Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Как известно, по мере своего развития общество проходит ряд стадий, начиная от семьи и заканчивая государством. На сегодняшний день в мире есть примеры сосуществования племенных общностей как более ранней и государства как более поздней стадии развития общества. Однако унифицированного механизма такого взаимодействия до сих пор нет. По последним известным данным на территории примерно 90 стран мира существуют племенные общности, которые так и не стали членами социума, создавшего государство. Их численность составляет около 370 миллионов человек. [7]

   В Российской Федерации характерными чертами племенной общности обладают коренные малочисленные народы, статус которых определен рядом нормативно-правовых актов, базовым из которых является Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее ФЗ №82).

   Под коренными малочисленными народами понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие  традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы,  насчитывающие  в  Российской  Федерации  менее  50  тысяч  человек  и  осознающие  себя самостоятельными этническими общностями  [2]. В  настоящее время  на  территории Российской Федерации проживают 47 коренных малочисленных народов [3], общая численность которых достигает 257 895 человек.

   На сегодняшний день правовой статус коренных малочисленных народов закрепляется привилегиями и иммунитетами.

   Под привилегиями мы понимаем особые права, которыми государство наделяет коренные малочисленные народы, а под иммунитетами – изъятия из законодательства, благодаря которым коренные малочисленные народы перестают быть субъектами отдельных правоотношений.

   Примерами привилегий для коренных малочисленных народов можно считать: расширенный список животных, которых можно отнести к охотничьим ресурсам [5]; право приоритетного пользования животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности [1]; право замены военной службы на альтернативную гражданскую службу [2] и т. д.

   В качестве иммунитетов для коренных малочисленных народов можно рассматривать следующие изъятия из законодательства: освобождение от налогообложения в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов [4]; непризнание объектами налогового обложения объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов [4] и т. д.

    Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить, что на сегодня существует около 27 нормативно - правовых актов, которые регулируют правовой статус коренных малочисленных народов. Это создает сложности в установлении их истинного правового статуса.

   Существуют проблемы и в самом механизме регулирования правового статуса коренных малочисленных народов. На основании проведенного анализа мы делаем вывод о том, что все привилегии и иммунитеты преследуют две цели: обеспечение традиционного образа жизни и социализация.

    В качестве примера для демонстрации первой цели можно рассмотреть право коренных малочисленных народов осуществлять рыболовство без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. Данное право позволяет обеспечивать традиционный образ жизни и осуществлять традиционную хозяйственную деятельность.

   Примером цели социализации служит уже упомянутое право коренных малочисленных народов на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Возможность прохождения альтернативной службы позволяет коренными малочисленным народам взаимодействовать с социумом и активнее участвовать в общественной жизни.

   Данные цели являются взаимоисключающими, так как направлены на достижение абсолютно разного результата. Именно поэтому сегодняшний состав коренных малочисленных народов очень неоднороден по уровню социального развития.

   Рассматриваемая проблема носит межотраслевой характер и лежит на стыке как юриспруденции, так и, например, этнографии. Изучив научную литературу этнографов, было выявлено две группы коренных малочисленных народов: социализированные и ортодоксальные.

  Социализированные коренные малочисленные народы осознают себя частью общества, пользуются привилегиями и иммунитетами и не изолируются от государства.

   Ортодоксальные коренные народы цивилизация затронула в меньшей степени. Они самоизолированы от государства, не идут на контакт с обществом и отношения внутри общности регулируют посредством обычаев и традиций. Именно с их деятельностью связаны существующие противоречия между действующим законодательством и обычаями и традициями коренных малочисленных народов.

    Так, например, у хантов существует обряд жертвоприношения для получения поддержки божества Кейвур ху акем ики, которое покровительствует оленям и оленеводам [6; С. 401]. Жертва должна быть принесена в святилище, которое находится глубоко в тайге, в нескольких километрах от поселка Вытвожгорт. Церемония происходит поздней осенью, когда оленей приводят в поселок с летних пастбищ Урала. Хотелось бы обратить внимание на способ умерщвления оленей. Он заключается в удушении животных с последующим закалыванием ножом.

