Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Авторы:
Город:
Сочи
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о нормативно-правовом регулировании таможенной службы в централизованном Московском государстве в период XVI-XVII вв. Проведен анализ таможенной реформы Алексея Михайловича Романова. В хронологическом порядке выделены и рассмотрены источники таможенного права, изучено их содержание.

Ключевые слова: таможенная служба, нормативные акты, законодательство, Московское государство.


 Важную роль в процессе становления таможенной службы сыграло законодательство. Переход от обычно- правового   регулирования   к   законодательному   осуществлялся   повсеместно   по   мере   оформления централизованных государств, так как законодательство, в отличие от правового обычая, обладало мобильностью и лучше было приспособлено для регулирования изменяющихся общественных отношений. Кроме того, норма закона непосредственно исходит от государства, поэтому лучше приспособлено для закрепления публичного интереса. В следствие этого процессы становления таможенной службы и оформление таможенного законодательства России происходили одновременно.

Утверждение законодательного регулирования в  таможенной сфере сопровождалось постепенным вытеснением правового обычая из государственного регулирования, так как обычаи сформировались в небольших территориальных образованиях и закрепляли их таможенное своеобразие. В централизованном государстве встала задача преодолеть данное своеобразие и выработать новые, единые в пределах государства подходы к регулированию.

В правовой регламентации осуществления таможенной службы на местах на первом этапе истории централизованного государства ведущую роль исполняли уставные таможенные грамоты. Появление уставных таможенных грамот относится к правлению Ивана III. Они использовались для урегулирования и регламентации местной практики и специфики взимания различных торговых сборов, видов и размеров пошлин, таможенного обслуживания порядка функционирования гостиного двора для купцов, условий транзитного проезда.

Появление уставных таможенных грамот позволило обеспечить плавный переход от обособленности к единому в масштабах государства нормативному регулированию.

Анализ содержания уставных таможенных грамот позволяет выделить несколько групп норм, традиционно включавшихся в эти нормативные акты.

1.     Нормы, определявшие организационные основы таможенного учреждения. Центральная власть, в связи с тем, что было два порядка укомплектования таможен (откупной и верный) издавало уставную грамоту, регламентировавшую важнейшие моменты функционирования таможни.

2.     Нормы регламентирующего характера, которые определяли порядок ввоза товара, правила его размещения и торговлю в городе иногородними купцами.

3.     Нормы охранительного характера, определявшие правила привлечения к юридической ответственности за нарушение установленных таможенных правил, а также за злоупотребления должностных лиц в процессе осуществления полномочий.

4.     Нормы пошлинного обложения, определявшие размер ставок таможенных платежей, правила их исчисления, ставшие прототипом ставок таможенно-тарифного обложения.

5.     Нормы, определявшие торговый статус местного населения и приезжих купцов.6

Примерно с средины XVI века устанавливается порядок таможенного обложения. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Михайловича Романова завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

 

2   Балковая В.Г. Таможенная служба Российского государства в XVI-XVIIвв. Историко-правовой аспект. Lap lambert Academic Pablishing GmbH & Co.KG. С. 58-59


Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела и положили начало его правовому обоснованию.

В статьях Соборного Уложения впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил, установленных указанным документом.

Основным содержанием таможенной реформы царя Алексея Михайловича стало проведение мероприятий по замене уставных таможенных грамот отдельных торгов на всероссийские уставные таможенные грамоты в пределах всего централизованного государства. Принятие всероссийских таможенных грамот стало поворотным пунктом в истории отечественного таможенного дела. Так как в них были закреплены стратегические подходы к формированию государственной таможенной  политики, они стали основой для  оформления  принципиально новой нормативной базы в сфере таможенного дела7.

В ходе реформы впервые была создана система актов таможенного законодательства как иерархическая совокупность нормативно-правовых актов различного уровня. Значительное развитие получает подзаконное нормотворчество. Ведомственные акты конкретизировали и развивали содержание норм вышестоящих актов.

