

7.     Закон КР от 17 июля 2004 года N 92 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

8.     Закон КР от 22 ноября 1997 года №83 «Об обязательном экземпляре документов».

9.     Закон КР «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года, № 938-XII.

10. Закон КР "О телевидении и радиовещании от 2 июня 2008 года N 106.

11. Закон КР от 2 апреля 1998 года № 31 «Об электрической и почтовой связи».

12. Закон КР «О защите государственных секретов КР» от 14 апреля 1994 года N 1476-XII.