   На наш взгляд, реализация данного обряда нарушает действующее уголовное законодательство по статье 245 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье, необходимо, чтобы жертвоприношение животного было совершено с применением садистских методов. Однако на сегодняшний  день нет четкого определения того, что законодатель подразумевает под «садистскими методами». Поскольку легального понятия мы не обнаружили, объектом исследования выступила судебная практика по данному вопросу. Но в Российской Федерации на сегодня ее нет. Коренные народы не привлекают к юридической ответственности за исполнение их обрядов, связанных с обычаями и традициями.

   И, казалось бы, вопрос взаимодействия данных племенных общностей и государства не актуален в силу отсутствия взаимодействия между субъектами. Однако государство играет свою роль в реализации традиций коренных народов. Так на проведение хантами ритуала жертвоприношения оленей в дар божеству Кейвур ху акем ики глава Ямало-Ненецкого автономного округа выделил субсидии. Губернатор посчитал, что «учитывая значимость оленя для всего Ямала, благосклонность божества очень важна».

   То есть государство не только не совершенствует существующий механизм регулирования традиций и обычаев, результатом чего стало отсутствие практики по привлечению коренных малочисленных народов к ответственности, но и способствует возникновению противоречий  между деятельностью коренных малочисленных народов и действующего законодательства.

   Существует также еще одна проблема. На сегодняшний день по всему миру, кроме механизма, используемого Российской Федерацией, существуют еще три механизма регулирования правового статуса племенных общностей.

   Первый механизм представлен Австралией и Океанией. Ряд современных ученых указанной части Света не считают членов племенных общностей не то чтобы субъектами права, не считают их людьми.

   Второй механизм представлен странами Африки. Африка проявляет нейтральное отношение к племенным общностям.

   Третий механизм обнаружен в Соединенных Штатах Америки. Государство признает обособленное положение племенных общностей, поэтому вводит на территории их поселений особый правовой режим. Согласно данному режиму, племенные общности могут руководствоваться традициями и обычаями, а государство никак не вмешивается в их жизнь.

      Работа соответствующих механизмов приводит к выводу о наличии двух следующих понятий.

   Самостоятельность - обособленное существование племенных общностей, никак не урегулированное государством.

   Автономия – способ регулирования государством общественных отношений, складывающихся в племенной общности с предоставлением последним возможности регулирования отдельных отношений в соответствии с собственными.

   В ФЗ №82 за коренными  малочисленными  народами  закреплена самостоятельность, но в этом тоже существует противоречие. Ведь закрепление какого-либо правового статуса за субъектом права – это явное проявление автономии, а не самостоятельности.

  Подводя итог, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопрос урегулирования правового статуса коренных малочисленных народов требует дополнительного урегулирования.

   На наш взгляд, для того, чтобы искоренить уже существующие проблемы, связанные с правовым статусом данных субъектов, необходимо для начала провести консолидацию всех существующих нормативно-правовых актов, регулирующих привилегии и иммунитеты, касающиеся коренных малочисленных народов. Затем, чтобы избежать противоречия обычаев и традиций коренных малочисленных народов, необходимо усовершенствовать существующий механизм регулирования государством правового статуса коренных малочисленных народов.

   Для данного усовершенствования, на наш взгляд, необходимо:

   Во-первых, исключить из существующего законодательства привилегии и иммунитеты, направленные на обеспечение традиционного образа жизни. Но одновременно повысить уровень социальной защиты данных народов, чтобы они имели все необходимые ресурсы для комфортного существования.

   Во-вторых, ввести понятие социализированных коренных малочисленных народов и закрепить за ними автономию, которая оставляет за ними предоставленные привилегии и иммунитеты.

   В-третьих, провести социализацию ортодоксальных коренных народов для последующего закрепления за ними автономии. Но до закрепления за ними данного статуса, лишить их всех существующих привилегий и иммунитетов, одновременно обеспечивая им защиту со стороны государства.

Список литературы

1.     О животном мире: Федер. зак. от 24. 04. 1995 № 52 – ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2.     О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федер. зак. от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая): Федер. зак. от 05. 08. 2000 г. № 117 – ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

4.     О  Едином  перечне  коренных  малочисленных  народов  Российской  Федерации:  Постановление Правительства от 24 марта 2000 г. № 255 // СПС «Консультант Плюс».

5.     Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. зак от 24. 07. 2009 г. № 209 – ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

6.     Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров: Екатеринбург УрО РАН, 1995 – С.401- 404.

7.     Общие данные о Всемирной конференции по коренным народам // www.un.org (25.02.15).