Всероссийские уставные таможенные грамоты и уставы, являясь актами учредительного характера, составили основу системы таможенного законодательства. Уставные документы принимались царем совместно с боярской думой и вступали в действие после опубликования соответствующего «именного указа с боярским приговором».

Первым всероссийским уставным документом стала царская уставная грамота, основные положения которой легли в основу «Торгового устава», который вступил в силу 25 октября 1653 года после опубликования именного указа с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров»8.

Данный указ являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением. Он рассылался из Приказов по городам таможенным головам и целовальникам, включался в Наказные памяти, в местные годовые списки и в книги таможенных сборов. Торговый устав хранился в таможенных избах на видном месте.

Указ заменял прежние многочисленные сборы единой рублевой пошлиной и устанавливал равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой таможенной пошлиной. Частично были упразднены приезжие сборы.

Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства  второй половины XVII –первой половины XVIII века.

Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России.

В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

Новоторговый устав представлял собой соединение основ таможенного, налогового и бюджетного кодексов. Помимо этого, Новоторговый устав содержал элементы уголовного законодательства, так как в нем были главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения. Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За незаконный ввоз спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекали конечности.

Подводя итог вышесказанного, отметим, что, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает нам основание считать его первым таможенным тарифом.

Следующими по значимости в системе таможенного законодательства являлись царские указы. Правом их принятия обладал глава государства (т.е. это были «именные указы»), а т.к. данный исторический период характеризуется самодержавием, то именные указы царя имели силу законов.

   

3 http://www.rusnauka.com/27_NNM_2011/Pravo/1_91884.doc.htm

4    Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1649-1830 гг. В 48 т. СПб.:  II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. С. 107


Наряду с именными указами нормативного содержания, самодержец принимал указы и распорядительного характера.

Самостоятельную группу нормативных источников составляли боярские приговоры. Боярская дума была высшим законосовещательным и законодательным органом, поэтому боярские приговоры обладали значительной юридической силой.

Акты высших органов регулировали стратегические вопросы в сфере таможенной политики. А в сфере практической деятельности конкретных таможенных учреждений – ведомственные подзаконные акты.

Ведомственные подзаконные акты в большинстве своем были представлены приговорами, которые рассылались из Приказа Большой казны (центральное финансовое учреждение России XVII - нач. XVIII вв., созданное по инициативе патриарха Филарета для руководства государственным хозяйством). Это были небольшие по объему документы, главной целью которых была конкретизация норм указов и уставов, и определение механизма их реализации в практической деятельности таможен.9

Наказы составляли самую многочисленную группу подзаконных актов. Наказы регламентировали два рода процедур: организационные и оформительские.

Большое внимание в наказах уделялось вопросам привлечения к ответственности нарушителей таможенных правил, затрагивались вопросы ответственности должностных лиц, включались нормы о личной и имущественной ответственности головы и целовальников.

В дополнение к приговорам и наказам Приказ Большой казны принимал памяти, обращенные к персоналу конкретных таможен и имеющее целью исправить недоработки в ведении таможенной документации.

Таким образом, государство в XVI - XVII веках стремилось к совершенствованию таможенного законодательства с целью защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм.

Проведение реформы в таможенном деле было обусловлено необходимостью введения новых форм нормативно-правовых документов в пределах всего централизованного государства, что вывело организацию таможенного дела на более высокий уровень, соответствующий задачам, стоящими перед государством.

   5   Балковая В.Г. Таможенная служба Российского государства в XVI-XVIIвв. Историко-правовой аспект. Lap lambert Academic Pablishing GmbH & Co.KG. С. 73-74.

Список литературы

1.     Балковая В.Г. Таможенная служба Российского государства в XVI-XVIIвв. Историко-правовой аспект. Lap lambert Academic Pablishing GmbH & Co.KG., 2012.

2.     Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1649-1830 гг. В 48 т. СПб.: II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.

3.     http://www.rusnauka.com/27_NNM_2011/Pravo/1_91884.doc.htm